Роль коммуникаций в профессиональном определении молодежи: методология исследования



Скачать 54,04 Kb.
Дата27.05.2016
Размер54,04 Kb.
#51598
Чуднова П. Е. (Ульяновск)

РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922987

Современная ситуация на рынке труда имеет изменчивый, нестабильный и неопределенный характер развития мира профессий, в котором старшие школьники должны уметь ориентироваться. Профориентация в данном случае предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер, помогающих школьникам при выборе профессии.

Актуальность выдвинутой проблемы связана с рядом обстоятельств. Во-первых, усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения  личности  как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране. Поворот российского образования к личностному и профессиональному развитию поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности школьника. При этом определился очень важный аспект – за школьником закрепился статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией, самоактуализацией. Во-вторых, смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Работа по профессиональному самоопределению построена таким образом, что создает возможность для развития мотивации, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Важная задача исследования коммуникаций в сфере профессионального выбора заключается не только в осознании значимости изучаемой проблемы, но и подборе соответствующей методологии, методик, теоретической основы и необходимого инструментария. Проблемой, на решение которой направленно данное исследование, можно назвать следующее противоречие: с одной стороны, функционирует система взаимодействия школа-вуз, нацеленная на профессиональное самоопределение школьников, с другой стороны существует необходимость формирования образа профессии с учетом индивидуальных особенностей личности школьника.

Анализ ранее проведенных исследований показывает, что на сегодня у российской молодежи готовность самостоятельно решать свою судьбу, выбирать и реализовывать свою профессиональную карьеру либо не сформирована, либо сформирована слишком слабо. Помимо этого, отмечается снижение у молодых людей мотивации в достижении успеха1.

Теоретические и эмпирические исследования вопросов профессионального самоопределения старшеклассников показывают, что формирование и развитие важнейших качеств и ценностных ориентаций, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией, зависит от качественной профориентационной работы с учащимися во время обучения в старших классах.

Системообразующим фактором личностного самоопределения является профессиональное самоопределение, понимаемое в педагогической науке как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде (Е.А. Климов). Этот длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути2. Эффективность профессионального самоопределения личности зависит от характера педагогического сопровождения данного процесса, управления данным процессом, то есть создания оптимальных условий для самостоятельного, осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности. Период выбора профессии приходится на старший школьный возраст. Для него характерны самоактуализация,  принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. Это является важнейшим основанием взвешенного выбора учащимися качественного образования, соответствующего потребностям и способностям, траектории личностного развития, приоритетам в профессиональной сфере, ценностным ориентациям и индивидуально выраженным целям3. Данные тенденции связаны с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом в социальной ситуации развития старшеклассников (Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

В ходе изучения проблемы формирования профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений, нами было решено провести исследование и определить роль профориентационной работы в системе факторов формирования представлений образа будущей профессии учащихся. Именно оно позволит определить отношение учащихся общеобразовательных учреждений к профориентационной работе и выявить уровень мотивации учащихся к профессиональному самоопределению. А также проанализировать влияние интересов, увлечений и склонностей школьников на выбор профессии и определить типы учащихся в зависимости от степени осознанности выбора будущей профессии.

Исследование проходит в несколько этапов. Первый этап - подготовительный. На данном этапе осуществляется выделение объекта и предмета исследования, проблема, цель, задачи. Разработка необходимого инструментария. В качестве оптимального метода исследования нами был выбран анкетный опрос. В ходе, которого мы сможем выяснить степень готовности и осознанности к профессиональному выбору, а также роль профориентационной работы на формирование профессионального самоопределения. На данном этапе осуществляется анализ психолого-педагогической, философской, методической и специальной литературы по проблеме исследования; определяются основные компоненты профессиональной направленности; изучается состояние профориентационной работы со школьниками, опыт совместной работы школы и вуза, различных структур довузовского образования по организации профильного обучения учащихся старших классов.

Второй этап - полевой. На этом этапе происходит сбор первичных данных по разработанному инструментарию, ввод результатов опроса в компьютерную базу данных и получение одномерных распределений. Третий этап – итоговый, аналитический. На этом этапе осуществлялась обработка результатов исследования. Соединение первичной и вторичной информации. Написание аналитического отчета и разработка рекомендаций.



Итак, можно сделать вывод, что в настоящее время выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение молодежи происходит в условиях нестабильной экономической ситуации. Неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди не могут самостоятельно принять решение по поводу своего будущего, сделать самостоятельный профессиональный выбор. В связи с этим существует необходимость определить место и роль коммуникаций в формировании профессионального самоопределения учащихся, что в дальнейшем поможет наиболее эффективно способствовать качественному профессиональном выбору новых поколений.

Список использованной литературы

1. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи /Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. Екатеринбург, 1997.- с.20 - 65.

2. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 22- 25

3. Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: учеб.пособие. М., 1995. С. 9-11.

4. Ковалева А. И. Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура.2012. №3. С. 37-45




1Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: учеб.пособие. М., 1995. С. 9-11.

2Ковалева А. И. Социализация: социально-философский, и социологический и социально-психологический аспекты понимая // Философия и культура.2012. №3. С. 37

3Вишневский Ю.Р. Социология молодежи /Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. Екатеринбург, 1997.- с.20 - 65.



Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь

Скачать 54,04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница