
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
КУРСА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
для студентов факультета журналистики
Москва
Институт Международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2002
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой «Общественные науки»
А в т о р - с о с т а в и т е л ь – д-р филос. наук, проф. Н.Г. Багдасарьян
Культурология: Сборник методических материалов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 25 с.
Подготовлен на кафедре «Общественные науки».
© Н.Г. Багдасарьян, 2002
Цели и задачи КУРСА
Цели изучения культурологии как интегративной социально-гуманитарной дисциплины в рамках профессионального журналистского образования могут быть обозначены следующим образом:
- понимание социокультурного смысла своей будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности к предвидению возможных социокультурных последствий профессиональной деятельности;
- овладение культурологическими методами анализа профессионально значимых проблем;
- формирование моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Базовый курс закладывает ключевые понятия, составляющие теоретическую, методологическую основу культурологии. Курс состоит из двух блоков – «Морфология культуры» и «Феноменология культуры». Морфология культуры рассматривает закономерности строения культуры и процессы ее формообразования в онто- и филогенезе. В программе курса эта часть представлена темами, раскрывающими проблемы происхождения культуры, ее структуры, динамики, языка. В основу отбора тем для изучения феноменологии культуры было положено «культурное значение» тех или иных феноменов для высшего профессионального образования и воспитания определенных отношений к миру человека и природы.
Студент, изучивший курс культурологии, должен знать:
- основные категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции;
- основные концепции культурологического знания;
- характеристики наиболее значимых культурных феноменов;
иметь представление о:
- типологических, трансляционных, семиотических механизмах культуры;
- особенностях культурных эпох и стилей;
- специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике;
уметь:
- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной деятельности, так и повседневной жизни;
- работать с социально-научными и гуманитарными текстами;
- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.
ПРОГРАММА1
Тема 1. Культурология как интегративное знание,
ее место в профессиональном образовании
Образование как фактор становления интеллектуальных основ профессионализма. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры. Социально значимые профессиональные качества современного журналиста. Профессионализм и профессиональная компетентность как необходимые условия цивилизационного прогресса.
Статус культурологии в системе образования.
Предметная область культурологии, проблема ее определения. Проблема целостности и принцип дополнительности в становлении современной картины мира. Процессы сближения и интеграции различных областей знания. Культура в системе современных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, семиотики и др. Роль культурной и социальной антропологии в становлении культурологии как научной дисциплины. Культурологические школы ХХ века: общественно-историческая (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); натуралистическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Б. Малиновский); социологическая (Т. Элиот, В. Парето, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс); структурально-символическая (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. Лотман). Структура культурологического знания: фундаментальная и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология.
Тема 2. Сущность и смыслы культуры
История и логика развития понятия «культура». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности феномена. Современные научные представления о культуре. Необходимость межпредметного подхода.
Проблема культурогенеза. П. Тейяр де Шарден о рефлексии и самосознании человека как импульсе возникновения и развития культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры. Сущность культурогенеза как процесса постоянного самообновления культуры. Виды и формы культурной инноватики. Микро- и макродинамика культурогенеза.
Ценностная природа культуры. Ценность как критерий различения «наук о природе» и «наук о духе». Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация и иерархия ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурных коммуникаций: соотношение универсального и уникального.
Культура как система. Проблема неоднородности культуры. Структура культуры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «мирское» как оппозиции. Феномен «массовой культуры». Функции культуры.
Смыслы культуры: культура как поиск смысла человеческого существования; как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера самодетерминации личности; как «мир впервые» (В. Библер). Культ и культура: проблема совмещения «правды бытия» и «правды смысла», смысла и реальности (П. Флоренский). Культура как «творение духа и свободы» (Ж. Маритен).
Тема 3. Типология культуры
Понятие типа культуры и типологии. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры. Сущность методологии «идеальных» типов М. Вебера.
Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, географические, хозяйственно-бытовые и т.п.). Понятия «этнос» и «этногенез». Принцип «этнолингвистического древа» в типологизации. Культурно-хозяйственные типы. Историческая типологизация культуры.
Пространственно-региональный критерий (западно-европейская, арабо-мусульманская, восточная, индийская, латиноамериканская и т.д.). Понятие национальной культуры. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфуцианско-даосийский, индо-буддийский типы культуры.
Социологические критерии. Жизненно-циклический (возрастной) принцип классификации культуры и выделение детской, молодёжной культуры, культуры пожилых. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики её носителей. Понятие маргинальности в культуре. Функции и типология субкультур, механизмы их воспроизводства.
Современные типологические классификации культуры: традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Дихотомия «Восток – Запад». Типологическая характерстика русской культуры.
Типологические модели культуры. Культурно-антропологическая модель Г. Спенсера, Э.Б. Тайлора. Типы культур в функциональной теории Б. Малиновского. Социально-типологическая модель в теории локальных цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Культуры «горячие» и «холодные». Аполлоническая и дионисическая модель культуры Ф. Ницше как выражение естественно-природных начал.
Социокультурные суперсистемы П. Сорокина. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Типология культуры Г. Гегеля. Мистическая космология культуры Д. Андреева. Концепция Ф. Нортропа. Ось мирового времени К. Ясперса. Типология культур в философской школе «диалогики культур» (В. Библер, А. Ахутин), культурологическая концепция М. Бахтина.
Тема 4. Социокультурная динамика
Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Динамика традиций и инноваций. Прогресс и регресс в культурном развитии, проблема критериев. Эволюция и прогресс как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений.
Внутренняя (интровертная) динамика культуры: зарождение, развитие, стабилизация, расцвет, упадок – общий ход линейного, временного развития. Факторы, влияющие на это развитие. Случайность versus детерминизм. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя (экстравертная) динамика культуры. Межцивилизационная система связей – влияния, диффузии, межкультурные агрессии. Кризисные процессы и процессы восхождений. Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре: культура и взрыв. Специфика современного кризиса.
Модели динамических процессов. Макродинамические модели культуры. Циклическая модель социокультурных динамических процессов. Идея повторяемости, обратимости в древнекитайской и античной философии. Теория круговорота в истории Дж. Вико. Цикл жизни «культурных организмов» в теории О. Шпенглера. «Круговорот локальных цивилизаций» в концепции А. Тойнби; теория «вызовов» и «ответов». Циклическая концепция «этногенеза» Л.Н. Гумилёва. Культура как «кристализованная пассионарность». Циклы американской истории А. Шлезингера.
Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных экономических волн Н.Д. Кондратьева. Волновые процессы в технологической области (И. Шумпетр, К. Фримен, К. Перц). Макроисторические процессы социокультурных циклов смены основных типов культур в динамической модели П. Сорокина. Микродинамические модели. Социокультурная динамика А. Моля.
Идеи классического эволюционизма. Однолинейный, универсальный и многолинейный типы эволюционных концепций. Г. Спенсер о дивергентности социокультурного процесса. Современный неоэволюционизм.
Культура как синергетическая система. Применение синергетики к исследованию процессов социокультурной динамики. Диалектика хаоса и порядка. Амбивалентная природа хаоса. Точки бифуркации (полифуркации) и поливариантность тенденций самоструктурирования системы. Хаос как механизм смены режимов развития. Нелинейность, множественность путей эволюции. Проблемы управления социокультурными процессами в свете синергетики.
Тема 5. Язык культуры
Культура как мир знаков и значений, «символическая Вселенная» (Э. Кассирер). Способы и формы кодификации в культуре. Проблема культурной переводимости. Язык как специфический способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Язык как антропологическая константа. В. Гумбольдт и А. Потебня о детерминации культуры языком. Язык как «вызывание вещей» (М. Хайдеггер). Язык как «репрессия неразумия» М. Фуко. Социальные функции языка. Языки различных культур как различные видения мира. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные, вторичные моделирующие системы. Метафора как принцип языка, как свойство познания и мышления. Материальный (сенсибильный) и нематериальный (интеллигибельный) планы бытия. Понятие метаязыка.
Сущность и виды знаков. Знаки-индексы, иконические знаки, знаки-символы. Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Якобсон). Понятие «семиосферы» (Ю. Лотман). Основные разделы семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Изучение отношений знаков между собой. Отношение знака к означаемому и к истолкователю.
Символический порядок культуры. Формы, способы, механизмы символизации. Прасимвол. Значение архетипа в процессах символического кодирования культурной информации. Символ в науке и искусстве. Роль символа в религиозных культурах. Сакральные тексты как символически закодированные метафизические знания. «Статус» и «роль» в процессе символизации. Символизация и имидж. Символизация, манипуляция и массовая культура. Символика молодежной субкультуры.
Культура как текст. Специфика и сущность текста, новое понимание текста в постмодернистской традиции. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.
Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.
Тема 6. Мир человека как культура
Индивидуальный мир культуры. Структура индивидуальной культуры. Основные элементы индивидуальной культуры: телесная и эротическая культура, интеллектуальная, психологическая культура, нравственная, политическая, правовая, мировоззренческая, эстетическо-художественная, религиозная, профессиональная и пр. Роль ценностного компонента в индивидуальной культуре.
Человек-творец и творение культуры. Многообразие отношений к миру. Ментальность как интегральная характеристика индивидуального мира культуры, проявление менталитета в трудовой, правовой, нравственной, обыденной и других сферах культуры. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры общества. Личность как ценность и мир ценностей личности. Л. Уайт, М. Мид, Р. Бенедикт о проблеме личностной культурной идентификации. Идея М. Бахтина о соотношении «неофициальной» (карнавальной) и «официальной» культуры. З. Фрейд о роли бессознательного для массовой культуры.
Проблема культурного самосовершенствования личности. Культура индивида как самосознание, самообразование, самовоспитание. Смысл культурного творчества человека. Античная формула «познай самого себя». «Последние» вопросы бытия и их ритуализация в культурах. Структура ритуала. Ритуально-обрядовые игры и их символическая интерпретация. Проблема любви. Человеческая телесность и эрос. Понятие судьбы в контексте разных культур.
Культура и образованность. Модели «культурного человека», их эволюция. Проблема идеала человеческой жизни. «Учительство» как проблема культуры и ее исторической памяти и «лжеучительство» как форма отрицания культурного наследия. Феномен русской интеллигенции.
Тема 7. Искусство как феномен культуры
Художественная культура как составляющая социокультурного пространства. «Пограничные» области художественной культуры (феномен моды, спорт, компьютерная графика, новые виды искусств). Соотношение художественной культуры и искусства.
Проблема происхождения искусства: «имитативная теория», искусство как мимесис (Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, Ж. Даламбер); искусство как реализация «инстинкта украшения» (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос); игровая концепция происхождения искусства (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г.В. Плеханов); искусство как способ социализации личности (Л.С. Выготский). Синкретизм первобытного искусства.
Социокультурные смыслы искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, передачи информации, отражения действительности, как удовольствие, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе «человек – культура». Познавательная, коммуникативная, компенсаторная, гедонистическая, идеологическая, эстетическая, информативная, знаково-символическая модели искусства. Система наук об искусстве.
Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры (экономикой, политикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массовое. Проблема «дегуманизации искусства» (Х. Ортега-и-Гассет). Искусство и политика. Художественное и научно-техническое мышление.
Динамика художественной культуры. Синхронизация и десинхронизация кризисов в искусстве и других областях культуры. Типология искусства: реалистическое и условное. Классика и модернизм. Особенности художественной картины мира ХХ века (в кубизме, сюрреализме, супрематизме, фовизме, абстракционизме, примитивизме и др.). Проблема взаимодействия и синтеза искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.
Тема 8. Религия и наука в контексте культуры
Специфика культурологического изучения религии и науки. Научная, религиозная и художественная картина мира. Мифологемность человеческого сознания. Концепции изучения мифа Дж. Фрэзера, Б. Малиновского, З. Фрейда, К. Юнга, К. Леви-Стросса, А. Лосева, С. Аверинцева. Магия как предшественница науки и религии (Дж. Фрэзер). Проблема генезиса науки и религии. Вычленение науки и религии из синкретичной культуры.
Религия как специализированная форма культуры, определяющий фактор духовной жизни. Религиозное и светское начала в культуре. Религия как интуитивный способ познания мира, иррациональное осмысление бытия. Вера как основа религии и религиозности. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. История мировой культуры как борьба различных видов религиозной веры: радикального монотеизма, политеизма и генотеизма (Р. Нибур). Теория панрелигиозности культуры Б. Меланда. Культурная типология религий: племенные, национальные, мировые. «Теистические» и «нетеистические» религии. «Автономная», «гетерономная» и «теономная» культуры (П. Тиллих). Типология религиозных групп: «церковь», «секта», «мистическое сообщество» (Э. Трёльч). Воздействие религиозного сознания на формы культурной жизни общества.
Наука как культурный феномен. Научное и мифологическое мышление. Протонаучный, архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и современный периоды. Наука как система; как социальный институт; как деятельность. Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Проблема соотношения религиозного и научного знания в истории культуры. Сциентизм и антисциентизм. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности. Специфичность естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Этический императив учёного.
Социокультурные смыслы науки и религии. Вера и знание. Наука и религия в свете динамики культуры, обновления её ценностного ядра. Познавательные модели мира (теистические, схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая). Сравнительный анализ религиозной и научной картин мира в динамике цивилизаций и культур. Научные революции и религиозное сознание. Взаимодействие религии и науки с другими элементами культуры.
Тема 9. Техника и инженерное дело в контексте культуры
Понятие техники в узком и широком смысле. Гетерогенный характер значимости техники для человека. Осознание опасности техники в ХХ столетии. Необходимость познания законов техносферы в целях управления ею. История и логика развития социокультурных аспектов техники (концепции Э. Каппа, Ф. Дессауэра, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Х. Ортеги-и-Гассета, Н. Бердяева, П. Энгельмейера).
Антропологические и социокультурные предпосылки возникновения техники. Социокультурные смыслы техники. Техника как социокультурная ценность.
Техника как часть социокультурного пространства. Взаимодействие техники с другими элементами культуры. Техника и экономика; техника и власть; техника и наука; техника и искусство; техника и система образования. Роль техники в динамике культуры.
Техника и человек. Проблема границ между человеком и машиной. Естественный и искусственный интеллект. Логика развития инженерного мышления. Этический императив инженера. Технократизм как проблема общества и культуры. Шкала ценностей западно-европейской культуры, определивших техногенный характер современной цивилизации. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.
Тема 10. Культура и цивилизация
Возникновение понятия цивилизации, история и логика его изменения. Формирование антитезы «цивилизация – культура».
Понимание цивилизации как тысячелетних циклов, качественно меняющих содержание человеческой истории, в концепции О. Тоффлера. Представления о цивилизациях как стадиях в развитии человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс). О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката (разложения) культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических системах.
Современные представления о цивилизации как ритме смены коренных преобразований в обществе. Представления о цивилизации как совокупности культурно-исторической специфики развития отдельных стран: многообразие локальных цивилизаций. Цивилизация как этап поступательного саморазвития человечества. Мегатенденции современного развития. Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного многообразия. Глобальный эволюционизм (Н. Моисеев). Проблема экологии культуры.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тема 1. Предмет и задачи культурологии
Вопросы для обсуждения
1. Теоретические предпосылки культурологического знания.
-
Предметная область культурологии и ее место в системе социогуманитарного знания.
-
Потенциал культурологии в освоении профессиональной журналистской культуры.
Тема 2. Сущность и структура культуры
Вопросы для обсуждения
-
История и логика понятия культуры. Многообразие подходов, направлений и школ в понимании культуры.
-
Характеристики культуры.
-
Структура культуры.
Тема 3. Классификация культурных типов
как метод исследования культур
Вопросы для обсуждения
1. Проблема критериев и оснований для типологии культуры.
2. Типологические модели культуры (О. Шпенглер, П. Сорокин, Ф. Ницше, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.).
-
Элитарная и массовая культура. Феномен молодёжной субкультуры.
Тема 4. Социокультурная динамика
Вопросы для обсуждения
1. Изменчивость и устойчивость, традиция и новация в культуре.
2. Источники и факторы социокультурной динамики.
3. Модели социокультурной динамики: эволюционная и прогрессивная, циклическая, волновая, синергетическая модели социокультурной динамики.
Тема 5. Культура как текст и знаково-символическая система
Вопросы для обсуждения
1. Понятие языка культуры: знак, символ, образ. Семиотический анализ культуры.
2. Понимание как фундаментальная проблема межкультурной комуникации.
-
Специфика языка современной культуры.
Тема 6. Личность в культуре
Вопросы для обсуждения
1. Человек в системе социокультурных связей. Мир ценностей личности.
2. Смысл культурного творчества человека.
3. Проблема таланта и гениальности.
Тема 7. Искусство как феномен культуры
Вопросы для обсуждения
1. Социокультурные смыслы и функции искусства.
2. Место искусства в культурном становлении личности.
-
Специфика языка современного искусства.
Тема 8. Религия и наука в контексте культуры
Вопросы для обсуждения
1. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.
2. Модели мира: религиозное и научное понимание.
3. Соотношение священного (сакрального) и светского (секулярного) в индивидуальной культуре.
Тема 9. Человек в информационном обществе
Вопросы для обсуждения
-
Средства массовой информации в структуре культурной коммуникации.
-
Динамика коммуникативных типов культур.
3. Современная информационная среда как сфера профессиональной детельности журналиста: структура, функции, специфика выразительных средств.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Культурология как интегративное знание.
2. Место и роль культурологии в общей системе знаний о культуре.
3. Роль культуры в становлении личности.
4. Социально-антропологические предпосылки происхождения культуры.
-
Направления культурологических исследований.
-
Проблема культуры в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни).
7. Антропология как общая система наук о человеке.
8. Сравнительный анализ концепций культуры.
9. Функционализм как направление культурологической мысли.
-
«Рациовитализм» Х. Ортеги-и-Гассета.
-
Биологический и этологический подходы к изучению культуры (К. Лоренц, И. Эйбл-Эйбесфельдт).
-
Соотношение биологических, социальных и культурных факторов в антропогенезе.
-
Место технологических новаций в динамике культуры.
14. Традиция и новация в культуре.
15. Культура и природа.
16. Культура как система.
17. Культура и цивилизация.
18. Проблема генезиса культуры.
19. Миф как явление культуры.
20. Место праздника и карнавала в системе культуры.
-
Рефлексия как импульс к возникновению культуры (по.Тейяр де Шардену).
-
Культура и субкультуры: понятия и взаимодействие.
23. Социокультурное значение игры.
24. Игровая концепция культуры.
25. К.Г. Юнг об архетипах культуры.
26. К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.
27. Эзотерическая культура.
28. Культурологический аспект теории мифа А.Ф. Лосева.
29. Э.Б. Тайлор о первобытной культуре.
30. Место культуры в концепции «ноосферы» В.И. Вернадского.
31. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилёва.
32. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.
33. Социальная стратификация в динамике культуры.
34. Синергетическая концепция социокультурной динамики.
35. Типы динамических изменений в культуре.
36. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.
-
Проблема историко-культурной типологии.
-
Проблема типологизации русской культуры.
39. О. Шпенглер о культуре и цивилизации, значение его работы «Закат Европы» для современных исследований культуры.
40. Культура повседневности.
41. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.
42. Восток – Запад: противостояние или диалог культур.
-
Национальные формы культуры: универсальные феномены и уникальные ценности.
-
Мифологемное мышление в современной культуре.
-
Язык как этноспецифичное средство культурной коммуникации.
-
Специфика языка русской культуры.
47. Массовая и элитарная культура.
48. Молодёжная субкультура.
49. Культура как текст.
50. Культура как синергетическая система.
-
Знак, символ, метафора: культурологический анализ.
52. Гипертекст как феномен информационной культуры.
53. Символика цвета в различных культурах.
54. Символический язык сакральных текстов.
55. Смеховая и зрелищная культура русского средневековья.
-
Золотое сечение как универсальный принцип культуры.
-
Взаимодействие священного (сакрального) и светского (секулярного) в культуре.
-
Искусство как способ познания мира и человека.
-
Религиозный и художественный опыт.
-
Специфика языка современного искусства.
-
Религия как феномен специализированной и обыденной сфер культуры.
-
Религия как культурная кумуляция опыта духовной жизни.
-
Техника, цивилизация, культура.
-
Проблемы и перспективы информационной цивилизации.
-
Интернет в культурной коммуникации.
-
Влияние современных электронных технологий на структуру коммуникационных процессов.
-
Понятие информационной безопасности в культурном контексте.
-
Роль и место СМК в культуре.
69. Профессиональная культура журналиста.
70. Проблема выживания человечества и экологическая культура.
71. Современный глобальный кризис и проблема устойчивого развития.
72. Место России в мировой культуре.
73. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева, ее актуальность.
74. Ценностные основания современной хозяйственной культуры.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
-
Слово «cultura» (лат.) означает (отметьте правильное):
а) воспитание;
б) поведение;
в) почитание;
г) искусство;
д) возделывание;
е) обработка.
-
Понятие культуры в его современном значении начало оформляться:
а) в эпоху Возрождения;
б) в эпоху Просвещения;
в) в середине ХХ века.
-
Культурология – это:
а) гуманитарное знание;
б) социальнонаучное знание;
в) естественнонаучное знание;
г) интегративное знание.
-
Культурология как научное знание формировалась в первоначальный период на базе следующих дисциплин (отметьте лишнее):
а) философия;
б) социология;
в) социальная антропология;
г) кинология;
д) культурная антропология;
е) история;
ж) синергетика.
-
Каковы методы культурологических исследований (отметьте лишнее)?
а) включенного наблюдения;
б) компаративный;
в) структурно-функциональный;
г) математического моделирования;
д) эргономический;
е) логистический.
-
Работа «Закат Европы» принадлежит перу известного философа культуры:
а) Н.Я. Данилевского;
б) О. Шпенглера;
в) Ф. Ницше;
г) А. Тойнби.
7. Работа «Россия и Европа» написана:
а) П.Н. Милюковым;
б) Н.Я. Данилевским;
в) О. Шпенглером;
г) А. Тойнби;
д) Н. Бердяевым.
8. Первая попытка определения культуры как суммы всего, что создано людьми – знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества, – принадлежит:
а) Н.Я. Данилевскому;
б) О. Шпенглеру;
в) Э. Тайлору;
г) Л. Уайту.
9. Концепция культуры, в основе которой лежит идея соотношения аполлонического и дионисийского начал, принадлежит:
а) Л. Фробениусу;
б) Ф. Ницше;
в) О. Шпенглеру;
г) Й. Хейзинге.
10. Кому принадлежит концепция, в соответствии с которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми, и вопрос о том, удасться ли культуре преодолеть природные инстинкты человека, и, прежде всего, инстинкт агрессивности, – это вопрос о судьбе человечества как рода?
а) З. Фрейду;
б) Ф. Ницше;
в) Н. Бердяеву;
г) К. Юнгу.
11. В чем суть понятия архетипического?
а) оно связано с достижениями археологии;
б) оно определяет типы архаической культуры;
в) оно введено К. Юнгом для обозначения первообразов, составляющих содержание коллективного бессознательного.
12. Кто является автором структурного подхода к культуре, опирающегося на анализ системы человеческой деятельности, в рамках которой выделяются четыре подсистемы: организм, личность, социальная система и культурная (в узком смысле слова) система?
а) Г. Спенсер;
б) Т. Парсонс;
в) Э. Тайлор;
г) К. Ясперс.
13. В структуре культуры выделяются следующие уровни:
а) профессиональный (элитарный);
б) культура повседневности;
в) научно-техническая культура;
г) религиозная культура.
-
Можно выделить следующие функции культуры (отметьте лишнее):
а) познавательная;
б) коммуникативная;
в) правовая;
г) нормативная;
д) психологическая;
е) эстетическая;
ж) этическая;
з) этикетная;
и) ценностная;
к) символическая.
15. Кто автор концепции идеального типа, являющейся эффективной методологической основой для упорядочения эмпирического материала?
а) А. Вебер;
б) М. Вебер;
в) А. Тойнби.
16. В качестве оснований или критериев типологии культуры можно выделить следующие:
а) формационный;
б) этнографический;
в) пространственно-географический;
г) хронологически-временной;
д) ценностный;
е) социальный;
ж) логический;
з) астрологический;
и) все перечисленные.
17. Н.Я. Данилевский, разрабатывая подходы к типологии культуры, выделял четыре основных разряда культурной деятельности. Отметьте правильную позицию:
а) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;
б) религиозная, общественно-экономическая, научно-техническая и нравственная;
в) художественная, политическая, религиозная и нравственно-этическая.
18. Какой культурный тип был отмечен О. Шпенглером особо, как находящийся в стадии возникновения?
а) американский;
б) славянский;
в) русско-сибирский;
г) азиатско-японский.
19. Кто является автором концепции цикличности в динамике этнографических систем, основанной на идее пассионарности как пускового момента этногенеза?
а) Л. Гумилев;
б) Н.Д. Кондратьев;
в) П. Сорокин.
20. Кто является автором теории циклов мировой экономической коньюнктуры?
а) Й. Шумпетер;
б) Н.Я. Данилевский;
в) А. Тойнби;
г) Н.Д. Кондратьев.
21. Какой критерий определения социокультурной динамики лежит в основании концепции П. Сорокина?
а) классовый;
б) ценностный;
в) диалектический;
г) исторический.
22. Какой из подходов к социокультурной динамике появился раньше других?
а) эволюционный;
б) циклический;
в) синергетический.
23. Какой из современных подходов к исследованию социокультурной динамики можно охарактеризовать как комплексное научное направление, вобравшее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории нелинейных сложных систем и информации?
а) аналитический;
б) синергетический;
в) структурно-логический;
г) сравнительно-исторический.
24. Каков базовый критерий культурологического подхода к языку культуры?
а) лингвистический;
б) информационно-исторический;
в) коммуникационный.
25. В рамках каких научных дисциплин наиболее эффективно исследуется язык культуры как способ коммуникации, включающий знаково-символические системы, тексты, формы, образы?
а) семиотика;
б) гносеология;
в) герменевтика;
г) логистика;
д) все перечисленное.
26. Каково понимание текста в современной культурологической интерпретации?
а) эстетический продукт;
б) знаково-символическая деятельность;
в) пространство смысла;
г) артефакты;
д) литературное произведение;
е) все созданное человеком может быть рассмотрено как текст.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
-
Предметная область культурологии, проблема ее определения.
-
Культурологические школы ХХ века.
-
История и логика развития понятия «культура». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена.
-
Ценностная природа культуры. Классификация и иерархия ценностей.
-
Культура как система. Структура культуры.
-
Феномен «массовой культуры».
-
Типология культуры. Типологические модели Н. Данилевского, Ф. Ницше, П. Сорокина и др.
-
Критерии и основания для типологизации культуры.
-
Социокультурная динамика. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре, традиции и инновации.
-
Источники и типы культурных изменений.
-
Модели динамических процессов.
-
Язык культуры как специфический способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации.
-
Классификация языков культуры.
-
Культура как текст. Понятие знака и символа.
-
Искусство как феномен культуры.
-
Полифункциональность искусства в системе «человек – культура».
-
Религия и наука в контексте культуры.
-
Техника как социокультурное явление.
-
Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.
-
Культура и цивилизация. Характеристики традиционного и техногенного типов цивилизационного развития.
ЛИТЕРАТУРА
Справочная
Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.
Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1999.
Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.
Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.
Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.
Учебная
Антология исследований культуры. – СПб., 1997. – Т. 1.
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.
Гуревич П.Н. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. – М., 1996.
Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. – М., 1996.
Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.
Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2001.
Культурология: Учеб. пособие и хрестоматия / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.
Культурология. Век ХХ: Антология. – М., 1994.
Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1995.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1994.
Морфология культуры: структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. – М., 1994.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.
Очерки истории культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1997.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М., 1996.
Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1997.
Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М., 1998.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для высш. шк. – М., 2000.
Статьи, монографии
Аверинцев С.С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы. – 1968. – № 1.
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.
Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.
Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация? // Восток. – 1990. – № 6.
Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность. – 1992. – № 2.
Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. – М., 1997.
Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. – М., 1991.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1994.
Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: к методологии исследования // Политические исследования. – 1991. – № 3.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.
Барт Р. Мифологии. – М., 1996.
Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.
Басин Е.Я. Творческая личность художника. – М., 1988.
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993; 1999.
Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994.
Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре // Смысл истории. – М., 1990.
Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и «Закат Европы». – М., 1994.
Бердяев Н.А. Письмо тринадцатое. О культуре / Философия неравенства. – М., 1991.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. // Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
Библер В.С. Цивилизация и культура. – М., 1993.
Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.
Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1991.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., 1986.
Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовые коммуникации. – М., 1986.
Бородай Ю.М. Эротика – Смерть – Табу. – М., 1996.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV–ХVIII вв. – М., 1986; 1992.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.
Брэдбери Р. И грянул гром // О скитаньях вечных и о Земле. – М., 1987.
Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.
Василькова В.В. и др. Волновые процессы в общественном развитии. – Новосибирск, 1992.
Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. – СПб., 1999.
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. – М., 1994.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.
Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1977.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.
Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., – 1963.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991.
Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблемы синестезии в искусстве). – Казань, 1987.
Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. – М., 1968. – Т. 1.
Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. – 1993. – № 3.
Голан А. Миф и символ. – М., 1992.
Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.
Гумбольдт В. Философия и язык культуры. – М., 1985.
Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. – М., 1993.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии. – 1991. – № 3.
Динамика культурных и социальных связей. – М., 1992.
Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. – М., 1989.
Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. – М., 1977.
Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996. – Т. 1: Философия культуры.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
Исаченко И.И., Кочетков Г.Б., Могилевская И.М. Наука и техника против человека. – М., 1985.
Искусство в системе культуры. – Л., 1987.
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения. – М., 1966. – Т. 5.
Канетти Э. Масса и власть. – М., 1998.
Карсавин Л.П. Философия истории. – СПб., 1993.
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.
Кассирер Э. Опыт о человеке // Человек. – 1990. – № 3.
Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология ХХ век: Антология. – М., 1995.
Клакхон С. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – СПб., 1998.
Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. – М., 1992. – Вып. 2.
Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.
Кондаков И.В. Культура России. – М., 1999.
Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.
Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Проблема экономической динамики. – М., 1989.
Конрад Н. Запад и Восток. – М., 1966.
Концептуальная основа социологического анализа культурных изменений // Социодинамика культуры. – М., 1991. – Вып. 1.
Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.
Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. – М., 1992
Кульпин Э.С. Бифуркация Запад–Восток. – М., 1997.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1995.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.
Лем Ст. Сумма технологий. – М., 1968.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.
Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.
Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. – М., 1990.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.
Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн: Александра, 1993.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1997.
Малиновский Б. Магия, наука, религия. – М., 1998.
Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. – 1983. – № 2.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.
Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. – Ереван, 1962.
Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. – Ереван, 1969.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – Ереван, 1983
Медников Б.М. Гены и мемы – «субъекты» эволюции // Человек. – 1990. – № 4.
Межуев В.Н. Культура и история. – М., 1977.
Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. – 1983. – № 7.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.
Мень А. История религии. – М., 1991. – Т. 1.
Методологические проблемы изучения культуры. – Л., 1979.
Методология и методы исследования культуры. – Л., 1984.
Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995.
Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: МГТУ, 1992.
Мириманов В. Искусство и миф. – М., 1997.
Миронов В.Б. Техника и человек. – М., 1988.
Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика общественного прогресса. – М., 1995.
Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Сочинения: В 2 т. – М., 1990. – Т. 1.
Новая индустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.
Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции. Год 2000. – М., 1992.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. – № 10.
Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Знаки и символы в живописи. Семиотика и искусствометрия. – М., 1972.
Парахонский П.А. Язык культуры и генезис знаний. – Киев, 1988.
Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.
Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.
Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
Понятие судьбы в контексте разных культур. – М., 1994.
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1986.
Пригожин И., Сенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог с природой. – М., 1986.
Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. – М., 1995.
Работы Л. Уайта по культурологии: Сб. переводов ИНИОН. – М., 1996.
Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям // Философские науки. – 1991. – № 7.
Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. – М., 1997.
Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб., 1995.
Семенов В.Е. Массовая культура в современном мире. – СПб., 1991.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.
Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. – М., 1991.
Соколов Э.В. Культура и личность. – М., 1972.
Соколов Э.В. Культурология. – М., 1994.
Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л., 1989.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Социо-логос. – М., 1991. – Раздел 4.
Спенсер Г. Синтетическая философия. – Киев, 1997.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.
Сумерки богов. – М., 1990.
Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. – М., 1986.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.
Тернер В. Символ и ритуал. – М., 1983.
Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М., 1995.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1992.
Тоффлер А. Третья волна. – М., 1999.
Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Философия русского религиозного искусства ХVI–ХХ вв.: Антология. – М., 1993.
Тэнасе Э. Культура и религия. – М., 1989.
Уайтхед А.Н. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. – М., 1990.
Угринович Д.М. Искусство и религия. – М., 1984.
Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.
Факторы и механизмы развития культуры. – М., 1984.
Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1994.
Флоренский П.А. Строение слова // Контекст, 1972: Литературно-теоретические исследования. – М., 1973.
Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. – М., 1992.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.
Фуко М. Слова и вещи. – М., 1994.
Функции художественной деятельности. – М., 1985.
Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. – М., 1992.
Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.
Цивилизации и культуры. – М., 1994. – Вып. 1: Россия и Восток: цивилизационные отношения.
Цикличность // Мифы народов мира. – М., 1982. – Т. 2.
Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание // Путь. – 1992. – № 1.
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1971.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997.
Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1994.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 1998.
Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.
Этнопсихологические проблемы семантики. – М., 1973.
Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. – М., 1984.
Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
Язык и наука конца ХХ века. – М., 1995.
Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Учебные задания к семинарским занятиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Тесты для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Вопросы для подготовки к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Поделитесь с Вашими друзьями: |