Реформа образования и дисциплины государственно-правовой специализации



Скачать 195,38 Kb.
Дата21.04.2016
Размер195,38 Kb.
#25475

В. КОМАРОВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина


РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Чем лучше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. От уровня образованности зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус.
Ключевые слова: право на образование, интересы рынков труда, Болонская конвенция, единая система высшего образования.
V. КОМАRОVА,

the doctor of jurisprudence, the professor of chair of the constitutional and municipal right of the Moscow state legal academy of O.E. Kutafin


REFORM OF FORMATION AND DISCIPLINE OF STATE-LEGAL SPECIALIZATION
The better the society train, the above its achievement in economy, social life and culture, the is more favorable living conditions of each person. Social advancement of the person and appreciably its public status depend on erudition level.
Key words: the right to formation, interests of labor markets, the Bolonsky convention, uniform system of higher education.

Становление гражданского общества и реформирование общественных отношений в современной России оказывают существенное влияние на поведение субъектов сферы образования1.

Конституционное право на образование и механизм его реализации в современных условиях обсуждается в научных работах2 и на международных научно-практических конференциях3.

Как известно, Болонская конвенция была подписана в июне 1999 г. К ней присоединились 33 страны4. Правительства стран Европы объявили о своем намерении включить свои вузы в единую сеть образовательных учреждений и поощрить миграцию студентов в Европе в зависимости от их личных интересов и интересов рынков труда. Основными целями Болонского процесса является принятие единой системы высшего образования, базирующейся на двух образовательных уровнях (бакалавриат и магистратура), развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, а также создание единой системы зачетных единиц (кредитов) и более сопоставимых ученых степеней. В конечном счете ставилась задача – выработать к 2010 г. единый общеевропейский, довольно высокий и котирующийся на рынке стандарт образования. Данные изменения в первую очередь направлены на создание единого Европейского образовательного пространства, обеспечение мобильности студентов, взаимодействие выпускников вузов и работодателей.

Россия стала сороковым членом Болонской конвенции в сентябре 2003 г. В результате участия России в Болонском процессе и существенных изменений в законодательстве об образовании высшее профессиональное образование переходит на уровневую систему и новые образовательные стандарты третьего поколения – Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Вопросы соотношения требований Болонской конвенции и российского законодательства, межгосударственное сотрудничество в сфере образования были и есть предмет активного обсуждения1. Мнения и точки зрения на процесс преобразований российского образования самый разный, порой диаметрально противоположный.

Реформы современной России, без сомнения, прямо и косвенно влияют на реализацию конституционного права на образование. Речь идет о статусе учебных заведений в реформе образования2, критериях и оценке эффективности их работы, проблемах регулирования признания непрофильными юридических вузов и факультетов3, лицензирования и системы общественной аккредитации государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юристов1, о принципах формирования рейтинга юридических вузов (Болонская декларация и Пражское коммюнике подчеркивают необходимость вовлечения студентов в процессы обеспечения качества на всех уровнях)2.

Особое беспокойство вызывают проблемы законодательного обеспечения юридического образования в свете концепции правовой реформы3.

Актуальные проблемы методики преподавания юриспруденции в вузе4 вообще и методологии, методике преподавания конституционного права в русле грядущих преобразований уделяется недостаточно места. Среди авторов, поднимающих эти вопросы, как правило, специалисты в области конституционного права5.

Обозначим некоторые проблемы преподавания конституционного права в свете обозначенных изменений.


  • Изменения в структуре и содержании основной образовательной программы и отдельных учебных дисциплин при переходе на новую, двухуровневую систему юридического образования.

Уменьшены аудиторные часы на базовые дисциплины государственно-правовой специализации, из списка обязательных дисциплин изъято конституционное право зарубежных стран. Произошло увеличение объема практической части образовательных программ, что требует модернизации юридического образования.

Увеличение объема практической части образовательных программ требует внедрения в процесс обучения обязательных ознакомительных и производственных практик. Целесообразно ввести обязательную ознакомительную и производственную практику для студентов-юристов не только на 3 и 5 курсах, но и на протяжении всех пяти лет обучения, чтобы основательнее подготовить к будущей профессии. В русле проводимых реформ это целесообразно для бакалавриата: на каждом году обучения должны быть практические занятия.

Происходит изменение в приоритетах методик преподавания1.

Лекция – ведущий компонент системы высшего профессионального образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями, прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют выработке навыков применения полученных знаний.

Благодаря лекциям повышается уровень подготовки студентов; лекции помогают им ориентироваться в новейшем законодательстве, проблемах его применения, вносят системность и равномерность в работу студентов в течение семестра2.

Лекции, как и весь процесс обучения, выполняют четыре основные педагогические функции:  обучающую, развивающую, воспитательную, организующую1.

В современных условиях, когда уменьшилось количество лекций, предпочтительнее проводить проблемные лекции. Они предполагают наряду с монологическим способом изложения материала применение проблемного метода. Преподаватель, излагая учебный материал, создает проблемные ситуации и предлагает студентам найти способы их устранения. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, студенты включаются в общение. На проблемной лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она выражается живым диалогом. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд аудитории. Когда аудитория привыкает работать в диалогических позициях, усилия педагога окупаются сторицей – начинается совместное творчество. Если традиционная лекция не позволяет установить сразу наличие обратной связи между аудиторией и педагогом, то диалогические формы взаимодействия со слушателями позволяют контролировать такую связь2.

Следует обратить внимание на то, что в процессе общего курса для бакалавров проблемная лекция мало применима, а при чтении лекций магистрам, когда студенты уже обладают некоторыми основами знаний изучаемого предмета, полученных после изучения общего курса, проблемная лекция наиболее полезна. Она позволяет приблизить процесс познания студентов к исследовательской деятельности, поскольку учебный материал усваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творчества.

Для наглядности в процессе преподавания целесообразно использовать таблицы, схемы, диаграммы3.

Основной формой преподавания в современных условиях является семинар; прежде вспомогательный, этот компонент системы высшего профессионального образования сегодня переходит на роль основного. На семинарском занятии как активной форме учебной работы используется лекционная форма подачи информации, семинарский по характеру опрос, работа над ошибками, письменные контрольные работы, вопросы для творческого размышления и правового прогнозирования.

При проведении семинарских занятий сочетаются информация для студентов, подведение итогов их самостоятельных занятий, проверка приобретенных ими знаний, закрепление и углубление их, исправление ошибочных суждений и выводов студентов, а также выработка у студентов навыков работы с нормативными актами, оценки тех или иных правоотношений, формирование правового мировоззрения.

Студенты именно на семинаре должны учиться демонстрировать свою индивидуальность, формулировать вопрос преподавателю и докладчику-студенту. Семинар, в отличие от лекции, представляет собой непосредственный диалог: диалог преподавателя и студента, студента и преподавателя или студента и студента.

Круг предполагаемых к рассмотрению на спецсеминаре аспектов должен, по нашему мнению, состоять из спорных и актуальных, практически значимых вопросов, что способствует разнообразию мнений, столкновению различных точек зрения и поиску оптимальных вариантов разрешения проблем. Подготовка к семинару должна охватывать подбор фактов, показывающих связь изучаемого вопроса с практикой, статистических данных, теоретических и практических выводов, которые необходимо делать в итоге изучения предлагаемых к рассмотрению вопросов.

Юридическое образование, находясь на новом витке спирали исторического и научно-технического развития, снова сделало акцент на своей прагматической основе – изучении судебной (прецедентной) практики.

Целесообразно предложить студенту ситуационные тесты и задачи, в процессе решения которых будут использованы полученные знания, привлекаться нормативный материал1. Таким образом, студент нарабатывает практические навыки.

Студенты на спецсеминарах учатся не только формировать свою точку зрения, но и аргументировать ее с использованием доказательств, опровергающих противоположные позиции, языком нормативно-правовых актов иллюстрирует свои выводы и заключения. Именно на спецсеминаре студенты имеют больше возможностей, чтобы детально изучать действующее законодательство, работать в команде при исследовании практической ситуации, которая соответствует практической работе юристов в крупных корпорациях, когда профессиональные знания разных юристов узкой специализации по наиболее сложным проблемам объединяются для комплексного решения вопроса.

Работа на семинаре индивидуальна и психологична, позволяет быть точнее в комплексности оценки работы и знаний студента. Юрист высшей квалификации должен быть творческим исполнителем. Широко используются деловые игры, правовое моделирование, мини-доклады, проекты и презентации студентов, метод мозгового штурма, где проявляются способность вести диалог и свобода творчества1.

Профессиональная деятельность юриста предполагает быстроту и непосредственность реакции; в письменной форме работы личные качества специалиста находят адекватное отражение на бумаге2.

Новая форма – создание презентаций. Это один из методов обучения коллективной работы. Смотр презентаций «Конституция в информационном обществе», проведенный автором в 2010 г. в институте прокуратуры МГЮА, подготовленный студентами 2 и 3 курсов показал заинтересованность и творческие идеи студентов в сфере нестандартного изложения полученных знаний.

В ГОУ ВПО МГЮА им. О.Е. Кутафина, на кафедре конституционного и муниципального права, используется: модель конституционного судопроизводста – совместно со студентами Академии правосудия; законодательного процесса; публичного слушания; написания заявления в Конституционный Суд РФ и в международные органы; деловые игры – способ проверки теоретических знаний на практике и метод профориентирования.

Практической адаптации студентов, формированию их компетентносных навыков служат встречи с практиками и ознакомительные экскурсии в органы власти. Однако сегодня реализация этой формы в большей степени основана на личных взаимоотношениях преподавателя и органов власти. Целесообразно заключать договоры, переводить на официальные рельсы выполнение образовательных требований. Однако в проектах нормативных актов, к сожалению, нет механизма проведения практики студентов в органах государственной власти и местного самоуправления.


  • Один из проблемных вопросов – современные образовательные технологии подготовки юристов.

С развитием научно-технического прогресса появились новейшие информационные технологии, компьютеры, специализированные программы, правовые базы данных, Интернет, видео, и этот безграничный объем информации – электронной, печатной, видео, аудио и т.д. – доступен студентам. Им предоставляется громадный выбор готовых и почти готовых интеллектуальных правовых продуктов-полуфабрикатов1, которые позволяют студентам не думать, не анализировать. И это нельзя назвать положительным влиянием научно-технического прогресса на процесс обучения.

Значимым видится решение вопроса о дистанционной форме обучения при получении высшего юридического образования. С точки зрения автора, это профанация. Стать юристом на расстоянии невозможно. Дистанционное обучение является формой выкачивания денег из людей, желающих получить второе высшее образование, из родителей. Разрешением проблемы здесь может быть не запрет дистанционного образования, а нахождение ниши для этого образования, использование научно-технического прогресса в процессе обучения. Например, в МГЮА видеолекции используются как вспомогательный материал. Большие инновационные и креативные идеи можно воплотить с помощью сети «Интернет».

Двусторонняя связь преподавателя и студента при выполнении определенных видов работ, использование официальных сайтов кафедр для донесения информации до студентов, способ передачи материала, Интернет-конференции могут стать способом выработки навыков аргументированной дискуссии, собственной позиции.

Аудионовости отраслевого законодательства, мониторинг законодательства доступно и кратко рассказывают об актуальных законодательных нововведениях за последнюю неделю, акцентируя внимание на важном и интересном.

Использование «электронного правосудия» как способа осуществления правосудия, основанного на информационных технологиях, «электронного правительства» и т.д., – наглядный пример работы органов власти на расстоянии, из вузовской аудитории. Конечно, «электронное правосудие» включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности арбитражных судов и систем автоматизации судопроизводства. Согласно этой концепции электронные инструменты должны обеспечить полную открытость и доступность арбитражных судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников экономических споров.

Остро стоят вопросы формирования компетентностной модели выпускника юридического вуза с учетом потребностей рынка труда, механизма учета интересов и взаимодействия студентов, преподавателей и работодателей в процессе обучения по направлению «юриспруденция».



По мнению автора, перед государством сегодня стоит сложная задача –воспринимать конституционное право на образование не только как элемент реализации социального государства, построения гражданского общества и субъективного права, но и как феномен культуры страны, как духовную ценность1.
Библиографический список:

  1. Агеева А.В., Савельев А.И. Право на образование в РФ // Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Проблемы отечественного права: история и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и докторантов 23 сентября 2008 г. Омск: Изд-во Омск. экон. ин-та, 2008. С. 8–13.

  2. Аронова Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам // http://festival.1september.ru/articles/513950/

  3. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. М., 2002. Т. 1, 2.

  4. Ахмедов Г.Г.-о. Реализация права на образование как одного из прав и свобод человека и гражданина // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал. 2009. № 1. С. 24, 25.

  5. Барсуков М.С. Система российского законодательства, регулирующего право на высшее образование // Вопросы права и проблемы становления гражданского общества в России: Сборник научных статей. Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД России, 2009. С. 3–5.

  6. Богданова Н.А. Общее и особенное в методологии конституционного права и методике его преподавания // Конституционное право и конституционная компаративистика в системе российского юридического образования: Сборник докладов. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 103–109.

  7. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. Экспериментальная учебная авторская программа / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  8. Бурмистров А.С. Контроль в сфере муниципальной власти в России: Практикум в 2-х частях. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.


  9. Бурмистров С.Л. Образование и право как феномены культуры: теоретико-системный анализ // Право и образование. 2008. № 10. С. 37–414.
  10. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2010.


  11. Васильев Ю.С., Козлов В.Н. и др. Оценка качества как система // Высшее образование сегодня. 2003. № 10.

  12. Владыкина Т.А. Право на образование как субъективное право гражданина РФ // Право и образование. 2010. № 8. С. 4–14.

  13. Галаган А.И. Проблемы контроля качества высшего образования. Подходы к их решению в ряде зарубежных стран // Известия Международной академии наук высшей школы. 2001. № 4.

  14. Джавадова С.А. Право на образование есть у всех // Эффективность законодательства в современных социально-экономических условиях: Материалы X Международной научно-практической конференции. Москва, 15 апреля 2010 г. М.: РГГУ, 2010. С. 152–155.

  15. Еникеев З.Д. Проблемы законодательного обеспечения юридического образования в свете концепции правовой реформы // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2008. Вып. 8 Т. 3. С. 949–957.

  16. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  17. Зорина Т.С. Межгосударственное сотрудничество в сфере образования: Болонский процесс и конституционное право на образование // Эволюция российского права. Тезисы докладов 6 Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25–26 апреля 2008 г.). Екатеринбург: Изд. Дом «Урал. госу. юрид. акад.», 2008. С. 296–298.

  18. Казачкова З.М., Навасардова Э.С., Щербакова Л.М. Развитие юридического образования в свете реализации конституционного права на образование и вызовов Болонского процесса // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 1. С. 7–10.

  19. Калашников А.А. Национальные проекты и право на образование // Гражданин и право. 2007. № 8. С. 51–574.

  20. Кашкин С.Ю. Методика преподавания права за рубежом и в России (на примере опыта кафедры права Европейского союза МГЮА) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1.

  21. Кененова И.П. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6 (73). С. 66–71.

  22. Кирилловых А.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9. Т. 3. С. 1188–1192.

  23. Кирилловых А.А. Высшие учебные заведения в реформе образования: критерии и оценки проблем регулирования // Право и образование. 2009. № 1. С. 82–89.
  24. Комарова В.В. Референдумное право и процесс в Российской Федерации: Учебно-методический комплекс (краткий лекционный курс, ситуационные задачи, тесты, схемы). М.: Социум, 2007.

  25. Комарова В.В. Юридическое образование сегодня // Образование и право. 2010. № 3(7).

  26. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии: Учебно-методический комплекс (краткий лекционный курс, методические рекомендации, планы семинарских занятий, ситуационные тесты). М.: Научно-информационный издательский центр ГОУВПВП г. Москвы МГПУ, 2010.


  27. Кретова Л.А. Влияние реформ современной России на реализацию конституционного права на образование // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2008. № 1. С. 21–25.

  28. Левитан К.М. Юридическая педагогика: Учебник. М.: Норма, 2008.

  29. Линников А.С. Европейское право в России: Международный семинар «Современные тенденции развития права и Европейского союза и российское юридическое образование» // Московский журнал международного права. 2000. № 4. С. 331–334.

  30. Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 33–38.

  31. Морозова С.А. Актуальные проблемы методики преподавания юриспруденции в вузе // Право и образование. 2010. № 6. С. 40–46.
  32. Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России (практикум по учебному курсу). СПб., 2009.


  33. Реформа образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. М., 2003.

  34. Тяпкина И.В. Право на образование: сравнительная характеристика норм конституции Российской федерации и закона об образовании: Гуманитарные науки // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки. Сборник докладов: В 3-х частях. СПб.: Изд-во ГУАП, 2007, Ч. 3. С. 280–282.

  35. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

  36. Kohler J. Quality Assurance, Accreditation, and Recognition of Qualifications as regulatory Mechanisms in the European Higher Education Area // Higher Education in Europe. 2003. № 3 (28). XXX. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / CDCC a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.




1 Реформа образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. М., 2003; Кретова Л.А. Влияние реформ современной России на реализацию конституционного права на образование // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2008. № 1. С. 21–25.

2 Владыкина Т.А. Право на образование как субъективное право гражданина РФ // Право и образование. 2010. № 8. С. 4–14; Ахмедов Г.Г.-о. Реализация права на образование как одного из прав и свобод человека и гражданина // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал. 2009. № 1. С. 24, 25.

3 Агеева А.В., Савельев А.И. Право на образование в РФ // Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Проблемы отечественного права: история и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и докторантов 23 сентября 2008 г. Омск: Изд-во Омск. экон. ин-та, 2008. С. 8–13; Джавадова С.А. Право на образование есть у всех // Эффективность законодательства в современных социально-экономических условиях: Материалы X Международной научно-практической конференции. Москва, 15 апреля 2010 г. М.: РГГУ, 2010. С. 152–155; Линников А.С. Европейское право в России: Международный семинар «Современные тенденции развития права и Европейского союза и российское юридическое образование» // Московский журнал международного права. 2000. № 4. С. 331–334; Тяпкина И.В. Право на образование: сравнительная характеристика норм конституции Российской федерации и закона об образовании: Гуманитарные науки // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки. Сборник докладов: В 3-х частях. СПб.: Изд-во ГУАП, 2007, Ч. 3. С. 280–282.

4 В том числе Австрия, Дания, Германия, Финляндия.

1 Кирилловых А.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2009. Вып. 9. Т. 3. С. 1188–1192; Казачкова З.М., Навасардова Э.С., Щербакова Л.М. Развитие юридического образования в свете реализации конституционного права на образование и вызовов Болонского процесса // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 1. С. 7–10; Зорина Т.С. Межгосударственное сотрудничество в сфере образования: Болонский процесс и конституционное право на образование // Эволюция российского права. Тезисы докладов 6 Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25–26 апреля 2008 г.). Екатеринбург: Изд. Дом «Урал. госу. юрид. акад.», 2008. С. 296–298.

2 Кирилловых А.А. Высшие учебные заведения в реформе образования: критерии и оценки проблем регулирования // Право и образование. 2009. № 1. С. 82–89.

3 Галаган А.И. Проблемы контроля качества высшего образования. Подходы к их решению в ряде зарубежных стран // Известия Международной академии наук высшей школы. 2001. № 4.

1 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений. М., 2002. Т. 1, 2; Васильев Ю.С., Козлов В.Н. и др. Оценка качества как система // Высшее образование сегодня. 2003. № 10.

2 Kohler J. Quality Assurance, Accreditation, and Recognition of Qualifications as regulatory Mechanisms in the European Higher Education Area // Higher Education in Europe. 2003. № 3 (28). XXX. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / CDCC a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

3 Еникеев З.Д. Проблемы законодательного обеспечения юридического образования в свете концепции правовой реформы // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. М.: Юрист, 2008. Вып. 8 Т. 3. С. 949–957; Барсуков М.С. Система российского законодательства, регулирующего право на высшее образование // Вопросы права и проблемы становления гражданского общества в России: Сборник научных статей. Хабаровск: Изд-во Дальневост. юрид. ин-та МВД России, 2009. С. 3–5.

4 Морозова С.А. Актуальные проблемы методики преподавания юриспруденции в вузе // Право и образование. 2010. № 6. С. 40–46.

5 Богданова Н.А. Общее и особенное в методологии конституционного права и методике его преподавания // Конституционное право и конституционная компаративистика в системе российского юридического образования: Сборник докладов. М.: Институт права и публичной политики, 2009. С. 103–109; Кененова И.П. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 6 (73). С. 66–71.

1 Комарова В.В. Юридическое образование сегодня // Образование и право. 2010. № 3(7).

2 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

1 Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

2 Аронова Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам // http://festival.1september.ru/articles/513950/

3 Левитан К.М. Юридическая педагогика: Учебник. М.: Норма, 2008; Борисова Н.В., Кузов В.Б. Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. Экспериментальная учебная авторская программа / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

1 По пути практической адаптации студентов посредством ситуационных тестов и задач идет большинство современных авторов. См.: Комарова В.В. Формы непосредственной демократии: Учебно-методический комплекс (краткий лекционный курс, методические рекомендации, планы семинарских занятий, ситуационные тесты). М.: Научно-информационный издательский центр ГОУВПВП г. Москвы МГПУ, 2010; Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2010; Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России (практикум по учебному курсу). СПб., 2009; Бурмистров А.С. Контроль в сфере муниципальной власти в России: Практикум в 2-х частях. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008; Комарова В.В. Референдумное право и процесс в Российской Федерации: Учебно-методический комплекс (краткий лекционный курс, ситуационные задачи, тесты, схемы). М.: Социум, 2007.


1 Кашкин С.Ю. Методика преподавания права за рубежом и в России (на примере опыта кафедры права Европейского союза МГЮА) // Юридическое образование и наука. 2009. № 1.

2 Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права. Материалы всероссийского научно-практического семинара. М., 2008.

1 Кашкин С.Ю. Указ. соч.

1 Калашников А.А. Национальные проекты и право на образование // Гражданин и право. 2007. № 8. С. 51–574; Бурмистров С.Л. Образование и право как феномены культуры: теоретико-системный анализ // Право и образование. 2008. № 10. С. 37–414; Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 33–38.




Каталог: arch
arch -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
arch -> Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) Н. Г. Гаранян
arch -> Xvii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
arch -> Фундаментальная наука и клиническая медицина
arch -> 1. Психофизиология и её определение Цели и задачи психофизиологии
arch -> Xviii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых
arch -> Формирование коммуникативной культуры преподавателя высшей школы
arch -> Модель организации проблемного обучения в процессе изучния педагогической антропологии
arch -> Структура методологического знания

Скачать 195,38 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница