Самостоятельная работа при обучении чтению



страница1/7
Дата04.01.2021
Размер146 Kb.
#82546
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7

Секция 3. Развитие устных и письменных компетенций в рамках самостоятельной работы студентов
Р.М. Базылева

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением самостоятельному чтению на иностранном языке на занятиях и во внеаудиторное время. Предлагается ряд упражнений для работы с текстом.
Ключевые слова: самостоятельная работа, индивидуальное чтение, упражнения
В ряду обязательных предметов, подлежащих обучению в высшем учебном заведении, находится иностранный язык, так как в условиях развивающегося международного сотрудничества, большого количества информации на иностранных языках успех специалиста во многих видах деятельности зависит и от уровня владения им иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией, которая является частью профессиональной компетенции специалиста.

Целью обучения иностранному языку в вузе в зависимости от специализации является сформированность профессиональной компетенции, строящейся на овладении профессиональными и языковыми средствами, характерными для данного специального языка, и развития на этой основе навыков и умений во всех видах речевой деятельности: чтении, говорении, письме, аудировании и переводе как ее особого вида.

Формированию коммуникативной компетенции в большой мере способствует самостоятельная работа студентов, являющаяся составной частью учебного процесса. Она помогает более глубокому и эффективному освоению изучаемого материала, развивает познавательные и профессиональные способности, выявляет их творческий потенциал.

Немаловажное значение имеет также и мотивированность самостоятельной деятельности студентов в изучении иностранного языка, поэтому она должна поддерживаться и развиваться «через особую организацию учебного материала, средств и приемов его введения и закрепления, а также форм группового взаимодействия» [Китайгородская, Шемякина 1982: 120-121].

При деятельностном подходе к обучению иностранному языку в первую очередь выделяются умения и навыки, необходимые для осуществления речевой деятельности, которые в то же время являлись бы и профессиональными умениями и навыками. То есть содержание курса обучения определяется целями, которые ставит перед собой обучающийся для выполнения определенной социальной роли [Гвишиани 2008: 217].

Одним из основных видов речевой деятельности, востребованных практически в любой профессии, является чтение, так как, в основном, через него происходит развитие обязательного компонента профессиональной коммуникативной компетенции – ее информационную составляющую.

Информационно-коммуникативную компетенцию можно охарактеризовать как способность:

  • находить нужную информацию с помощью информационно-коммуникативных технологий;

  • «определять степень ее достоверности / новизны / важности;

  • обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;

  • архивировать и сохранять;

  • использовать ее для решения широкого спектра задач» [Соловова 2008: 22];

  • уметь работать с книгой;

  • использовать справочную литературу;

  • ориентироваться в источниках и т.д.

Сбор информации, как правило, происходит при чтении текстов различных жанров и функциональных стилей, использовании интернет-ресурсов, аудио- и видеоматериалов. Для обработки полученной информации необходимо владеть всеми видами чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего).

Чтобы понять текст, недостаточно только знания языка. Когда мы читаем или слышим какой-то текст, мы воспринимаем и анализируем его, делаем свои умозаключения или приходим к определенным логическим выводам на основании наших предвидений, опыта или информации, найденной в тексте. Обучая чтению, мы должны развивать у студентов умение предсказывать, о чем может идти речь в произведении, формулировать свои мысли, отталкиваясь от представления о мире и своего собственного опыта. Поэтому, чтобы вызвать интерес и мотивированность к чтению, нужно предлагать такой материал, восприятие которого базировалось бы на чем-то знакомом для них. К сожалению, общий уровень знаний, эрудированность наших студентов часто оставляет желать много лучшего и иногда опираться бывает практически не на что. Однако, общеизвестно, что расширить свои познания можно только через массированное чтение, как на родном, так и на иностранном языке, что требует большой и серьезной самостоятельной работы.

Е.Н. Соловова выделяет следующие умения, необходимые для работы с текстом:

  • определить тематику / проблематику /вид / жанр текста;

  • находить нужную информацию в различных источниках;

  • проверить степень достоверности информации с привлечением дополнительных источников;

  • работать со справочным аппаратом книги / текста;

  • владеть разными видами чтения;

  • определять структурные компоненты текста;

  • определять основную идею и тему текста;

  • выделить главное и второстепенное, игнорировать избыточную информацию;

  • группировать информацию на основе указанных признаков;

  • фиксировать нужную информацию в виде записей, тезисов, ключевых слов, плана, конспекта и т.д.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;

  • понимать информацию на уровне содержания и смысла;

  • аргументировать собственные оценочные суждения, определять свое отношение к прочитанному или услышанному [Соловова 2008: 34].

На занятиях чтение используется по разным причинам. Мы можем предложить студентам прочитать текст, чтобы найти в нем определенную информацию, или чтобы передать общее содержание, использовать чтение в качестве источника информации для других видов речевой деятельности, таких как говорение и письмо, или в лингвистических целях.

В зависимости от целей, которые мы ставим, для развития рецептивных навыков при обучении чтению можно предложить ряд упражнений.

  1. Предтекстовые упражнения. Цель – определить тему текста, развить навыки

предвидения, вызвать интерес к данному тексту.

Студентам можно предложить следующие вопросы:

  1. Can you guess what the text is about judging by the title?

  2. What do you think the following names, figures or dates (if there are any) have to do with the story?

  3. What do you know or what have you heard about the subject you are going to read about?

  4. Predict the content of the text from a few given phrases from the passage. Преподаватель делит студентов на группы из 3-4 человек и дает каждой группе по карточке с одинаковыми словами или фразами. По ним нужно предугадать, о чем будет текст. Этот вид работы всегда вызывает у студентов интерес.

  1. Упражнения, нацеленные на поиск определенной информации.

  1. Read the first sentence of each paragraph and the last sentence of the passage and guess what the text is about, or what the general idea is.

  2. Find out whether these statements are false or true.

  3. Answer the following questions.

  1. Упражнения на детальное изучение текста. На этом этапе работа ведется над новой

лексикой, рассматриваются грамматические конструкции, порядок слов, проводится детальный анализ текста.

  1. Join two sentences with the help of given conjunctions.

  2. Match synonymous expressions.

  3. Complete the following definition of a phrase.

  4. Fill in the gap. Put in either a noun or an adjective, a verb or an averb.

  5. Find the words or expressions that are used in the text to give the following meaning.

  6. Arrange jumbled sentences or texts.

  7. Make inferences or logical conclusions on the basis of evidence given in the text.

  1. Упражнения на обобщение содержания текста, рассмотрение мнения автора и

дополнительные виды деятельности, выходящие за рамки чтения данного текста.

  1. Find the most important sentence in each paragraph.

  2. Match each sentence of the jumbled summary with the correct paragraph.

  3. Use your imagination and write your end of the story, express your attitude to the story, etc.

  4. What is your attitude to the story? Write a letter to the editor.

  5. Organize a press conference.

Работа над ознакомительным и просмотровым чтением должна быть аудиторной

самостоятельной работой, хотя и управляемой преподавателем. Изучающее чтение может быть внеаудиторным и выполняться по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

При недостаточности аудиторного времени и продолжительности обучения иностранному языку большое значение приобретает также работа над индивидуальным чтением, которую можно предлагать, начиная со второго семестра. Индивидуальное чтение ориентируется на личностные особенности студентов. Материал подбирается в зависимости от их интересов и уровня подготовки. Студенты сами выбирают темп работы и используют свои учебные стратегии в чтении. Использование аутентичных материалов и разработанный комплекс упражнений, способствующих развитию и совершенствованию навыков и умений в индивидуальном чтении, может сделать такое чтение интересным и действенным процессом.

Итак, в обучении иностранному языку чтение занимает особое положение, так как является основой для развития умений и навыков в других видах речевой деятельности. Кроме того, чтение в большой мере представляет собой самостоятельный процесс, способствующий расширению кругозора студентов, их лексического запаса, развития устной и письменной речи, поддержанию интереса и способности постоянно повышать уровень владения иностранным языком.

Список литературы

  1. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения: Вопросы методологии. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

  2. Китайгородская Г.А., Шемякина Г.М. Мотивация учения в условиях интенсивного обучения иностранным языкам // Активизация учебной деятельности. Вып. 2 / Под ред. Г.А. Китайгородской. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

  3. Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.



М.А. Благонравова 


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница