РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА
В ШКОЛАХ АГИНСКОГО ОКРУГА
(к 55-летию дидактической системы Л.В. Занкова)
Л.Р. РАБДАНОВА, проректор по учебно-методической работе
Агинского ИПК работников социальной сферы
Рост свободы выбора личности, ослабление традиционных систем передачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения «детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный период России стали объективными предпосылками появления вариативного образования. Первопроходцем в создании систем развивающего обучения, послуживших началом развертывания вариативности образования в отечественной школе, является Леонид Владимирович Занков, аспирант и последователь Л.С. Выготского, разработчик теории и практики новой дидактической системы обучения, он относится к числу виднейших отечественных ученых в области педагогики, психологии, дефектологии.
Подготовка к опытно-экспериментальной работе по внедрению идей академика Л.В. Занкова в школьную практику Агинского Бурятского округа началась в 90-х годах. В это время по инициативе Б.Б. Дамбаевой учителя начинают освоение психолого-педагогических технологий: технологии поэтапного формирования умственных действий Н.Талызиной, теории содержательных обобщений, технологий развивающего обучения. В этот период перестраивается методика проведения районных семинаров учителей: лекция - демонстрация уроков учителями по той или иной технологии - обсуждение занятий. Первыми в 1992-1993 учебном году по методике Л.В. Занкова начали работать учителя Ячменева Л.В. (МОУ СОШ №3 п. Агинское), Г.Ф. Чернова (МОУ СОШ №2 п. Агинское), Д.Д. Бальжинимаева (МОУ СОШ с. Урда-Ага). В настоящее время в округе дидактическую систему Л.В. Занкова реализуют в 29 общеобразовательных учреждениях 120 учителей из 279 учителей, что составляет 47%, категорийность учителей-занковцев составляет 88%.
Наряду с изменением содержания образования нарастают тенденции кардинальных перемен в технологии образовательного процесса. На данный момент он характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению, что отражается в государственном стандарте нового поколения. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является актуализация деятельностного подхода, основанная на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому проектируются системы Занкова и Эльконина-Давыдова.
Развитие системы возможно при условии, если в ней работают вдумчивые, грамотные, творческие учителя, глубоко понимающие цели и задачи обучения, владеющие необходимыми приёмами и методами, хорошо понимающие психологические особенности возраста младшего школьника, закономерности дидактических систем. Учитель развивающего обучения нашего времени – это человек, который имеет горизонты и перспективы развития, способный не только учить детей, но и «вести социализацию личности в целом».
Что дают системы учителю? Большой творческий потенциал, изменение отношения к ученику, подведению итогов и оцениванию. Учитель становится подлинным другом и старшим товарищем своих воспитанников, участником коллективного процесса. Что дают системы учащимся? Стремление к более глубокому познанию, постоянному движению вперёд, желание выполнять сложные задания. Наблюдается высокий уровень речевого развития, увеличение скорости чтения. При анализе письменных работ - сочинений, творческих заданий - наблюдается понимание, осмысление, творческая инициатива, интерес к самостоятельной деятельности самих учащихся, которые учатся рассуждать, доказывать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать, сопоставлять. Дети становятся раскованными, дружелюбными, жизнерадостностными, воспитанными, учатся сдерживаться, стремятся прийти на помощь. Что дают системы родителям? Уверенность в успешном будущем своего ребёнка.
Принципы системы обучения, предложенные Л.В. Занковым, методологически отличаются от дидактических принципов традиционной педагогики. Их реализация обеспечивает общее развитие ребенка. Целостное развивающее воздействие на учащихся возможно только при обеспечении в учебном процессе единства дидактических принципов и типических свойств методической системы.
Принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и слабых, влияет характер взаимоотношений учителя и учащихся: учитель принимает ученика таким, каков он есть. Каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его творческих способностей и личного опыта вести наблюдение, выделять «существенные», с его точки зрения, общие признаки наблюдаемых объектов, описывать явления и признаки, делить на группы, дополнять, исключать объекты на основании выделенного признака, анализировать явления, систематизировать наблюдения. В полной мере данный принцип реализовывают те учителя начальных классов, которые добиваются стабильно хороших результатов у всех обучающихся: Г.Ф. Чернова (МОУ СОШ №2 п. Агинское), Д.Ц. Цыденова (МОУ СОШ с. Судунтуй) и др. Над реализацией данного принципа работают в школах, где все классы обучаются по системе Занкова: в Агинском районе – МОУ СОШ с. Урда-Ага и с. Челутай; в Дульдургинском – МОУ СОШ с. Алханай; в Могойтуйском – МОУ СОШ с. Цаган-Оль и с. Кусочи.
Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет содержание программы и учебников по предмету. Обучение, оставаясь доступным, требует определенных усилий со стороны ребенка, ведет к развитию личности. Каждый школьник сталкивается с познавательной трудностью, которая вызывает индивидуальную активность поисковой деятельности. Л.В. Ячменева (МОУ СОШ №3 п. Агинское) работает над методической проблемой «Развитие познавательной деятельности каждого ребенка», Г.В. Петрова (МОУ СОШ №2 п. Агинское) занимается «Интеллектуальным развитие младших школьников на уроках русского языка».
Принцип ведущей роли теоретических знаний заключается в познании причинности и взаимозависимости природных, исторических, языковых, математических и других явлений, их внутренней существенной связи, а не в изучении отдельных фактов, что неизменно отражается в образовательных программах учителей. Одними из первых составили технологические карты в образовательных программах Т.Б. Базаргуруева (МОУ СОШ с. Урда-Ага), Г.В. Петрова (МОУ СОШ №2 п. Агинское), Ц.К. Ракшаева (МОУ СОШ с. Чиндалей.
Принцип быстрого темпа изучения нового материала основывается на раскрытии приобретаемых знаний, углубляя и связывая их со старыми без многократных и однообразных повторений прошлого материала. Успешное освоение данного принципа в школьной практике позволяет учителям осваивать новые педагогические технологии: информационные – Л.Н. Ванчиковой (МОУ СОШ с. Цаган-Оль), личностно ориентированные – Д.-Х.Ц. Цыденовой (МОУ СОШ с. Судунтуй), проектные – Б.О. Дулмаевой (МОУ СОШ с. Цокто-Хангил).
Для формирования умения адекватно воспринимать и использовать учебную информацию нужны определенные условия: мотивация деятельности, организация самостоятельной работы по усвоению учебной информации и добыванию знаний, самостоятельная фиксация их в разной форме, самостоятельная формулировка темы, учебной задачи, постоянное обогащение содержательности, диагностика и внесение корректив в деятельность учителя в соответствии с динамикой продвижения детей. Так реализуется принцип осознания школьниками процесса учения. Поскольку концепция учения Л.В. Занкова ориентирована, прежде всего, на общее психическое развитие ребенка, учебный материал во всех его учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний.
Интерес представляет основная идея учебников – не спешить, но не топтаться на месте. У детей не должно возникать впечатления, что они воспроизводят пройденное, т.к. «знакомое» понятие рассматривается во взаимосвязи с другими и под другим углом зрения. Такая подача материала отвечает требованию осознания школьниками процесса учения. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова за 15 лет реализации в школах Агинского округа доказала свою жизненность, завоевала и продолжает завоевать приверженцев среди учителей и руководителей образования, поскольку имеет глубокую теоретическую основу, ее результативность постоянно подтверждается наблюдениями специально организовываемых экспериментальных исследований. В ней, как ни в одной другой, всесторонне и системно раскрывается «характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников».
Эффективность реализации образовательной системы Л.В. Занкова подтверждают результаты обученности, тестирования, наблюдения, изучения материальных результатов труда учащихся, составляющие основу мониторинга. Успеваемость по математике в школах округа составляет 82,4%, в школах с занковской системой – 85,3%; а качество – 49,2%, а у занковцев – 51%. В настоящее время внедрение педагогической системы Л.В. Занкова в практику обеспечивает качественное изменение образовательного пространства, перестройку педагогического мышления, создаёт благоприятную среду для изменения форм организации учебного процесса, построения новой системы оценки, контроля качества образования внедрением в практику государственного стандарта второго поколения. Каждая из позиций требует профессионального переосмысления содержания, форм и методов повышения квалификации педагогических работников.
Актуальными остаются проблемы обучения молодых кадров, преемственность между 1-й и 2-й ступенями. Сегодня возникает проблема расширения системы развивающего обучения Л.В. Занкова в целом по округу и диссеминации опыта передовых учителей-занковцев во всех территориях Забайкальского края. Стоит задача участия в федеральных конкурсах «Мы – занковцы!», «В содружестве с родителями», «Вернисаж занковцев», проведения предметных олимпиад для учащихся 2-х и 3-х занковских классов. В связи с чем создан окружной ресурсный центр системы Занкова на базе муниципального образовательного учреждения «Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа им. Г. Цыбикова». Учителя начальных классов этой школы постоянно добиваются высоких результатов, имеют достаточно высокий уровень подготовленности для обобщения и распространения опыта работы по развивающей системе Л.В. Занкова, проводят обучающие теоретические семинары, практикумы, открытые уроки, мастер-классы, научно-практические конференции, составляют проекты современных уроков.
Перспективы развивающего обучения системы Л.В. Занкова видятся в следующем:
-
совершенствовании профессионального мастерства;
-
решении вопроса преемственности;
-
создании родительских клубов;
-
диссеминации опыта работы лучших учителей-занковцев;
-
систематической работе по реализации стандарта нового поколения в общем развитии всех учащихся – сильных, слабых, средних – в оптимальном для каждого варианте.
В России действует проверенная временем целостная дидактическая система, соответствующая современным требованиям, запросам модернизации образования – дидактико-методическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. Это серьезное достижение отечественной науки доказало свою жизненность, имеет под собой веские теоретические основания и творческих талантливых приверженцев-учителей.
Поделитесь с Вашими друзьями: |