Сборник методических материалов



Скачать 411,97 Kb.
Дата14.02.2016
Размер411,97 Kb.
#3556
ТипСборник





СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

КУРСА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

для студентов факультета журналистики

Москва


Институт Международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой «Общественные науки»

А в т о р - с о с т а в и т е л ь – д-р филос. наук, проф. Н.Г. Багдасарьян



Культурология: Сборник методических материалов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 25 с.

Подготовлен на кафедре «Общественные науки».

© Н.Г. Багдасарьян, 2002




Цели и задачи КУРСА

Цели изучения культурологии как интегративной социально-гуманитарной дисциплины в рамках профессионального журналистского образования могут быть обозначены следующим образом:

- понимание социокультурного смысла своей будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности к предвидению возможных социокультурных последствий профессиональной деятельности;

- овладение культурологическими методами анализа профессионально значимых проблем;

- формирование моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

Базовый курс закладывает ключевые понятия, составляющие теоретическую, методологическую основу культурологии. Курс состоит из двух блоков – «Морфология культуры» и «Феноменология культуры». Морфология культуры рассматривает закономерности строения культуры и процессы ее формообразова­ния в онто- и филогенезе. В программе курса эта часть представлена темами, рас­крывающими проблемы происхождения культуры, ее структуры, динамики, язы­ка. В основу отбора тем для изучения феноменологии культуры было положено «культурное значение» тех или иных феноменов для высшего профессионального образования и воспитания определенных отношений к миру человека и природы.

Студент, изучивший курс культурологии, должен знать:

- основные категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции;

- основные концепции культурологического знания;

- характеристики наиболее значимых культурных феноменов;

иметь представление о:

- типологических, трансляционных, семиотических механизмах культуры;

- особенностях культурных эпох и стилей;

- специфике культурологического анализа процессов и явлений, месте отече­ственной культуры в общей социокультурной динамике;



уметь:

- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологи­ческого знания, применять их для обоснования практических решений, касающих­ся как профессиональной деятельности, так и повседневной жизни;

- работать с социально-научными и гуманитарными текстами;

- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.



ПРОГРАММА1
Тема 1. Культурология как интегративное знание,

ее место в профессиональном образовании

Образование как фактор становления интеллектуальных основ профессиона­лизма. Социальная компетентность как основа профессиональной культуры. Со­циально значимые профессиональные качества современного журналиста. Про­фессионализм и профессиональная компетентность как необходимые условия ци­вилизационного прогресса.

Статус культурологии в системе образования.

Предметная область культурологии, проблема ее определения. Проблема це­лостности и принцип дополнительности в становлении современной картины ми­ра. Процессы сближения и интеграции различных областей знания. Культура в системе современных наук: философии, истории, социологии, психологии, этно­графии, семиотики и др. Роль культурной и социальной антропологии в становле­нии культурологии как научной дисциплины. Культурологические школы ХХ ве­ка: общественно-историческая (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); на­туралистическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Б. Малиновский); социологичес­кая (Т. Элиот, В. Парето, П. Сорокин, А. Вебер, Т. Парсонс); структурально-сим­волическая (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. Лотман). Структура культу­рологического знания: фундаментальная и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология.



Тема 2. Сущность и смыслы культуры

История и логика развития понятия «культура». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности феномена. Современные научные представления о культуре. Необходимость межпредметного подхода.

Проблема культурогенеза. П. Тейяр де Шарден о рефлексии и самосознании человека как импульсе возникновения и развития культуры. Концепция игровой деятельности человека как источника культуры. Сущность культурогенеза как процесса постоянного самообновления культуры. Виды и формы культурной ин­новатики. Микро- и макродинамика культурогенеза.

Ценностная природа культуры. Ценность как критерий различения «наук о природе» и «наук о духе». Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация и иерархия ценностей. Эволюция ценностей. Проблема ядра и периферии ценностных систем. Ценностный аспект межкультурных ком­муникаций: соотношение универсального и уникального.

Культура как система. Проблема неоднородности культуры. Структура куль­туры: специфический уровень культуры и культура повседневности, элитарная и демократическая культура. «Высокое» и «низкое», «сакральное» и «мирское» как оппозиции. Феномен «массовой культуры». Функции культуры.

Смыслы культуры: культура как поиск смысла человеческого существования; как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера са­модетерминации личности; как «мир впервые» (В. Библер). Культ и культура: проблема совмещения «правды бытия» и «правды смысла», смысла и реальности (П. Флоренский). Культура как «творение духа и свободы» (Ж. Маритен).



Тема 3. Типология культуры


Понятие типа культуры и типологии. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее много­функциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологичес­кой классификации культуры. Сущность методологии «идеальных» типов М. Ве­бера.

Этнографические критерии (антропологические, лингвистические, геогра­фические, хозяйственно-бытовые и т.п.). Понятия «этнос» и «этногенез». Принцип «этнолингвистического древа» в типологизации. Культурно-хозяйственные типы. Историческая типологизация культуры.

Пространственно-региональный критерий (западно-европейская, арабо-му­сульманская, восточная, индийская, латиноамериканская и т.д.). Понятие нацио­нальной культуры. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфу­цианско-даосийский, индо-буддийский типы культуры.

Социологические критерии. Жизненно-циклический (возрастной) принцип классификации культуры и выделение детской, молодёжной культуры, культуры пожилых. Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики её носителей. Понятие маргинальности в культуре. Функции и типология субкультур, механизмы их воспроизводства.

Современные типологические классификации культуры: традици­она­лист­ские и инновационно-авангардные субкультуры. Дихотомия «Восток – Запад». Типоло­гическая характерстика русской культуры.

Типологические модели культуры. Культурно-антропологическая модель Г. Спенсера, Э.Б. Тайлора. Типы культур в функциональной теории Б. Малинов­ского. Социально-типологическая модель в теории локальных цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Структурно-антропологические подходы к типологии культур. Культуры «горячие» и «холодные». Аполлоническая и дио­нисическая модель культуры Ф. Ницше как выражение естественно-природных начал.

Социокультурные суперсистемы П. Сорокина. Концепция культурно-истори­ческих типов Н.Я. Данилевского. Типология культуры Г. Гегеля. Мистическая космология культуры Д. Андреева. Концепция Ф. Нортропа. Ось мирового време­ни К. Ясперса. Типология культур в философской школе «диалогики культур» (В. Библер, А. Ахутин), культурологическая концепция М. Бахтина.



Тема 4. Социокультурная динамика


Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре. Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Динамика традиций и инноваций. Прогресс и регресс в культурном развитии, проблема критериев. Эволюция и прогресс как модели социокультурной динамики. Источники и факто­ры социокультурных изменений.

Внутренняя (интровертная) динамика культуры: зарождение, развитие, ста­билизация, расцвет, упадок – общий ход линейного, временного развития. Факто­ры, влияющие на это развитие. Случайность versus детерминизм. Соотношение динамики разных слоев культуры. Внешняя (экстравертная) динамика культуры. Межцивилизационная система связей – влияния, диффузии, межкультурные аг­рессии. Кризисные процессы и процессы восхождений. Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре: культура и взрыв. Специфика современного кризиса.

Модели динамических процессов. Макродинамические модели культуры. Циклическая модель социокультурных динамических процессов. Идея повторяе­мости, обратимости в древнекитайской и античной философии. Теория круговоро­та в истории Дж. Вико. Цикл жизни «культурных организмов» в теории О. Шпенг­лера. «Круговорот локальных цивилизаций» в концепции А. Тойнби; теория «вы­зовов» и «ответов». Циклическая концепция «этногенеза» Л.Н. Гумилёва. Культу­ра как «кристализованная пассионарность». Циклы американской истории А. Шлезингера.



Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных эконо­мических волн Н.Д. Кондратьева. Волновые процессы в технологической области (И. Шумпетр, К. Фримен, К. Перц). Макроисторические процессы социокультур­ных циклов смены основных типов культур в динамической модели П. Сорокина. Микродинамические модели. Социокультурная динамика А. Моля.

Идеи классического эволюционизма. Однолинейный, универсальный и мно­голинейный типы эволюционных концепций. Г. Спенсер о дивергентности социо­культурного процесса. Современный неоэволюционизм.

Культура как синергетическая система. Применение синергетики к исследо­ванию процессов социокультурной динамики. Диалектика хаоса и порядка. Амби­валентная природа хаоса. Точки бифуркации (полифуркации) и поливариантность тенденций самоструктурирования системы. Хаос как механизм смены режимов развития. Нелинейность, множественность путей эволюции. Проблемы управле­ния социокультурными процессами в свете синергетики.

Тема 5. Язык культуры


Культура как мир знаков и значений, «символическая Вселенная» (Э. Кас­сирер). Способы и формы кодификации в культуре. Проблема культурной перево­димости. Язык как специфический способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации. Язык как антропологическая константа. В. Гумбольдт и А. Потебня о детерминации культуры языком. Язык как «вызыва­ние вещей» (М. Хайдеггер). Язык как «репрессия неразумия» М. Фуко. Социаль­ные функции языка. Языки различных культур как различные видения мира. Клас­сификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные, вто­ричные моделирующие системы. Метафора как принцип языка, как свойство познания и мышления. Материальный (сенсибильный) и нематериальный (интел­лигибельный) планы бытия. Понятие метаязыка.

Сущность и виды знаков. Знаки-индексы, иконические знаки, знаки-сим­волы. Семиотический анализ культуры. Семиотика как общая теория знаков (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Якобсон). Понятие «семиосферы» (Ю. Лот­ман). Основные разделы семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Изучение отношений знаков между собой. Отношение знака к означаемому и к истолкова­телю.

Символический порядок культуры. Формы, способы, механизмы символиза­ции. Прасимвол. Значение архетипа в процессах символического кодирования культурной информации. Символ в науке и искусстве. Роль символа в религиоз­ных культурах. Сакральные тексты как символически закодированные метафизи­ческие знания. «Статус» и «роль» в процессе символизации. Символизация и имидж. Символизация, манипуляция и массовая культура. Символика молодежной субкультуры.

Культура как текст. Специфика и сущность текста, новое понимание текста в постмодернистской традиции. Герменевтика как теория и практика истолкова­ния текстов. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.

Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

Тема 6. Мир человека как культура


Индивидуальный мир культуры. Структура индивидуальной культуры. Ос­новные элементы индивидуальной культуры: телесная и эротическая культура, ин­теллектуальная, психологическая культура, нравственная, политическая, правовая, мировоззренческая, эстетическо-художественная, религиозная, профессиональная и пр. Роль ценностного компонента в индивидуальной культуре.

Человек-творец и творение культуры. Многообразие отношений к миру. Ментальность как интегральная характеристика индивидуального мира культуры, проявление менталитета в трудовой, правовой, нравственной, обыденной и других сферах культуры. Соотношение индивидуального мира культуры и культуры об­щества. Личность как ценность и мир ценностей личности. Л. Уайт, М. Мид, Р. Бенедикт о проблеме личностной культурной идентификации. Идея М. Бахтина о соотношении «неофициальной» (карнавальной) и «официальной» культуры. З. Фрейд о роли бессознательного для массовой культуры.

Проблема культурного самосовершенствования личности. Культура индивида как самосознание, самообразование, самовоспитание. Смысл культурного творче­ства человека. Античная формула «познай самого себя». «Последние» вопросы бытия и их ритуализация в культурах. Структура ритуала. Ритуально-обрядовые игры и их символическая интерпретация. Проблема любви. Человеческая телес­ность и эрос. Понятие судьбы в контексте разных культур.

Культура и образованность. Модели «культурного человека», их эволюция. Проблема идеала человеческой жизни. «Учительство» как проблема культуры и ее исторической памяти и «лжеучительство» как форма отрицания культурного на­следия. Феномен русской интеллигенции.



Тема 7. Искусство как феномен культуры


Художественная культура как составляющая социокультурного пространства. «Пограничные» области художественной культуры (феномен моды, спорт, компьютерная графика, новые виды искусств). Соотношение художественной культуры и искусства.

Проблема происхождения искусства: «имитативная теория», искусство как мимесис (Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, Ж. Даламбер); искус­ство как реализация «инстинкта украшения» (Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос); игровая концепция происхождения искусства (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г.В. Плеханов); искусство как способ социализации личности (Л.С. Выготский). Синкретизм первобытного искусства.

Социокультурные смыслы искусства. Искусство как чувственный образ мира, способ коммуникации, передачи информации, отражения действительности, как удовольствие, игра, познание и т.д. Полифункциональность искусства в системе «человек – культура». Познавательная, коммуникативная, компенсаторная, гедо­нистическая, идеологическая, эстетическая, информативная, знаково-символичес­кая модели искусства. Система наук об искусстве.

Взаимосвязь искусства с другими элементами культуры (экономикой, поли­тикой, философией, религией, наукой, техникой). Искусство элитарное и массо­вое. Проблема «дегуманизации искусства» (Х. Ортега-и-Гассет). Искусство и по­литика. Художественное и научно-техническое мышление.

Динамика художественной культуры. Синхронизация и десинхронизация кризисов в искусстве и других областях культуры. Типология искусства: реалисти­ческое и условное. Классика и модернизм. Особенности художественной картины мира ХХ века (в кубизме, сюрреализме, супрематизме, фовизме, абстракциониз­ме, примитивизме и др.). Проблема взаимодействия и синтеза искусств. Влияние новых технологий на художественную культуру.

Тема 8. Религия и наука в контексте культуры


Специфика культурологического изучения религии и науки. Научная, рели­гиозная и художественная картина мира. Мифологемность человеческого созна­ния. Концепции изучения мифа Дж. Фрэзера, Б. Малиновского, З. Фрейда, К. Юн­га, К. Леви-Стросса, А. Лосева, С. Аверинцева. Магия как предшественница науки и религии (Дж. Фрэзер). Проблема генезиса науки и религии. Вычленение науки и религии из синкретичной культуры.

Религия как специализированная форма культуры, определяющий фактор духовной жизни. Религиозное и светское начала в культуре. Религия как интуитив­ный способ познания мира, иррациональное осмысление бытия. Вера как основа религии и религиозности. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. История мировой культуры как борьба различ­ных видов религиозной веры: радикального монотеизма, политеизма и генотеизма (Р. Нибур). Теория панрелигиозности культуры Б. Меланда. Культурная типология религий: племенные, национальные, мировые. «Теистические» и «нетеистичес­кие» религии. «Автономная», «гетерономная» и «теономная» культуры (П. Тил­лих). Типология религиозных групп: «церковь», «секта», «мистическое со­общество» (Э. Трёльч). Воздействие религиозного сознания на формы культурной жизни общества.

Наука как культурный феномен. Научное и мифологическое мышление. Про­тонаучный, архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и современ­ный периоды. Наука как система; как социальный институт; как деятельность. Мо­дели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Проблема соотношения религиозного и научного знания в истории культуры. Сциентизм и антисциентизм. Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии науч­ности. Специфичность естественнонаучного, технического и гуманитарного зна­ния. Этический императив учёного.

Социокультурные смыслы науки и религии. Вера и знание. Наука и религия в свете динамики культуры, обновления её ценностного ядра. Познавательные мо­дели мира (теистические, схоластическая, механистическая, статистическая, сис­темная, диатропическая). Сравнительный анализ религиозной и научной картин мира в динамике цивилизаций и культур. Научные революции и религиозное со­знание. Взаимодействие религии и науки с другими элементами культуры.



Тема 9. Техника и инженерное дело в контексте культуры


Понятие техники в узком и широком смысле. Гетерогенный характер значи­мости техники для человека. Осознание опасности техники в ХХ столетии. Необ­ходимость познания законов техносферы в целях управления ею. История и логи­ка развития социокультурных аспектов техники (концепции Э. Каппа, Ф. Дес­сауэра, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Х. Ортеги-и-Гассета, Н. Бердяева, П. Энгель­мейера).

Антропологические и социокультурные предпосылки возникновения техни­ки. Социокультурные смыслы техники. Техника как социокультурная ценность.

Техника как часть социокультурного пространства. Взаимодействие техники с другими элементами культуры. Техника и экономика; техника и власть; техника и наука; техника и искусство; техника и система образования. Роль техники в ди­намике культуры.

Техника и человек. Проблема границ между человеком и машиной. Естест­венный и искусственный интеллект. Логика развития инженерного мышления. Этический императив инженера. Технократизм как проблема общества и культу­ры. Шкала ценностей западно-европейской культуры, определивших техногенный характер современной цивилизации. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.




Тема 10. Культура и цивилизация


Возникновение понятия цивилизации, история и логика его изменения. Фор­мирование антитезы «цивилизация – культура».

Понимание цивилизации как тысячелетних циклов, качественно меняющих содержание человеческой истории, в концепции О. Тоффлера. Представления о цивилизациях как стадиях в развитии человеческого общества (Л. Морган, Ф. Эн­гельс). О. Шпенглер о цивилизации как фазе заката (разложения) культурно-исторического типа. А. Тойнби о цивилизациях как культурно-исторических сис­темах.

Современные представления о цивилизации как ритме смены коренных пре­образований в обществе. Представления о цивилизации как совокупности куль­турно-исторической специфики развития отдельных стран: многообразие локаль­ных цивилизаций. Цивилизация как этап поступательного саморазвития челове­чества. Мегатенденции современного развития. Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству при сохранении культурного много­образия. Глобальный эволюционизм (Н. Моисеев). Проблема экологии культуры.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1. Предмет и задачи культурологии




Вопросы для обсуждения

1. Теоретические предпосылки культурологического знания.



  1. Предметная область культурологии и ее место в системе социогуманитар­ного знания.

  2. Потенциал культурологии в освоении профессиональной журналистской культуры.



Тема 2. Сущность и структура культуры



Вопросы для обсуждения

  1. История и логика понятия культуры. Многообразие подходов, направлений и школ в понимании культуры.

  2. Характеристики культуры.

  3. Структура культуры.


Тема 3. Классификация культурных типов


как метод исследования культур
Вопросы для обсуждения

1. Проблема критериев и оснований для типологии культуры.

2. Типологические модели культуры (О. Шпенглер, П. Сорокин, Ф. Ницше, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.).


  1. Элитарная и массовая культура. Феномен молодёжной субкультуры.


Тема 4. Социокультурная динамика
Вопросы для обсуждения

1. Изменчивость и устойчивость, традиция и новация в культуре.

2. Источники и факторы социокультурной динамики.

3. Модели социокультурной динамики: эволюционная и прогрессивная, цик­лическая, волновая, синергетическая модели социокультурной динамики.



Тема 5. Культура как текст и знаково-символическая система



Вопросы для обсуждения

1. Понятие языка культуры: знак, символ, образ. Семиотический анализ культуры.

2. Понимание как фундаментальная проблема межкультурной комуникации.


  1.  Специфика языка современной культуры.


Тема 6. Личность в культуре



Вопросы для обсуждения

1. Человек в системе социокультурных связей. Мир ценностей личности.

2. Смысл культурного творчества человека.

3. Проблема таланта и гениальности.



Тема 7. Искусство как феномен культуры



Вопросы для обсуждения

1. Социокультурные смыслы и функции искусства.

2. Место искусства в культурном становлении личности.


  1. Специфика языка современного искусства.


Тема 8. Религия и наука в контексте культуры
Вопросы для обсуждения

1. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.

2. Модели мира: религиозное и научное понимание.

3. Соотношение священного (сакрального) и светского (секулярного) в индивидуальной культуре.



Тема 9. Человек в информационном обществе
Вопросы для обсуждения

  1. Средства массовой информации в структуре культурной коммуникации.

  2. Динамика коммуникативных типов культур.

3. Современная информационная среда как сфера профессиональной детельности журналиста: структура, функции, специфика выразительных средств.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


1. Культурология как интегративное знание.

2. Место и роль культурологии в общей системе знаний о культуре.

3. Роль культуры в становлении личности.

4. Социально-антропологические предпосылки происхождения культуры.



  1. Направления культурологических исследований.

  2. Проблема культуры в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хор­ни).

7. Антропология как общая система наук о человеке.

8. Сравнительный анализ концепций культуры.

9. Функционализм как направление культурологической мысли.


  1. «Рациовитализм» Х. Ортеги-и-Гассета.

  2. Биологический и этологический подходы к изучению культуры (К. Лоренц, И. Эйбл-Эйбесфельдт).

  3. Соотношение биологических, социальных и культурных факторов в антропогенезе.

  4. Место технологических новаций в динамике культуры.

14. Традиция и новация в культуре.

15. Культура и природа.

16. Культура как система.

17. Культура и цивилизация.

18. Проблема генезиса культуры.

19. Миф как явление культуры.

20. Место праздника и карнавала в системе культуры.


  1. Рефлексия как импульс к возникновению культуры (по.Тейяр  де Шардену).

  2. Культура и субкультуры: понятия и взаимодействие.

23. Социокультурное значение игры.

24. Игровая концепция культуры.

25. К.Г. Юнг об архетипах культуры.

26. К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.

27. Эзотерическая культура.

28. Культурологический аспект теории мифа А.Ф. Лосева.

29. Э.Б. Тайлор о первобытной культуре.

30. Место культуры в концепции «ноосферы» В.И. Вернадского.

31. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилёва.

32. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

33. Социальная стратификация в динамике культуры.

34. Синергетическая концепция социокультурной динамики.

35. Типы динамических изменений в культуре.

36. Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.



  1. Проблема историко-культурной типологии.

  2. Проблема типологизации русской культуры.

39. О. Шпенглер о культуре и цивилизации, значение его работы «Закат Европы» для современных исследований культуры.

40. Культура повседневности.

41. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Да­нилев­ско­го, О. Шпенглера и А. Тойнби.

42. Восток – Запад: противостояние или диалог культур.



  1. Национальные формы культуры: универсальные феномены и уникальные ценности.

  2. Мифологемное мышление в современной культуре.

  3. Язык как этноспецифичное средство культурной коммуникации.

  4. Специфика языка русской культуры.

47. Массовая и элитарная культура.

48. Молодёжная субкультура.

49. Культура как текст.

50. Культура как синергетическая система.



  1. Знак, символ, метафора: культурологический анализ.

52. Гипертекст как феномен информационной культуры.

53. Символика цвета в различных культурах.

54. Символический язык сакральных текстов.

55. Смеховая и зрелищная культура русского средневековья.



  1. Золотое сечение как универсальный принцип культуры.

  2. Взаимодействие священного (сакрального) и светского (секулярного) в культуре.

  3. Искусство как способ познания мира и человека.

  4. Религиозный и художественный опыт.

  5. Специфика языка современного искусства.

  6. Религия как феномен специализированной и обыденной сфер культуры.

  7. Религия как культурная кумуляция опыта духовной жизни.

  8. Техника, цивилизация, культура.

  9. Проблемы и перспективы информационной цивилизации.

  10. Интернет в культурной коммуникации.

  11. Влияние современных электронных технологий на структуру коммуникационных процессов.

  12. Понятие информационной безопасности в культурном контексте.

  13. Роль и место СМК в культуре.

69. Профессиональная культура журналиста.

70. Проблема выживания человечества и экологическая культура.

71. Современный глобальный кризис и проблема устойчивого развития.

72. Место России в мировой культуре.

73. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева, ее актуальность.

74. Ценностные основания современной хозяйственной культуры.




ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ





  1. Слово «cultura» (лат.) означает (отметьте правильное):

а) воспитание;

б) поведение;

в) почитание;

г) искусство;

д) возделывание;

е) обработка.



  1. Понятие культуры в его современном значении начало оформляться:

а) в эпоху Возрождения;

б) в эпоху Просвещения;

в) в середине ХХ века.


  1. Культурология – это:

а) гуманитарное знание;

б) социальнонаучное знание;

в) естественнонаучное знание;

г) интегративное знание.



  1. Культурология как научное знание формировалась в первоначальный период на базе следующих дисциплин (отметьте лишнее):

а) философия;

б) социология;

в) социальная антропология;

г) кинология;

д) культурная антропология;

е) история;

ж) синергетика.


  1. Каковы методы культурологических исследований (отметьте лишнее)?

а) включенного наблюдения;

б) компаративный;

в) структурно-функциональный;

г) математического моделирования;

д) эргономический;

е) логистический.



  1. Работа «Закат Европы» принадлежит перу известного философа культуры:

а) Н.Я. Данилевского;

б) О. Шпенглера;

в) Ф. Ницше;

г) А. Тойнби.

7. Работа «Россия и Европа» написана:

а) П.Н. Милюковым;

б) Н.Я. Данилевским;

в) О. Шпенглером;

г) А. Тойнби;

д) Н. Бердяевым.

8. Первая попытка определения культуры как суммы всего, что создано людьми – знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества, – принадлежит:

а) Н.Я. Данилевскому;

б) О. Шпенглеру;

в) Э. Тайлору;

г) Л. Уайту.

9. Концепция культуры, в основе которой лежит идея соотношения аполлонического и дионисийского начал, принадлежит:

а) Л. Фробениусу;

б) Ф. Ницше;

в) О. Шпенглеру;

г) Й. Хейзинге.

10. Кому принадлежит концепция, в соответствии с которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми, и вопрос о том, удасться ли культуре преодолеть природные инстинкты человека, и, прежде всего, инстинкт агрессивности, – это вопрос о судьбе человечества как рода?

а) З. Фрейду;

б) Ф. Ницше;

в) Н. Бердяеву;

г) К. Юнгу.

11. В чем суть понятия архетипического?

а) оно связано с достижениями археологии;

б) оно определяет типы архаической культуры;

в) оно введено К. Юнгом для обозначения первообразов, составляющих содержание коллективного бессознательного.

12. Кто является автором структурного подхода к культуре, опирающегося на анализ системы человеческой деятельности, в рамках которой выделяются четыре подсистемы: организм, личность, социальная система и культурная (в узком смысле слова) система?

а) Г. Спенсер;

б) Т. Парсонс;

в) Э. Тайлор;

г) К. Ясперс.

13. В структуре культуры выделяются следующие уровни:

а) профессиональный (элитарный);

б) культура повседневности;

в) научно-техническая культура;

г) религиозная культура.


  1. Можно выделить следующие функции культуры (отметьте лишнее):

а) познавательная;

б) коммуникативная;

в) правовая;

г) нормативная;

д) психологическая;

е) эстетическая;

ж) этическая;

з) этикетная;

и) ценностная;

к) символическая.

15. Кто автор концепции идеального типа, являющейся эффективной методологической основой для упорядочения эмпирического материала?

а) А. Вебер;

б) М. Вебер;

в) А. Тойнби.

16. В качестве оснований или критериев типологии культуры можно выделить следующие:

а) формационный;

б) этнографический;

в) пространственно-географический;

г) хронологически-временной;

д) ценностный;

е) социальный;

ж) логический;

з) астрологический;

и) все перечисленные.

17. Н.Я. Данилевский, разрабатывая подходы к типологии культуры, выделял четыре основных разряда культурной деятельности. Отметьте правильную позицию:

а) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно-экономическая;

б) религиозная, общественно-экономическая, научно-техническая и нравственная;

в) художественная, политическая, религиозная и нравственно-этическая.

18. Какой культурный тип был отмечен О. Шпенглером особо, как находящийся в стадии возникновения?

а) американский;

б) славянский;

в) русско-сибирский;

г) азиатско-японский.

19. Кто является автором концепции цикличности в динамике этнографических систем, основанной на идее пассионарности как пускового момента этногенеза?

а) Л. Гумилев;

б) Н.Д. Кондратьев;

в) П. Сорокин.

20. Кто является автором теории циклов мировой экономической коньюнктуры?

а) Й. Шумпетер;

б) Н.Я. Данилевский;

в) А. Тойнби;

г) Н.Д. Кондратьев.

21. Какой критерий определения социокультурной динамики лежит в основании концепции П. Сорокина?

а) классовый;

б) ценностный;

в) диалектический;

г) исторический.

22. Какой из подходов к социокультурной динамике появился раньше других?

а) эволюционный;

б) циклический;

в) синергетический.

23. Какой из современных подходов к исследованию социокультурной динамики можно охарактеризовать как комплексное научное направление, вобравшее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории нелинейных сложных систем и информации?

а) аналитический;

б) синергетический;

в) структурно-логический;

г) сравнительно-исторический.

24. Каков базовый критерий культурологического подхода к языку культуры?

а) лингвистический;

б) информационно-исторический;

в) коммуникационный.

25. В рамках каких научных дисциплин наиболее эффективно исследуется язык культуры как способ коммуникации, включающий знаково-символические системы, тексты, формы, образы?

а) семиотика;

б) гносеология;

в) герменевтика;

г) логистика;

д) все перечисленное.

26. Каково понимание текста в современной культурологической интерпретации?

а) эстетический продукт;

б) знаково-символическая деятельность;

в) пространство смысла;

г) артефакты;

д) литературное произведение;

е) все созданное человеком может быть рассмотрено как текст.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ





  1. Предметная область культурологии, проблема ее определения.

  2. Культурологические школы ХХ века.

  3. История и логика развития понятия «культура». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена.

  4. Ценностная природа культуры. Классификация и иерархия ценностей.

  5. Культура как система. Структура культуры.

  6. Феномен «массовой культуры».

  7. Типология культуры. Типологические модели Н. Данилевского, Ф. Ницше, П. Сорокина и др.

  8. Критерии и основания для типологизации культуры.

  9. Социокультурная динамика. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре, традиции и инновации.

  10. Источники и типы культурных изменений.

  11. Модели динамических процессов.

  12. Язык культуры как специфический способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации.

  13. Классификация языков культуры.

  14. Культура как текст. Понятие знака и символа.

  15. Искусство как феномен культуры.

  16. Полифункциональность искусства в системе «человек – культура».

  17. Религия и наука в контексте культуры.

  18. Техника как социокультурное явление.

  19. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.

  20. Культура и цивилизация. Характеристики традиционного и техногенного типов цивилизационного развития.

ЛИТЕРАТУРА




Справочная


Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.

Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1999.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.

Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

Учебная


Антология исследований культуры. – СПб., 1997. – Т. 1.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998.

Гуревич П.Н. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. – М., 1996.

Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. – М., 1996.

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996.

Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2001.

Культурология: Учеб. пособие и хрестоматия / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 1995.

Культурология. Век ХХ: Антология. – М., 1994.

Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.

Культура: теория и проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1995.



Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1994.

Морфология культуры: структура и динамика / Под ред. Э.А. Орловой. – М., 1994.



Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.

Очерки истории культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 1997.



Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М., 1996.

Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1997.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М., 1998.



Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие для высш. шк. – М., 2000.

Статьи, монографии


Аверинцев С.С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы. – 1968. – № 1.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М., 1977.

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.

Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация? // Восток. – 1990. – № 6.

Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Общественные науки и современность. – 1992. – № 2.

Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. – М., 1997.

Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди. – М., 1991.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1994.

Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: к методологии исследова­ния // Политические исследования. – 1991. – № 3.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

Басин Е.Я. Творческая личность художника. – М., 1988.

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного твор­чества. – М., 1979.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993; 1999.

Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994.

Бердяев Н.А. Воля к жизни, воля к культуре // Смысл истории. – М., 1990.

Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и «Закат Европы». – М., 1994.

Бердяев Н.А. Письмо тринадцатое. О культуре / Философия неравенства. – М., 1991.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. // Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

Библер В.С. Цивилизация и культура. – М., 1993.

Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. – М., 1991.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., 1986.

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовые коммуникации. – М., 1986.

Бородай Ю.М. Эротика – Смерть – Табу. – М., 1996.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV–ХVIII вв. – М., 1986; 1992.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

Брэдбери Р. И грянул гром // О скитаньях вечных и о Земле. – М., 1987.

Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.

Василькова В.В. и др. Волновые процессы в общественном развитии. – Ново­сибирск, 1992.

Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры. – СПб., 1999.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. – М., 1994.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1977.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., – 1963.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991.

Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблемы синестезии в искусстве). – Казань, 1987.

Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4 т. – М., 1968. – Т. 1.

Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. – 1993. – № 3.

Голан А. Миф и символ. – М., 1992.

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991.

Гумбольдт В. Философия и язык культуры. – М., 1985.

Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. – М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций? // Вопросы философии. – 1991. – № 3.

Динамика культурных и социальных связей. – М., 1992.

Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. – М., 1989.

Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. – М., 1977.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996. – Т. 1: Философия культуры.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Исаченко И.И., Кочетков Г.Б., Могилевская И.М. Наука и техника против человека. – М., 1985.

Искусство в системе культуры. – Л., 1987.



Кант И. Критика способности суждения // Сочинения. – М., 1966. – Т. 5.

Канетти Э. Масса и власть. – М., 1998.

Карсавин Л.П. Философия истории. – СПб., 1993.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.

Кассирер Э. Опыт о человеке // Человек. – 1990. – № 3.

Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология ХХ век: Антология. – М., 1995.

Клакхон С. Зеркало для человека. Введение в антропологию. – СПб., 1998.

Клакхон С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда. – М., 1992. – Вып. 2.

Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Кондаков И.В. Культура России. – М., 1999.

Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.

Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Проблема экономической динамики. – М., 1989.

Конрад Н. Запад и Восток. – М., 1966.

Концептуальная основа социологического анализа культурных изменений // Социодинамика культуры. – М., 1991. – Вып. 1.



Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.

Кребер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефини­ций. – М., 1992

Кульпин Э.С. Бифуркация Запад–Восток. – М., 1997.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1995.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.

Лем Ст. Сумма технологий. – М., 1968.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.

Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.

Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. – М., 1990.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн: Александра, 1993.

Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1997.

Малиновский Б. Магия, наука, религия. – М., 1998.

Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. – 1983. – № 2.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. – Ереван, 1962.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. – Ереван, 1969.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – Ереван, 1983

Медников Б.М. Гены и мемы – «субъекты» эволюции // Человек. – 1990. – № 4.

Межуев В.Н. Культура и история. – М., 1977.

Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. – 1983. – № 7.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.

Мень А. История религии. – М., 1991. – Т. 1.

Методологические проблемы изучения культуры. – Л., 1979.

Методология и методы исследования культуры. – Л., 1984.

Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995.

Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М.: МГТУ, 1992.

Мириманов В. Искусство и миф. – М., 1997.

Миронов В.Б. Техника и человек. – М., 1988.

Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.

Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика общественного прогресса. – М., 1995.

Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 1994.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Сочинения: В 2 т. – М., 1990. – Т. 1.

Новая индустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.



Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции. Год 2000. – М., 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. – № 10.

Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Знаки и символы в живописи. Семиотика и искусствометрия. – М., 1972.

Парахонский П.А. Язык культуры и генезис знаний. – Киев, 1988.

Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997.

Петров М.К. Язык, знак, культура. – М., 1991.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

Понятие судьбы в контексте разных культур. – М., 1994.



Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1986.

Пригожин И., Сенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог с природой. – М., 1986.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. – М., 1995.

Работы Л. Уайта по культурологии: Сб. переводов ИНИОН. – М., 1996.



Раджабов У.А. От мифов к современным космологическим концепциям // Философские науки. – 1991. – № 7.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время в поисках утраченного. – М., 1997.

Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.



Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб., 1995.

Семенов В.Е. Массовая культура в современном мире. – СПб., 1991.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М., 1993.

Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. – М., 1991.

Соколов Э.В. Культура и личность. – М., 1972.

Соколов Э.В. Культурология. – М., 1994.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л., 1989.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

Социо-логос. – М., 1991. – Раздел 4.



Спенсер Г. Синтетическая философия. – Киев, 1997.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

Сумерки богов. – М., 1990.



Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. – М., 1986.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Текст как явление культуры. – Новосибирск, 1989.



Тернер В. Символ и ритуал. – М., 1983.

Тиллих П. Избранное. Теология культуры. – М., 1995.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1992.

Тоффлер А. Третья волна. – М., 1999.

Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Философия русского религиозного искусства ХVI–ХХ вв.: Антология. – М., 1993.

Тэнасе Э. Культура и религия. – М., 1989.

Уайтхед А.Н. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. – М., 1990.

Угринович Д.М. Искусство и религия. – М., 1984.

Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

Факторы и механизмы развития культуры. – М., 1984.

Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1994.

Флоренский П.А. Строение слова // Контекст, 1972: Литературно-теоретичес­кие исследования. – М., 1973.

Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. – М., 1992.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1989.

Фуко М. Слова и вещи. – М., 1994.

Функции художественной деятельности. – М., 1985.



Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. – М., 1992.

Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

Цивилизации и культуры. – М., 1994. – Вып. 1: Россия и Восток: цивилизаци­онные отношения.

Цикличность // Мифы народов мира. – М., 1982. – Т. 2.

Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание // Путь. – 1992. – № 1.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. – М., 1971.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1994.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 1998.

Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 1995.

Этнопсихологические проблемы семантики. – М., 1973.

Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. – М., 1984.

Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

Язык и наука конца ХХ века. – М., 1995.



Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


Программа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Учебные задания к семинарским занятиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Тесты для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Вопросы для подготовки к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19



1 Концепция и программа курса разработаны на кафедре социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана и изложены в кн.: Культурология: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Выс. шк., 1999. Представленный ниже вариант программы адаптирован автором к задаче подготовки журналистов.


Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»
meth -> Программа курса «Юридическая психология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. 19 с. Подготовлена на юридическом факультете

Скачать 411,97 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница