Сборник подготовлен коллективом в составе: Е. В. Корчагиной заведующей отделением помощи семье и детям



Скачать 461,6 Kb.
Дата06.04.2016
Размер461,6 Kb.
#15483
ТипСборник
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области

Ростовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»


Секреты воспитания
рекомендации для родителей

г. Ростов

2012 г.

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области



Ростовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»
ВЫПУСК 3

Секреты воспитания


(рекомендации для родителей)

Ростов, 2012


Сборник подготовлен коллективом в составе:


Е.В.Корчагиной - заведующей отделением помощи семье и детям;

И.А.Кольцовой – педагогом-психологом


Под редакцией:

Е.В.Котелиной – директора ГКУ СО ЯО СРЦ «Огонёк»

Е.В.Кукушкиной – педагога-психолога

ВЫПУСК 3
Процесс воспитания детей — это одно из сложных занятий на свете. Как к этому подготовиться, где взять знания, мудрость?В этом родителям помогут наши рекомендации.

Предлагаемый сборник составлен для родителей специалистами ГКУ СО ЯО СРЦ «Огонёк» в рамках социального проекта по оказанию комплексной социальной и психолого-педагогической помощи неполным семьям, имеющим детей от 3 до 7 лет «МиР» (мама и ребёнок).

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Ростовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк», 2012



СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………….

О воспитании. Основные понятия……………………..

О детях дошкольного возраста (с З до 7 лет)…………

Воспитание ребенка в семье …………………………...

Влияние матери и отца на развитие ребенка………...
Стиль семейного воспитания и его влияние на
развитие ребенка…………………………………………

Роль воспитания в моральном развитии личности…

Как правильно воспитывать ребенка…………………

Пословицы и поговорки для родителей

о воспитании………………………………………………

Мудрые мысли о воспитании…………………………..

Литература………………………………………………..




ВВЕДЕНИЕ

«Воспитание детей – это такое ремесло,

где нужно уметь терять время,

чтоб его выигрывать»

Ж.Ж.Руссо
Все родители мечтают о том, чтобы с их детьми было все хорошо. Все они мечтают примерно об одном и том же — чтобы их дети росли: здоровыми, счастливыми, благодарными, а также все родители мечтают о том, чтобы их дети стали благополучными людьми и опорой родителям в старости.

Развитие личности, нормальной и здоровой, которой и должен стать ваш ребенок, во многом зависит от родительского воспитания.Воспитание детей – это непознанное искусство, где каждый человек вне зависимости от способностей и возможностей делает ежедневные открытия, создавая главный шедевр своей жизни – любимое чадо.В А. Сухомлинский писал: «Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство и искусство. Дети не только и не столько источник счастья. Дети – это счастье, созданное вашим трудом»

В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев.

Однако в практике сложилось немало форм и методов воспитания, проверенных жизнью и дающих в большинстве случаев положительные результаты.

В представленной брошюре мы собрали наиболее ценные рекомендации педагогов ипсихологов, высказывания мыслителей и философов древности, а также мудрые советы наших предков, которые помогут современным родителям найти ответы на сложные вопросы, связанные с воспитанием детей.


о ВОСПИТАНИи

Основные понятия



Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие».



Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Российская педагогическая энциклопедия истолковывает понятия, связанные с воспитанием следующим образом:



Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификация - усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.

Чувство стыда - механизм запрета определенного поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувство вины - механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.
Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

Содержание воспитания. Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40 человек), массовые.

- воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;



Жизненный сценарий - неосознаваемая программа жизни личности, которая формируется под влиянием родительского программирования.

Жизненный стиль - это значение, которое придает человек миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем.

«Я- концепция» - совокупность представлений личности о себе, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты
Цель современного воспитания

«сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» ( Р.С. Немов).



О детях дошкольного возраста

(с З до 7 лет).

В период с 3 до 7 лет происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий.

Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть «как большой» и недостатком физических и психических возможностей реализовывать это. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей:


  • негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых);

  • упрямство (ребенок настаивает на собственных требованиях и решениях);

  • строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме);

  • своеволие (проявляется в стремлении отделиться от взрослого);

  • обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она - «дура»);

  • протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями);

  • в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», у него могут сформироваться чувства вины и зависимости.

Важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте является становление нравственных чувств и моральных суждений. Уже в раннем периоде его побуждают считаться с другими людьми: «Не шуми, бабушка отдыхает», «Помоги маме собрать игрушки». У него формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе развития самооценки, отношения к самому себе и к своим качествам.

Наиболее ранней формой обогащения нравственного опыта является подражание. Ребенок подражает родителям не только внешне, но и перенимая эталоны оценки происходящего. Родители обсуждают между собой те или иные ситуации, используя слова типа: «неправ», «хороший», «неуважает», «добрый». Ребенок, соотнося высказывания с ситуацией, учится оценивать происходящее. Если дети видят доброту и щедрость со стороны других или их хвалят за их собственную доброту, то эти качества получат свое развитие. Важно научить ребенка ставить себя на место другого.

Нравственное сознание состоит из знаний, чувств и поведения. Ребенок по мере взросления учится распознавать хорошее и плохое, доброе и злое, приобретает опыт переживаний «несправедливого» наказания, уважения к старшим. Он действует в соответствии с усвоенными эталонами поведения. Именно с таким усвоением связано проявление ябедничества у дошкольников. Дошкольник бежит к воспитателю или родителю не для того, чтобы наказали товарища, а для того, чтобы убедиться в правильности усвоенных норм морали. «А Сережа дерется с Таней» (мальчик не должен драться с девочками), «А Катя порвала книжку» (с книгами надо обращаться бережно).

Поведение ребенка во многом зависит от опыта разрешения нравственных ситуаций: помочь больной маме или поиграть машинкой; пожалеть раненого котенка или побежать с друзьями на качели. Родителям стоит стимулировать пробуждение нравственных чувств, основанных на альтруизме, бескорыстии. В этом случае быстрее формируются внутренние моральные побудители (совесть), чем в случаях прагматически ориентированного воспитания, построенного по принципу обмена («ты - мне, я - тебе»).

В среднем дошкольном возрасте усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с нормами постепенно приводят к формированию основ произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Конечно, у дошкольника еще нет развитых моральных суждений, глубокого понимания причин своих поступков и действий других людей. Но взрослые могут сделать очень многое для того, чтобы помочь ребенку в его моральном становлении: это и личный пример, и обсуждение и реальное проживание вместе с ребенком проблемных ситуаций, с которыми он встречается в жизни.

Важным регулятором поведения ребенка является самооценка, т. е. его отношение к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Чтобы правильно оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других людей. Если родители подчеркивают положительные качества ребенка, поддерживают его в начинаниях, отмечают достижения, а не фиксируют только неудачи, то это станет основой положительной самооценки ребенка. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пишет:

«Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, другие дети - веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял; я выучился ненавидеть. Я говорил правду - мне не верили; я начал обманывать».
Внешняя, социальная оценка постепенно становится внутренней самооценкой ребенка.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно любуются собой, но охотно критикуют все, что делают другие. Дети с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения друзей. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он «может», «способен», «умеет», тогда ребенок научится доверять себе.

Возрастной кризис 7 лет связан с тем, что ребенок попадает в новую социальную ситуацию развития: из дошкольного окружения - в окружение учителей, школьников. Этот кризис характерен тем, что он может пройти безболезненно, если не будет слишком большой разницы в системе взаимоотношений, сложившейся у ребенка до школы и при поступлении в нее. Ошибаются родители, которые используют упоминание о школе в качестве инструмента запугивания: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут...», а также те, которые рисуют для ребенка жизнь в школе радостной и безоблачной. Ребенок с желанием готовится к встрече со школой, но в то же время он должен понимать, что учеба - это труд, требующий серьезных усилий.




Воспитание ребенка в семье
Немаловажным фактором, влияющим на развитие ребенка, является восприятие его членами семьи. Можно попытаться найти объяснение очень распространенному вопросу родителей: «Почему в нашей семье дети такие разные? Росли в одной семье, относились мы к ним одинаково, а в результате один - серьезный, спокойный и рассудительный, а другой - шалун, капризный и очень впечатлительный».

Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него есть ряд преимуществ по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей. Они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше обеспечить его. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. Вместе с тем такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован.

Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми, отверженными. У них начинает действовать «синдром детронизации» «Маленького принца (принцессу) согнали с трона», - так может воспринять ребенок эту ситуацию. Он вынужден искать новые формы поведения. Чтобы добиться внимания и любви родителей, ощутить свою значимость в семье, ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет).

Рекомендации для родителей:

- после появления новорожденного в доме постарайтесь избежать существенных изменений в жизни семьи, в ваших отношениях со старшим ребенком;

- старайтесь уделять старшему ребенку достаточно внимания, демонстрируйте ему свои нежные чувства;

- помогите старшему найти адекватную форму вхождения в жизнь изменившейся семьи - как помощника, как друга малыша.

Вторые дети обычно более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как много времени проводят со старшими братьями или сестрами. Родители более спокойно относятся ко вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена роль родителей. Младшие дети более творческие и самостоятельные, но под покровительством и защитой старших у них может сложиться заниженная самооценка и чувство неполноценности. Старший ребенок, провоцируя младшего на различного рода состязания, являясь в них победителем, может высмеять его, демонстрируя свое превосходство. Тогда младший ребенок выбирает по отношению к родителям испытанный способ поведения: «Когда я беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне».

Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привелегий старшего, он как бы «ограничен» первым ребенком - сильным и способным. В то же время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с ним, так как не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Родителям следует помочь найти место ребенку в структуре семейных отношений.

Если в семье рождаются близнецы, то в их психологическом развитии возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект. Они позже начинают говорить. Это объясняется тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться, как к двум разным людям. Лучше не одевать их одинаково, поощрять развитие их индивидуальных интересов и склонностей.

Влияние матери и отца на развитие ребенка

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец - такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.



Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка

В семейном воспитании выделено два стиля- демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.



Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети в семьях с демократическим стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддаются внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.



При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В первом случае они вряд ли смогут воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового. Чем более «свободно» родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под «свободой воспитания» Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.

Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще в работах А.С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.



Авторитетный стиль предполагает: высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети при этом замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Результат: дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений:



Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме;

Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений.

Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Фиксируются три типа неправильного воспитания:



отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства; гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);

эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я-большой» в качестве самодовлеющей ценности).


Роль воспитания в моральном развитии личности

Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности. Поступок, противоречащий непосредственным интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным, приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими. Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).

Для практики воспитания необходимо ответить на вопрос, почему у детей преобладает тот или иной тип мотивации. Зависимость между мотивацией и уровнем интеллекта, условиями семейного воспитания, эмоциональной устойчивостью, социально-экономическим статусом, участием в детских организациях и другими характеристиками играет большую роль в воспитании личности. Среди факторов, влияющих на моральную мотивацию, можно назвать убеждение в правильности норм и в необходимости следовать им.

Соблюдение норм связывается с неприятными переживаниями, вызванными наказанием за противоморальный поступок и сопутствующими обстоятельствами. Однако наказания за нарушение норм могут порождать агрессию и негативное отношение к последним. «Тактика лишения любви», выражающаяся в подчеркнутом игнорировании ребенка после проступка, отказе от общения с ним, заявлениях типа «мама не любит такого лживого ребенка» не приводит к выбору морального поведения. Не подтвердилась и возможность формирования морального поведения через наблюдение ребенком поведения других. Из трех демонстрировавшихся детям типов поведения - соблюдение нормы, ее нарушение с последующим наказанием, безнаказанное нарушение - только последний тип повлиял на их собственные действия. Он привел их к росту нарушений поведения.

Выражение родительского неудовольствия по поводу нарушения норм принципиально отличается от разных форм наказания (лишения развлечений и сладостей, физического наказания, прекращения общения и т.п.). При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных последствиях поступка для него самого. Если же взрослые, выразив свое неудовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются отрицательные последствия поступка для других. В основе переживаний лежит осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и является основой формирования моральных суждений.

Факторы, формирующие моральные суждения (суждения о происхождении правил, о санкциях за нарушения норм и суждения о справедливости поступков и ответственности за них), включают в себя два типа отношений взрослого и ребенка:



  • первый тип - принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведения, следит за их выполнением и налагает санкции за нарушения. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и занимает пассивную роль;

  • второй тип отношений - кооперация, характеризуется активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим, участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.

Эволюция морального сознания ребенка зависит от когнитивного развития, так как ребенок проходит путь от эгоцентрического отношения к окружающим до выработки гибкой позиции, когда в своих суждениях он начинает опираться на свои критерии. Выделяются три уровня нравственного развития, каждый из которых имеет несколько стадий:

Первая стадия: суждение выносится от того вознаграждения или наказания, которое может получить ребенок за данный поступок («Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут»).

Вторая стадия: суждение о поступке выносится в соответствии с выгодой, которую можно извлечь («Если ты мне сделал плохо, то и я тебе

Третья стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет («Я делаю то, что приятно и одобряется окружающими»).

Четвертая стадия: суждение формируется в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанным ею законами («Я обязан соблюдать закон»).

Пятая стадия: суждение о поступке основывается на уважении демократически принятого решения или на принципиальном уважении прав человека («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены обществом»).

Шестая стадия: поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей («Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»).

Возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В качестве образца могут выступать сверстники, дети более старшего возраста или знакомые взрослые, собирательные образы людей с определенными нравственными качествами.

Важно понимание того, кто выступает в качестве образца на разных возрастных этапах. С возрастом значительно увеличивается роль сверстника как пример для подражания. Это объясняется легкостью сопоставления себя со сверстниками, пониманием того, что достижения сверстников доступны и самому субъекту, возможность получения от товарища конкретных советов, помощи и даже выполнение совместных действий в достижении намеченных целей по самовоспитанию. На этой идее построено волонтерское движение, в котором в случае затруднений дети обращаются за помощью не к взрослым, а к своим сверстникам.

Механизмы, благодаря которым происходит интериоризация(приобретение) норм и правил поведения:



Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификация - усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.

Чувство стыда - механизм запрета определенного поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувство вины - механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.

Важным является также накопление собственного опыта, критическая переработка содержания культуры.




Как правильно воспитывать ребенка

  1. Kaк желательно вести себя родителям с маленьким упрямцем:

  • Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли вы сами. Достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или вам необходимо только беспрекословное его послушание? Проанализируйте свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?

  • Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку: нет ли вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях и забывая о его правах? Вспомните, желанным ли был он? А если вдруг нет...

  • Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает папе и маме - что здесь плохого, ведь атмосфера негативизма - обычное состояние семьи.

  • Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите, где источник стресса. Ведь если стресс не прекратится, то это путь к неврозу.

  • Учтите, что, когда такой ребенок возбужден и непоседлив, неугомонен и не доводит начатое дело до конца лишь только потому, что не может из-за возникшей неустойчивости внимания, то ваши замечания, которым он все равно не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают и делают его упрямым без предела.

  • Когда такой ребенок заторможен, все ваши просьбы игнорирует, задумавшись о чем-то своем, а вы торопитесь, спешите, вам очень некогда, хотя копуша безразличен к этому, своей медлительностью будто бы специально желая вывести вас из себя, не объявляйте войну упрямству, а лучше посоветуйтесь с врачом и постарайтесь сделать все возможное, чтобы найти малейший повод для похвалы упрямца.

  • Когда малыш особенно упрям найдите способ переключить его интерес, подберите задание, чтобы он выполнил его с успехом, и не забудьте похвалить его.

  • В тех случаях, когда нет реальных поводов для упрямства и «дух противоречия» беспричинен, а ваш малыш не чувствует в этом своей вины и даже агрессивен, обязательно покажите его врачу.

  • Помните, что упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельствовать о заболевании малыша.






Как не желательно вести себя родителям с маленьким упрямцем:

  • Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.

  • Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.



  1. Как желательно вести себя родителям с ребенком, испытывающим

страх:

  • Первым делом выяснить причину страха и попытаться воздействовать на нее.

  • При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.

  • Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны Ни в коем случае не наказывать ребенка.

  • Ни в коем случае не запугивать малыша, и даже тогда, когда родители опасаются за его безопасность.

  • Не разжигать фантазию ребенка всевозможными страшилками и агрессивными компьютерными играми с актами насилия.

  • Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.

  • Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.

  • Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача - в больницу. Главное - игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.

  • Прежде чем показывать ребенку новый мультфильм, постарайтесь познакомиться с его содержанием, ведь сейчас даже самые лучшие диснеевские фильмы переполнены агрессивными героями, внушающими маленьким детям страх.

  • Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще просто не в силах сделать.

  • Если, помимо возрастных страхов, у вашего малыша начинают появляются и другие страхи или же количество их постоянно нарастает и они не адекватны окружающей ребенка действительности, как уже говорилось выше, необходимо срочно обратиться к специалистам.



Как не желательно вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:

  • Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.

  • Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его.

Специально погружать малыша в травмирующую его ситуацию, вынуждая «терпеть» страх и приспосабливаться к нему (например, не разрешать включать настольную лампу в комнате легшему спать ребенку, боящемуся темноты и т. д.)

Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.



  • Разрешать смотреть без разбора всевозможные телевизионные передачи и играть в «страшные» компьютерные игры.

  • Не обращать внимание на жалобы ребенка на своих сверстников, преследующих его в школе и во дворе.

Передавать свой страх ребенку, заражая его им.

  1. Как желательно вести себя родителям с ребенком, имеющим

патологические привычки:


  • Попытаться понять, что его беспокоит и тревожит. Может быть, он чего-то боится.

  • Не сердиться, за это его не ругать, не кричать на него и не требовать, чтобы малыш дал вам «честное слово», что он больше не будет... Ему просто еще это слово очень трудно сдержать. А не сдержит - вновь будет тревожиться.

  • Поддержать его веру в себя. Успокоить, обнять, объяснить, что все это пройдет в скором времени.

  • Лишний раз похвалить и отвлечь любым способом от его мрачных мыслей.

  • Не наказывать. Не превращать слово «нельзя» в главное слово при общении с малышом. Не заострять свое внимание на вредных привычках ребенка, особенно в присутствии посторонних, а чаще всего просто «не замечать» их.

  • Пересмотреть стиль своего воспитания, прежде всего тогда, когда вы боитесь избаловать малыша.

  • Придумать взамен сосанию пальца, грызению ногтей что-то другое, приносящее ребенку удовольствие.

  • Сделать жизнь приятной, а главное - полюбить его, но безоценочно, а не за высокие показатели его достижений в рисовании, музыке и т. д. Задавайте все чаще и чаще себе вопросы: кому больше нужны эти успехи - вам или же малышу?

  • Снизить планку родительских требований, исходя не из ваших желаний, а только из реальных возможностей ваших детей.

  • Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.

  • Установить с ним самые доверительные отношения.

  • Научить не плохими привычками, а нужными словами облегчать свое состояние и гасить мучающую его тревожность.


Как не желательно вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки:

  • Раздражаться и злиться на него. Требовать, чтобы он прекратил это делать, чтобы дал слово, что «больше не будет».

  • Не искать истинных причин появления подобных привычек, почему ваш ребенок испытывает стресс. Не обращать внимания на его проблемы.

  • Культивировать чувство вины в нем за невыполненные им обещания, что он не может справиться с тем, что ему поручили.

  • Постоянно контролировать и угрожать.

  • Быть жестоким с ним, часто наказывать.

  • Не ласкать.

  • Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами (горчицей, зеленкой и др.).

  • При грыэении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.

  • Постоянно во всем подчеркивать свою нелюбовь.



  1. Как желательно вести себя родителям с ребенком, занимающимся онанизмом:

  • Не подвергать допросам и осмотрам. Задуматься - действительно ли так, как вы воспитываете, надо воспитывать ребенка.

  • Не стыдить его, особенно при посторонних лицах. Ни в коем случае не ругать и не запугивать. Пытаться уделять ребенку максимум внимания.

  • При ласке малыша не затрагивать самые чувствительные зоны - не целуйте его часто в губы, за ушком, внизу живота.

  • Не укладывать рано спать, когда ребенок еще явно очень бодр и вряд ли сразу заснет, потому что многие дети занимаются онанизмом при засыпании от нечего делать. То же самое касается и пробуждения детей. Проснувшемуся ребенку не надо долго лежать в кровати.

  • Отрегулировать его питание, чтобы в пище не было ничего соленого, острого и копченого.

  • Давать носить свободную одежду. Особенно необходимо следить, чтобы не стягивали трусики.

  • Ограничить катание на велосипеде.

  • Сделать акцент в режиме дня на водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.

  • Сдать анализ на яйца аскарид.

  • Создать возможность общения со сверстниками.

  • Не запугивать ребенка тем, что если это еще повторится, то потом...

  • Любить и понимать!

Помните, что детский онанизм практически такая же вредная привычка, как и сосание пальцев, и он не имеет ничего общего со взрослым онанизмом. Его называют даже физиологическим. Поэтому не паникуйте и не пугайтесь, пугая ребенка. От вашей реакции на это «открытие» зависит дальнейшая сексуальная жизнь малыша, когда он уже станет взрослым.

Как не желательно вести себя родителям с ребенком, занимающимся онанизмом:

  • Стыдить, подчеркивая его неполноценность.

  • Все время упрекать, что он - плохой.

  • Ругать и подвергать физическим наказаниям.

  • Лишать общения со сверстниками.

  • Ограничивать двигательную активность.

  • Насильственно кормить.

  • Не соблюдать гигиенические мероприятия или чрезмерно соблюдать их.

Когда зайдет вдруг речь о специалистах, вам необходимо обратиться к урологу и гинекологу, а иногда к невропатологу и даже психиатру.

5. Как желательно вести себя родителям с нервным ребенком:

  • Пересмотреть стиль отношений в семье и не делить любовь ребенка между близкими.

  • Найти все «трещины» в своих взаимоотношениях с ребенком.

  • Не ущемлять его достоинство и самолюбие.

  • Не управлять ребенком, словно роботом.

  • Не требовать от малыша невыполнимого.

  • Не разжигать в нем ревность к другим детям.

  • Понять ребенка и попытаться с его позиции оценить дурной поступок

  • «Воспитывать» его наедине, а не публично.

  • Не злоупотреблять своими бесконечными «нельзя» и «можно».

  • Запрятать свою нервность в глубину и не закатывать истерики при нем.

  • Стараться не показывать свой страх.

  • Все время выполнять рекомендации врача.



Как не желательно вести себя родителям с нервным ребенком:

  • Специально культивировать причины нервности.

  • Пытаться раздражать и «заряжать» ребенка своими методами воспитания, своими «можно» и «нельзя».

  • Все время ущемлять его достоинство и управлять ребенком, словно роботом.

  • Стараться разжигать конфликт в семье, стремиться к беспричинному разводу и перетягивать ребенка, как канат, - от мамы к папе, и наоборот.

  • Все время требовать от малыша невыполнимого.

  • Быть взвинченным, рассерженным и злым, общаясь со своим ребенком.

  • Закатывать ему истерики, пугаться на его глазах.

  • Способствовать развитию невроза. Не соблюдать рекомендации врача.

6. Как желательно вести себя родителям с гиперактивным ребенком:

  • Все то, что может вызвать в доме «любознательность» ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы из поля зрения проказника, лишив его возможности соблазна.

  • Даже лекарственные средства, выписанные специально для ребенка, не говоря уже о всех других, хранящихся в квартире, должны быть спрятаны в надежном месте и, если можно, заперты на ключ.

  • Любые разногласия в семье в вопросах воспитания ребенка усиливают отрицательные качества малыша.

  • Прежде всего старайтесь, по возможности, уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.

  • Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.

  • Друзей у вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем он сильнее будет перевозбуждаться. Желательно, чтобы друзьями не были такие же гиперактивные дети.

  • Игра для вашего ребенка важнее разных медикаментов, вернее, главное лекарственное средство.

  • Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей в нем ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.

  • Не раздражайтесь, если ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите. Добейтесь, чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня-завтра... Вам надо только запастись терпением.

  • Просмотр телевизора необходимо максимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.

  • Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.

  • Запомните, что ребенок подражает вам.

Как не желательно вести себя родителям с гиперактивным ребенком:

  • Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.

  • Пренебрегать советами врача.

  • Все разрешать ребенку, что бы он ни хотел сделать, или совсем не разрешать ничего.

  • Не приучать ребенка к распорядку дня, к планированию и постановке цели его деятельности, не вмешиваться в эту деятельность.

  • Не обращать внимания на игры малыша и поощрять его проказы Не

подбирать ему друзей.

  • Оберегать от спорта.

  • Специально перевозбуждать игрушками и телепередачами, а также компьютерными играми.

  • Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться.

  • Выплескивать свои эмоции наружу по поводу и без повода, давая волю наказаниям, вплоть до побоев.

  • Наказывать и поощрять одновременно.

7. Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком:

  • Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.

  • Не злоупотреблять своими бесконечными «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.

• Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что малыш, подражая,видит все.

• Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко вы наказы


ваете своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

  • Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями.

  • Вместе с разгневанным ребенком можно вылепить обидчика из пластилина, закопать его в песке или залить водой.

Ребенку можно разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней все то, что придет на ум.

  • Разгневанного малыша можно заставить разрядиться какой-нибудь

физической нагрузкой: от игры в мяч до соревнований в беге.

  • Научить сочувствию другим людям.

  • Помнить, что и слово может ранить малыша.

Как не желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком:

• Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните,


что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.

  • Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность - это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия - не орудия сражения.

  • Учить подавлять свой гнев, загоняя его внутрь.

  • Содействовать соперничеству между детьми в семье.

  • Не любить его или любить только «оценочной» любовью. Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулируют агрессивность детей.

8. Как желательно вести себя родителям с обидчивым ребенком:

  • Показывать ребенку свое доброжелательное отношение к нему как к личности без постоянных попыток с его стороны вам это постоянно доказывать.

  • «Закалять» эмоциональную сферу ребенка разнообразием эмоций, уча, как лучше на каждую из них «реагировать», не теряя своего «я».

  • Читая с ребенком книги, или смотря детские фильмы, где одним из героев является обидчивый или обиженный ребенок, обсуждать причины его обиды и искать совместно со своими детьми наиболее понятные и приемлемые для них способы преодоления обиды.

  • Пользоваться элементами психодрамы - проигрывать со своим ребенком как ситуации, которые обижают его, так и наиболее доступные для него выходы из них с наименьшей обидчивостью.

  • Ни в коем случае не упрекать его в повышенной ранимости и обидчивости, на которые он имеет такое же право, как и все. Вы не можете запретить детям обижаться.

  • Не учить ребенка загонять свою обидчивость вглубь, в себя. Накопление всех его отрицательных эмоций там - явная угроза для развития у него психосоматических заболеваний.

  • Относитесь к ребенку так, чтобы у него не было причин для постоянного самоутверждения перед вами и другими людьми, чтобы подтвердить свою «значимость» и «ценность».

  • Помните, что обида - это одно из чувств, свойственных любому человеку, и не в вашей власти это чувство полностью искоренить.

Как не желательно вести себя родителям с обидчивым ребенком:

  • Провоцировать ситуации обиды.

  • В присутствии ребенка подчеркивать превосходство в чем-то над ним

других детей, постоянно сравнивать его со всеми.

  • Наказывать за обидчивость, «запрещая» проявлять это чувство.

  • Никак не реагировать на его повышенную обидчивость, полностью игнорируя ее, не пытаясь понять - откуда истоки.

9. Как желательно вести себя родителям с маленьким лгунишкой:

  • Понять возможную причину лжи и проанализировать ее. Ответить на вопрос: малыш солгал безвинно или преднамеренно? А если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы?

  • У вас завышенные требования к ребенку, или он вам лишь только подражает?

  • Не спровоцировали ли вы сами обман соблазнами или вопросами-ловушками?

  • Кто пострадал от лжи: вы, ваш ребенок или посторонний?

  • Что закодировано в ней? Какую информацию вам ложь предоставляет? Она - ложь-нападение или защита, ложь-поплавок или фантазия, ложь во спасение или соломинка, последняя соломинка ребенка?

  • Взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию.

  • Не чувствует ли ваш малыш себя отверженным в семье?

  • Не часто ли вы даете знать ему, что вы - «над ним», а он - «под вами», третируя его своими бесконечными «нельзя»?

  • Не сравниваете ли вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?

  • Не занижаете ли вы его самооценку?

  • Не нагружен ли ои сверх меры непосильными заботами или делами?

  • Не опекаете ли вы излишне малыша?

  • Не часто ли вы вторгаетесь в его интимный мир?

  • Не подражает ли ребенок так своим ровесникам и сверстникам?

  • И не копирует ли вас он, являясь неожиданным свидетелем того, как вы «манипулируете» ложью, считая ее сущим пустяком?

  • Если ребенок сам сознался во лжи, ни в коем случае не надо наказывать его, скорее ободрите, чтобы он поверил в собственные силы: раз мог сознаться, что сказал неправду, значит - честный и больше не обманет никого.

  • Старайтесь поощрять как можно чаще искренность ребенка. Его забавы не должны быть связаны с обманом.

  • Вам надо разрешить ребенку в адекватных ситуациях выплескивать все негативные эмоции наружу.

  • Примите меры, чтобы он себя не чувствовал отверженным в семье, чтобы исчез душевный дискомфорт.

  • Запомните, что маленький лгунишка - «большой» психолог. И по тому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему.

Как не желательно вести себя родителям с маленьким лгунишкой:

  • Не выяснив причину лжи, быть обличителем ребенка, из наказаний сделав пытку, акт его унижения.

  • Стыдить ребенка без конца даже за самую невинную, непреднамеренную ложь.

  • Ругать за ложь, не разъясняя, в чем суть правды, и устанавливать границы честности на «вежливую» ложь.

  • Следить за каждым шагом малыша, пытаясь уличить его во лжи и радоваться, уличив.

  • Рассказывать об этом всем.

  • Держать его в «ежовых рукавицах» и предъявлять ему завышенные требования.

  • Наказывать за самые малейшие провинности и культивировать страх наказания.

  • Не обращать внимания на дружбу, которая ему вредит.

  • Лгать на его глазах, в его присутствии, как будто это самое обыденное дело, пустяк, ничто.


10. Kaк желательно вести себя родителям с ребенком, который что-то взял или берет без спроса:

  • Не бушевать и не выплескивать на него лавину отрицательных эмоций.

  • Когда ребенок - «возрастной» воришка, понятно объясните ему разницу между «своим» - «чужим», что это значит и почему «чужое» брать нельзя.

  • Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь или игрушку ее владельцу, но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

  • Старайтесь разъяснить ребенку, что лишь свою вещь можно взять без спроса, чужую - никогда. Запрещено. И если ему вдруг захочется чужое что-то, он сможет взять его только тогда, когда получит разрешение на это.

  • Учите его отличать общественную собственность отличной Не искушайте малыша соблазнами, невольно делая доступным недоступное.

  • Задумайтесь, достаточно ли вашему ребенку ласки. Восполните скорее ее дефицит. И дайте ему то, в чем он нуждается сегодня.

  • Ведите себя так, чтобы ваш ребенок мог вам достойно подражать и быть порядочным, как вы.

  • Старайтесь понять «мир» друзей ребенка.

  • Учите малыша ответственности за собственное поведение.

  • Ребенок должен знать, что если он не сознается в краже, то это повлечет вслед за собой расследование родителей или других людей. Что рано или поздно воровство раскроется. И надо будет все равно отдать украденную вещь. А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду о содеянном. И это пусть малыш усвоит раз и навсегда.

  • Если же вы вдруг - неожиданный свидетель воровства, скажите честно обо всем ребенку.

  • Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.

  • Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.

Как не желательно вести себя родителям с ребенком, который что-то взял или берет без спроса:

  • Кричать, ругать и разряжаться на ребенке.

  • Считать, что с малышом произошло непоправимое

  • Клеймить, позорить его, называть преступником при всех.

  • Обрушивать шквал отрицательных эмоций на ребенка.

  • Твердить, что вы не любите его, он нехороший, никому не нужный, и не искать причины воровства.

  • И в то же время не пытаться объяснить ему, в чем разница между «моим», «твоим», «своим», «чужим» и почему чужое нельзя брать самим.

  • Рассказывать о собственных «проделках» и красть в присутствии ребенка.


Пословицы и поговорки

для родителей о воспитании


  • Нет такого дружка, как родимая матушка.

  • Умел дитё родить, умей и научить.

  • Что говорит большой, слышит и малый.

  • Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

  • Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам.

  • В дружной семье и в холод тепло.

  • В хорошей семье хорошие дети растут.

  • Жизнь родителей в детях.

  • Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

  • Родительское слово мимо не молвится.

  • Сердце матери греет лучше солнца.

  • Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь.

  • Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами

не жить.

  • Авторитет отца — половина успеха сына.

  • Без шлифовки и драгоценный камень не блестит.

  • Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.

  • Человек без воспитания – тело без души.

  • Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло.

  • Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле.

  • Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

Мудрые мысли о воспитании

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (А.Макаренко)


Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить. (Перл Бак)
Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребёнка. Дайте ему развиваться свободно, и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно. (Конради)
Дети естественным образом осмеливаются мечтать о вещах более великих, чем мы можем даже представить для них. Они могут и не достичь желаемого, но по пути к нему всё равно достигнут многого. Пусть дети верят, что мечты сбываются, что зачастую могут достичь невозможного…

(Джон Кехо)


Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! (Владимир Леви)

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Руссо Ж.-Ж.)
Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. (Эрма Бомбек)
Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

(Пьер Буаст)


Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. (Надин де Ротшильд)
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В.Сухомлинский)
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре …» (А.С.Макаренко)
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (Сухомлинский В. А.)

Литература





  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

  4. Левкович А.К. Психология семейного воспитания // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 37-45.

  5. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997.




  1. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

  2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.




  1. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.

  2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

10.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

11. Хометаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды

Скачать 461,6 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница