С. В. КулИКова (Волгоград) русская школа как основа национального воспитания



Pdf просмотр
страница1/3
Дата11.01.2021
Размер0,89 Mb.
  1   2   3

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 7(41). Сентябрь 2015 ■ www.grani.vspu.ru
245
С.В. КУлИКоВА
(Волгоград)
РУССКАЯ шКОЛА КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Рассматривается вопрос о необходимости воссоздания русской школы как этнокультурного феномена,
сформировавшегося за тысячу лети повлиявшего на все народы, населявшие Россию.
Ключевые слова:
русский, этнос, нация, русская школа, национальное воспитание.
… теперь уже не может быть вопроса оправе
национального воспитания на определенное
место в русской школе, ибо национальное
чувство есть великая не искорененная
и страшная по своей стихийности сила.
Ее нужно воспитывать, нужно культивировать.
В.Н. Сорока-Росинский
Стремление русского народа сохранить свою самобытность проявляется в возрастании национального самосознания и формировании уникальной системы ценностей, которая составит базовую основу воспитания в школе. Категория русский народ многие века была объединяющей для населения российского государства, простиравшегося на тысячах километрах евразийского континента. В терминологическом смысле понятие народ соизмеримо с категорией этнос. Испанский этнолог Г. Де Boca определил этнос как самоосознаваемую группу людей, которая имеет общие парадигмы и традиции, не разделяемые другими, с которыми они контактируют. Эти парадигмы обычно включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину [12]. По мнению НА. Бердяева наивысшей ступенью развития этноса является нация, когда степень его самосознания, социокультурная и институциональная зрелость могут привести к образованию государства. Национальность, зависящая от исторического и духовно-куль- турного процесса, определяет неповторимость образа человека Человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человека не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин Российская Федерация – многонациональное государство, на территории которого сегодня проживают представители более ста восьмидесяти народов. Титульной нацией является русский народ, составляющий подавляющее население России, и насчитывающий согласно переписи 2010 года
77,71 % от количества всех жителей (национальность указали 96,06 %). В последнее время количество русского этноса увеличилось за счет миграции, естественного прироста и образования двух новых субъектов Федерации Республика Крым, Севастополь. По итогам предварительной переписи населения в этих субъектах в октябре 2014 года Росстат констатировал, что на полуострове Крым проживает
65% русских, а в Севастополе – Увеличение русского этноса, с одной стороны, влечет за собой укрепление демографических позиций титульной нации, ас другой, актуализирует проблему сохранения самобытности, культуры и этнических ценностей на фоне глобализации и возрастания напряженности в межнациональном взаимодействии на территории полеконфессионального государства. Обращаясь к термину русский, следует учитывать, что одними он понимается как определение русского этноса, сложившегося не ранее XIV – XV вв., а другими как относящийся к Руси вообще, начиная с самого раннего периода. Идентификация российского и русского подразумевала равное существование и других этносов, поскольку русский народ как основной литературный герой конца
©
Куликова СВ, 2015

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 7(41). Сентябрь 2015 ■ www.grani.vspu.ru
246
XIX начала XX века – это не только собственно русские, но и масса субэтносов, в него входящих. К этому периоду на базе культуры и традиций русского народа сформировалась культура России, вобравшая в себя достижения и других этносов. Такое широкое основание русской культуры, ее полифоничность, создали фундамент всестороннего взаимодействия этнических культура советским этнологам (в частности, Ю.В. Бромлею) позволило говорить о россиянах – тогда советском народе – как о
«мегаэтносе» или «суперэтносе».
Более того, Русским за рубежом называли любого выходца из России, независимо от его национальности, отождествляя последнюю с гражданством (такое же понимание у представителей дальнего зарубежья сохраняется до сих пор в отношении жителей бывшего Советского Союза. Поскольку в дореволюционной историографии под термином русские понимались все жители страны, россияне, тов начале XX века, в связи с потребностью в национальной дифференциации народов, населяющих Россию, был введен термин русские инородцы [9]. Именно поэтому понятия российская и русская школа были во многом синонимичны, что постепенно привело утрате данного историко-педаго- гического феномена. В тоже время продолжали развиваться этнически специфические школы для народов, населявших Россию. Так, в журнале Русская школа появился раздел Национальная школа, в материалах которого шла речь о школе нерусских народов, на которую большое влияние оказывала русская культура, православие, духовность.
Говоря о духовности, необходимо осознавать всеобъемлющий характер этого понятия для русского человека, поскольку оно включает в себя целый комплекс качеств, отражающих национальную русскую идею вера, государственность, патриотизм, народность, братство, свобода. Все эти качества воспитывались у всего населения России под влиянием духовной культуры русского народа, связанной с конкретным языком как средством выражения и носителем этой культуры. Также следует помнить, что термины русский язык, русская литература и русская школа являются не чем-то собирательным для России, а вполне конкретным воплощением идей определенных писателей и педагогов, выраженных на определенном языке. Русская школа начала свое становление на определенном этапе развития русской государственности 1000 лет назад, сразу же после принятия русскими христианства. Государство пришло к пониманию необходимости развития образования для существования и развития самого государства, а проблема национального воспитания и образования стала государственной проблемой.
В современной России в рамках негосударственных образовательных организации существуют армянские, еврейские, татарские и др. национальные школы. На этом фоне отсутствие русской школы как школы этнической рассматривается как нонсенс. Здесь камнем преткновения выступает не только этичное применение термина русская школа, но и проблема понимания ее сущности, подходов к проектированию образовательного процесса. Решение данной проблемы видится в изменении массового сознания народа, а также в плюралистическом подходе педагогической общественности, который мы наблюдаем в последнее десятилетие.
В.Ю. Троицкий в книге Пути русской школы, обосновывая необходимость разработки концепции русской национальной школы, поднимает вопрос о причастности представителей различных национальностей, проживавших в Росси, к строительству русской национальной самобытности. Он подчеркивает, что к этому русскому национальному акту более или менее



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница