        
«Разработано»
Ученическим Самоуправлением
«Pro - знание»
Председатель УС:
________________
|
«Согласовано»
Директор МОУ СОШ № 10
Е.В. Тимохович__________
|
1. Позиционный блок
Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
-
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
-
Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
-
Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
-
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
-
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
-
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
-
Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
-
Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
-
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
-
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
-
Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
-
Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
-
Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
-
Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
-
Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
-
Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
-
Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
-
Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
-
Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.
Содержание деятельности органов ученического самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
-
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
-
Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
-
Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
-
Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
-
Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
-
Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся. Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.
Структура ученического самоуправления.
Модель «Pro-знание»:
Данная модель самоуправления опирается на:
-
реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
-
основные нормативные документы школы, не противореча им;
-
сохранение и приумножение школьных традиций;
-
простоту внедрения проекта в жизнь;
-
вовлечение в процесс самоуправления учащихся.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.
Общешкольная ученическая конференция обучающихся
МОУ СОШ № 10.
.
Совет обучающихся МОУ СОШ № 10
Совет обучающихся
5-8 классов
«Искатели»
Совет обучающихся
9 – 11 классов
«Лидеры»
Совет обучающихся
1 – 4 классов
«Светлячки»
Сектор согласия и примирения
Сектор досуга
и культуры
Информации и печати
Сектор науки и образования
Сектор трудовых дел
Сектор спорта и здоровья
Классные коллективы МОУ СОШ № 10
Советы классных коллективов МОУ СОШ № 10
Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты:
-
мотивационно-деятельностный,
-
ориентировочно-ценностный,
-
познавательный,
-
рефлексивно-оценочный.
Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.
2. Организационный блок
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
-
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
-
Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
-
Воспитание ответственности за порученные дела;
-
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное ученическое самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Советы I, II, III ступеней «Лидеры», «Искатели», «Светлячки»
- выступают от имени учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников при решении вопросов жизни школы;
- координируют деятельность органов самоуправления;
- организуют внешнюю работу;
- готовят и проводят собрания и линейки;
- организуют выпуск газеты;
- организуют соревнования между классами начальной школы, среднего звена и старшеклассниками;
- подводят итоги года и т.д.
Управляющий Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
-
Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности;
-
Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
-
Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
-
Помощь в организации шефской работы;
-
Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, города, области;
-
Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
-
Закон об образовании;
-
Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
-
Декларация прав ребенка;
-
Конвенция о правах ребёнка;
-
Конституция Российской Федерации;
-
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
-
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
-
Положение о лицензировании образовательной деятельности;
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
-
Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123);
-
Устав МОУ СОШ № 10;
-
Локальные акты, регламентирующие деятельность школы
Российское законодательство прямо указывает на то, что и местное самоуправление и образовательное учреждение строят свою деятельность на единых основаниях.
-
Централизованно устанавливаемые ограничения.
-
Наличие собственной компетенции.
-
Ответственность перед сообществом.
4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе.
Сектор
|
Ведущий вид деятельности
|
Содержание
|
Сектор науки и образования
|
Познавательная деятельность
|
- предметные недели, встречи с интересными людьми,
- интеллектуальные игры,
-диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
|
Сектор трудовых дел
|
Трудовая деятельность
|
- забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства, проведение акций по благоустройству
|
Сектор информации и печати
|
Деятельность по созданию информационного поля школы через оформление стендов и т.д. Осуществляет формирование имиджа школы
|
- выпуск школьных и классных газет.
- оформление сайта школы.
|
Сектор спорта и здоровья
|
Спортивно оздоровительная деятельность
|
- организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
|
Сектор досуга и культуры
|
Художественно эстетическая деятельность
|
- тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
|
Сектор согласия и примирения
|
Работа аппарата школьного ученического омбудсмена
|
- правовое воспитание обучающихся,
разрешение конфликтных ситуаций
|
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
-
Повышение гражданской позиции школьников;
-
Повышение заинтересованности в развитии школы;
-
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
-
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
-
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
-
Активизация творческой деятельности учащихся;
-
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
-
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
-
Заседания Советов ученического самоуправления;
-
Участие в работе ученических и родительских собраний;
-
Проведение благотворительных и иных акций;
-
Проведение социологических опросов;
-
Участие в работе творческих групп;
-
Проведение круглых столов;
-
Организация и проведение досуговых мероприятий;
-
Организация и проведение спортивных соревнований;
-
Другие формы работы.
Организация обучения актива.
-
Система подготовки актива ученического самоуправления;
-
Анкетирование;
-
Тренинги;
-
Деловые и ролевые игры;
-
Дебаты.
Важное место занимает организация Актива школы. Школа Актива, как правило, функционирует при общешкольных органах соуправлениях или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.
От учащихся ожидается активное использование приобретенных ими знаний в работе Совета, планировании классных и общешкольных мероприятий, а также обладании ими может способствовать улучшению самодисциплины.
6. Управленческий блок.
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
-
Сбор информации и её анализ (производится участниками Совета, Председателем и старшим вожатым (педагогом-организатором).
-
Планирование (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, старшим вожатым (педагогом-организатором) и зам. директора по ВР).
-
Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется старшим вожатым (педагогом-организатором) и классными руководителями).
-
Контроль (производится Председателем Совета, старшим вожатым (педагогом-организатором) и зам. директора по ВР).
-
Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (Старший вожатый (педагог-организатор) и зам. директора по ВР).
Совет определил основные направления деятельности:
-
«Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
-
«Духовность» (духовно-нравственное, художественно-эстетическое»;
-
«Отечество» (гражданско-правовое, военно-патриотическое);
-
«Мир вокруг нас» (воспитание толерантного отношения к окружающим);
-
«Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены ключевые мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто представлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Самоуправление и соуправление в МОУ СОШ № 10.
Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, - различные объединения и организации взрослых и детей. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управлении жизнедеятельностью школы. В школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:
-
педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), административно-методический совет, методические объединения учителей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогический консилиум, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;
-
самоуправление ученического коллектива – Совет обучающихся школы (высший орган их самоуправления в школе); общешкольная ученическая конференция, рабочие органы самоуправления (советы, сектора); классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы;
-
ассоциации родителей школы – общешкольное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы.
При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей мы руководствуемся следующими позициями:
-
Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.
-
Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.
-
Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
-
Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общее собрания перед органами представительной демократии (конференции, советы, комитеты и др.).
-
В нашей школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
-
Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
-
Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.
Общей целью как раздельных, так и совместных органов самоуправления учащихся, их родителей и педагогов в школе является реализация их потребностей и интересов. Работа любого органа самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности, что в свою очередь, не определяет его организационную структуру. Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы: ученическую, педагогическую, родительскую и систему соуправления педагогов, учащихся и родителей, являющуюся системой самоуправления всей школы. Наряду с органами самоуправления общешкольного уровня могут и должны действовать органы соуправления. Высшим органом самоуправления в педагогическом коллективе является педагогический совет школы, который:
-
обсуждает и утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе с учащимися, социально-правовые и психолого-педагогические основы, взаимоотношений с ними и их родителями;
-
определяет организационную структуру педколлектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных обязанностей;
-
выражает и отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школе и за ее пределами и т.д.
Административно - методический совет
-
организует работу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов,
-
координирует деятельность учителей в методических объединениях, оказывает им практическую помощь,
-
занимается распространением педагогического опыта,
-
организует педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, работы школ передового опыта,
-
развивает и укрепляет методическую базу учебно-воспитательного процесса.
Методическое объединение педагогов
-
организует самообразование, наставничество педагогов работу над методической темой, обмен опытом работы учителей;
-
занимается изучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов, передового опыта работы учителей;
-
осуществляет в своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов, учебно-воспитательных результатов деятельности педагогов;
-
высказывает рекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории;
-
выступает с ходатайством перед педсоветом, директором школы о предоставлении своим членам работать в режиме доверия и самоконтроля, о проведении внеочередной аттестации, награждении учителей ведомственными наградами и т.д.
Организационная структура самоуправления и соуправления в МОУ СОШ № 10.
Совет родителей
Педагогический совет
Управляющий совет школы
Общешкольный родитель с-кий комитет
Совет обучаю щихся 1-4 классов «Светлячки»
Совет обучающихся 5-8 классов «Искатели»
Административно - методический совет
Совет обучаю щихся 9-11 классов
«Лидеры»
Совет обучающихся
Поделитесь с Вашими друзьями: |