Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин



Скачать 38,76 Kb.
страница1/6
Дата18.05.2022
Размер38,76 Kb.
#184132
ТипРассказ
  1   2   3   4   5   6
Связанные:
opyt raboty


"Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Цель: развитие связной речи детей.


Актуальность.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Я остановилась более подробно на пересказе, а так же сочинение рассказов по картине и серии картин, т.к. именно они вызывают наибольшие трудности у дошкольников.
Диагностика этих умений показала, что при списочном составе в 18 детей, семь из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Десять - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь один человек владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Именно поэтому необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
Мною была разработана методика по обучению детей связной речи. При включении описанных в ней методов и приемов в конспекты занятий по развитию речи можно выработать у дошкольников более сознательный и осмысленный подход к оформлению собственного монологического высказывания.

Задачи:

- Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;


- Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам и пересказу;
- Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей.

При продумывании конспектов занятий желательно соблюдать ряд правил:


- Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
- Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
- Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
- Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
- По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Методика по обучению дошкольников связной речи.

Скачать 38,76 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница