Управление образования и науки
Белгородской области
Белгородский региональный институт
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов
Приоритетный национальный проект «Образование»: позитивный опыт сельских общеобразовательных учреждений
Белгород
2007
ББК - 74.24(2)731.19
С-29
Печатается по решению редакционно-издательского совета Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов
Ответственный редактор: Сердюкова Н.С., ректор БелРИПКППС, к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ
Рецензенты: Демина Л.И., проректор по учебно-методической работе БелРИПКППС
Ситников Д.В., зав. кафедрой естественно-математического образования, к.п.н.
Редакционная коллегия: Павлова О.А., проректор по научной работе, к.п.н. БелРИПКППС, к.п.н., Гриненко А.Н., Бовкунова О.В.
ISBN 978-5-91295-004-9
В сборнике представлены материалы из опыта работы сельских школ - победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006, 2007г.г. Отражено влияние ПНПО на развитие сельских общеобразовательных учреждений, их инновационную деятельность. Предлагается практический материал: программы развития школ (в сокращенном варианте), положения, проекты, договоры.
Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед органами управления образованием всех уровней, является использование инновационного потенциала образовательных учреждений – победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Это необходимо для обеспечения системного развития прежде всего сельских общеобразовательных учреждений, стимулирования изменений во всех аспектах, повышения эффективности инновационной деятельности.
Самыми важными направлениями развития следует считать: обновление материально-технической базы; повышение качества управления; использование современных технологий обучения и воспитания; рост профессионального уровня педагогов; улучшение взаимодействия между образовательными учреждениями разных типов; результативность контроля учебно-воспитательного процесса.
В период модернизации образования возрастает актуальность и значимость эффективного распространения результатов инновационных образовательных проектов, направленных на позитивные изменения в современной школе.
По итогам конкурсов 2006 и 2007 годах в каждой территории определились лучшие образовательные учреждения. Возникает необходимость создания и поддержания организационных условий, способствующих распространению позитивного опыта. В связи с этим необходимо создавать в регионах эффективные механизмы диссеминации результатов ПНПО, обеспечивающих совершенствование школьного образования.
Необходима совместная работа на региональном и муниципальном уровнях управления образованием, включающая: создание банков инновации; экспертизу инновационных методик, технологий, моделей, образцов проектной деятельности; формирование благоприятной мотивационной среды, стимулирующей активность участия образовательных учреждений в инновационной деятельности; планирование дессиминационной деятельности; поддержку и развитие различных форм взаимодействия образовательных учреждений – победителей ПНПО; проведение региональных форумов по обмену опытом инновационной деятельности; организацию информирования и пропаганды результатов конкурса лучших образовательных учреждений в рамках ПНПО.
Реализация ПНПО войдет в историю Белгородского образования как время значительных перемен и инноваций. Образовательные учреждения сделали существенное продвижение в обеспечении качественного , доступного и эффективного образования.
Участие в конкурсе позволяет осуществить многие позитивные изменения в образовательной сфере, повышает внимание к образовательным учреждениям социальных партнеров, реализует новые социально значимые проекты. Приоритетный национальный проект «Образование» это реализованное стремление быть успешным и признанным в образовательном пространстве своего региона.
Шипилова Л.И., заслуженный учитель РФ,
заместитель начальника управления
образования и науки Белгородской области
1 РАЗДЕЛ
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Модели социального партнерства в системе образования
Белгородской области
Павлова О.А., проректор по научной
работе Бел РИПКППС, к.п.н.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорта, психологическими службами, предприятиями-работодателями, общественными организациями, высшей школой. Основная цель такого социального партнерства – это содействие процессу подготовки выпускников школ, которые в дальнейшем станут конкурентоспособными квалифицированными специалистами.
«Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия», – такую формулировку социального заказа современному образованию можно встретить сегодня на многих российских образовательных сайтах, в средствах массовой информации.
Чем должна обладать современная школа, чтобы быть способной построить такие отношения? Какой опыт построения социального партнерства существует на сегодняшний день в школьном образовании нашей области?
Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов, в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между общеобразовательными учреждениями и предприятиями, службами занятости, родителями, органами культуры и спорта, то есть между теми юридическими и физическими лицами, которые становится не просто потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и должны быть источником его финансового благополучия.
Для того чтобы заинтересовать своих партнеров, система образования должна готовить выпускников, которые обладают не только прекрасными профессиональными качествами, занимающими первое место в ряду требований работодателей, но и развитыми личностными качествами, такими как коммуникабельность, креативность, ответственность, активная гражданская позиция.
Это значит, что современной школе, чтобы выжить и сохраниться как образовательному учреждению, как важнейшему социальному институту необходимо пересмотреть формы и методы работы с родителями, а также уметь сотрудничать с предприятиями, общественными организациями, центрами культуры и спорта, всеми общественными институтами. Социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах образования, в вопросах софинансирования школьных учреждений, расширения доступности образования и повышения его эффективности.
На сегодняшний день в области накоплен определенный опыт в развитии взаимодействия между образовательными учреждениями и представителями различных сфер общества. В качестве социальных партнеров выступают самые разные структуры и общественные институты. С целью создания условий для обеспечения эффективного, качественного, доступного образования общеобразовательные учреждения активно сотрудничают прежде всего с высшей школой.
Как бы ни были совершенны, устойчивы и технически обеспечены процессы обучения в высшей школе, в основе высшего образования, несомненно, лежит школьная подготовка студента. Именно поэтому сегодня высшие учебные заведения области ищут новые формы взаимодействия со школой.
В этой связи интересен опыт социального партнерства Шебекинской гимназии для одаренных девочек. За 6 лет существования гимназия-интернат активно участвует в социальном диалоге с различными учреждениями культуры (Белгородский государственный драматический театр им. М.Щепкина, музей народной культуры г.Белгорода, областная детская библиотека А.А.Лиханова, центр традиционной культуры с.Купино, историко-краеведческий музей г.Шебекино, школа искусств №1 г.Шебекиио) и промышленными предприятиями (ООО «БелТрейд», ОАО «Шебекинское деревообрабатывающее предприятие», ООО «Стройбетон»).
Вместе с тем особое место во взаимодействии школы с институтами социума занимает Белгородский государственный университет. Рабочие контакты осуществляются на уровне научно-исследовательской лаборатории, гимназических и университетских Дней Науки, Попечительского Совета.
Несколько лет в гимназии существует университетская научная лаборатория, направления работы которой связаны с творческим и тендерным развитием личности, рефлексивным управлением гимназическим образованием, менеджментом качества гимназического образования.
За годы взаимодействия с университетом в учреждении появились совместно рожденные традиции: участие в грантах, повышение квалификации педагогов гимназии в аспирантуре БелГУ, День науки гимназический и День науки университетский, участие гимназисток 10-11 классов в работе студенческих научно-исследовательских конференций, организация образовательной деятельности силами преподавателей БелГУ. Результатом деятельности лаборатории становятся ежегодно проводимые научные мероприятия, издание сборников работ гимназисток и преподавателей.
Несомненно, заслуживает внимания и опыт работы коллектива Старооскольского технологического института. В рамках сотрудничества «Школа-Вуз» институт ежегодно активно участвует в организации и проведении городских рейтинговых олимпиад по математике, комплексного интеллектуального соревнования, позволяющего решать многоплановые задачи обучения, в том числе выявление учащихся, проявляющих незаурядные способности, стимулирование школьников к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности.
Старооскольский технологический институт имеет неплохую практику взаимодействия со средней школой №24 г.Старый Оскол, на базе которой многие годы функционируют лицейские классы с углубленным изучением физики, математики и других необходимых для поступления в технические вузы предметов. За годы сотрудничества были выпущены 607 лицеистов, из которых 326 были или являются студентами института. Сложившаяся система взаимодействия позволяет говорить о создании одной из моделей социального диалога между институтом и общеобразовательными учреждениями города.
На наш взгляд, одной из эффективных форм социального партнерства стала модель взаимодействия университетского корпуса инженерного образования при БГТУ им. Шухова с общеобразовательными учреждениями г.Белгорода (лицеями №9, 38 , МОШ №№36, 47, гимназией №3). В рамках данной модели осуществляется привлечение вузовских работников к введению занятий по профильным дисциплинам и начальной профессиональной подготовке, совершенствуется материально-техническая база учреждений (СОШ №47), ведется опытно-экспериментальная деятельность (СОШ №47, лицей №38), организованы индивидуальное консультирование педагогов и профориентационная работа со школьниками.
В последние годы в школах Белгородской области заметно активизировалось кадетское движение. В кадетских классах воспитывают патриотизм, гордость за свое отечество и готовность служить ему. В средней школе №19 г. Старый Оскол существует кадетский корпус «Виктория», ставший в этом году дипломантом третьего Всероссийского сбора кадетских школ в Москве. Учебно-воспитательный процесс в учреждении ведется при непосредственном сотрудничестве с высшими учебными заведениями – Рязанским военным автомобильным институтом и Серпуховским военным институтом ракетных войск стратегического назначения, а также с военным комиссариатом, управлением МЧС, Международным Комитетом Красного Креста, советом ветеранов Великой Отечественной войны, советом ветеранов войны в Афганистане. Совместными усилиями родителей и педагогов и организаций достигается главная цель работы школы – создание благоприятных условий для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Определенная работа в этом отношении сложилась и в Прелестненской средней школе Прохоровского района, на базе которой при содействии Прохоровского РОВД открыта «Школа кадета». Сотрудничество школы с советом ветеранов войны и труда Прелестненского сельского округа позволяет крепить связь поколений: происходит важнейшее человеческое общение между юными гражданами, готовящимися к самостоятельной жизни, и гражданами, имеющими богатый жизненный опыт.
В настоящее время можно указать также на ряд примеров позитивного взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений культуры в Белгородской области.
Создание культурной среды, культурного пространства – одна из наиболее важных задач, стоящих перед современной школой. Образование и культура, рассматривая друг друга как надежных союзников, формируют тот позитивный социум, в котором живут и развиваются дети и молодежь. Основа этой совместной работы – развитие духовно-нравственных качеств, становление духовного мира ребенка: воспитание любви к чтению, музыке, живописи, формирование музейной культуры, развитие внутренней потребности к самообразованию.
Достижению заявленных целей способствуют культурно-образовательные центры, или социокультурные комплексы, включающие в себя помимо учреждений образования музыкальные школы, спортивные клубы, учреждения дополнительного образования, логопедические пункты.
Примерами успешной работы в этом направлении могут служить Орликовский и Ольшанский социокультурные комплексы Чернянского, Кустовской и Завидовский Яковлевского, Беленихинский Прохоровского, Илек-Пеньковский Краснояружского, Ново-Таволжанский Шебекинского района и другие.
Особую роль в создании оптимальных условий для становления лучших личностных качеств учащихся играют центры духовного просвещения, работа которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Механизм функционирования подобных центров лежит в создании социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, основанной на историческом фундаменте – православии.
Деятельность центров духовного просвещения в районах возглавляет координационный совет района, в который входят представители администрации, комитет по делам молодежи, отдел по туризму, физической культуре и спорту, управления образования, культуры и здравоохранения, социальной защиты, благочиние, руководители образовательных учреждений, творческие объединения педагогов. Таким образом, в социальный диалог вовлекаются практически все институты социума, при этом центром взаимодействия становится школа (из 38 действующих районных центров духовного просвещения большинство функционирует на базе учреждений образования).
Примером подобного сотрудничества может служить Ездоченский духовно-просветительский центр Чернянского района, в состав которого входят юридически самостоятельные и сохраняющие ведомственную принадлежность дошкольное учреждение, Ездоченская СШ и Холковская ОШ, дома культуры в Холках и Ездочном, библиотека, школа искусств, Дом творчества, фельдшерско-акушерский пункт, Холковский монастырь.
Бесспорно, успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс, не менее важно сохранить и укрепить этот уровень, учитывая нагрузки, которые из года в год только увеличиваются.
В 2001 году администрацией области был утвержден проект «Школа здоровья», в рамках которого сегодня функционируют Борисовская СОШ №2 – победитель Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», «СОШ №4» г.Алексеевка, Дубовская СОШ Белгородского района и Ново-Таволжанская СОШ Шебекинского района, МОУ СОШ №№ 46, 48 г.Белгорода, ведущие опытно-экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни и внедрению здоровьесберегающих технологий. При взаимодействии с системой здравоохранения, в названных школах действуют медико-оздоровительные центры, осуществляющие оздоровление учащихся и учителей (физеопроцедуры, массаж, фиточай), коррекционные оздоровительные мероприятия для детей и взрослых, применяются традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.
По соглашению с различными учреждениями Областной центр медицинской профилактики в системе ведет выборочный углубленный осмотр учеников и учителей. Только за последний год через центр прошли более 340 (трехсот сорока) учащихся различных школ области.
Благодаря помощи губернатора Белгородской области Е.С.Савченко, финансовой поддержке администрации г.Белгорода, спонсорской помощи ОАО «Белгородэнерго» в Корочанской школе-интернате, лицее №38 г.Белгорода оборудованы кабинеты биологической обратной связи «БОС здоровье» и «БОС Лого». С их открытием появилась возможность проводить уроки здоровья, основанные на использовании методики биологической обратной связи, позволяющей привести к гармонии работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы, в целом улучшить здоровье детей.
Рука об руку с медиками работают психологические службы. Активно действует служба психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которая включает областную межведомственную психолого-медико-педагогическую консультацию, действующую на постоянной основе и 8 зональных и территориальных медико-педагогических комиссий, 426 логопедических групп и пунктов, 417 социальных педагогов и 466 психологов. В четырех районах функционируют психологические центры (Губкинский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; Старооскольский Центр психолого-медико-социального сопровождения; Центр психолого-педагогической помощи детям г. Шебекино; районный психолого-педагогический центр при УО и администрации г. Валуйки), деятельность которых направлена на психологическое просвещение детей, родителей, педагогов; психодиагностику, психологическую коррекцию и консультирование. На уровне общеобразовательных учреждениях работают кабинеты психологической разгрузки («МОУ СОШ №48 г. Белгорода»), внедряются программы обучения здоровому поведению («Борисовская СОШ № 2»).
В рамках социального партнерства особую актуальность приобретает сотрудничество с органами внутренних дел. С недавнего времени в органах милиции появилась новая должность – инспектор по делам несовершеннолетних. Постановлением правительства Белгородской области от 4.02 2005 г. № 31-пп эта должность введена в 81 общеобразовательное учреждение, 5 учреждений начального профессионального образования, 1 учреждение среднего профессионального образования. В соответствии с областной целевой программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав» 45 школьных инспекторов осуществляют работу по профилактике правонарушений учащихся, защите их прав и интересов, правовому воспитанию.
В условиях межведомственного взаимодействия органов управления образованием, социальной защиты населения, по делам молодежи, культуры и спорта, УВД принимаются комплексные меры по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, асоциальным поведением детей: выявляются несовершеннолетние школьного возраста, проживающие на территории области в «микрорайонах школ» и подлежащие обучению; проводятся педагогические расследования по каждому случаю задержания несовершеннолетних, по результатам которых информация представляется в УО и науки области; созданы муниципальные и региональный банки данных о детях школьного возраста, не посещающих школу, не получивших образование по состоянию здоровья, пропускающих занятия без уважительных причин.
На сегодняшний день в структуре социальной защиты населения области открыто 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, создано 5 муниципальных социальных приютов, 6 групп круглосуточного пребывания детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, в гг. Старый Оскол, Губкин, Шебекино, Белгород функционирует 4 центра педагогической помощи детям.
В рамках реализации целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 гг.» осуществляется мониторинг состояния наркоситуации и оценки проводимой работы по организации профилактики наркомании в Белгородской области, ведется родительский всеобуч по профилактике наркомании и алкоголизма. Результатом слаженного взаимодействия ряда ведомств – секретариата Совета безопасности, управления федеральной службы России по контролю и оборотом наркотиков по Белгородской области, областным наркологическим диспансером и управлением образования и науки, общеобразовательными школами – можно считать стабилизацию наркоситуации в общеобразовательных учреждениях области.
Особо нуждается в становлении и развитии партнерских отношений с институтами социума система коррекционного образования области, включающая целую сеть специальных (коррекционных) учреждений, классов, групп с общим контингентом обучающихся 4019. В этой связи актуальность приобретают как проблемы качества образования, так и социализации, подготовки выпускников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. В решении данных вопросов большую помощь оказывают районные и городские центры социальной помощи семье и детям. Валуйский центр ежегодно трудоустраивает детей с нарушением зрения: так из семи выпускников этого года трудоустроено двое, пять ожидают более выгодных предложений по трудоустройству. Новооскольский центр берет на работу воспитанников детского дома и дает возможность заработать детям до 3-4 тысяч рублей в месяц. Подобная работа ведется в Шебекинском центре занятости: ежегодно предоставляются рабочие места для более чем половины выпускников коррекционных школ. В Старооскольском и Алексеевском районах ежегодно создаются летние трудовые отряды, в которых заняты как дети из малоимущих семей, так и воспитанники коррекционных школ.
В стенах интернатных учреждений наряду с общеобразовательной подготовкой на основании заключенных договоров с 6 (шетью) профессиональными училищами, учебно-курсовыми комбинатами и производственными участками осуществляется профессиональное обучение детей с отклонениями в развитии.
Одной из распространенных форм социального диалога являются договорные отношения между предприятием и образовательным учреждением. Примером подобного взаимодействия является создание в октябре 1995 года уникального детского дома. Главная отличительная черта негосударственного образовательного учереждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Разуменский детский дом» в том, что его учредителем выступило промышленное предприятие – завод ЖБК-1, которое взяло на себя 50% его финансирования.
Такое сотрудничество стало возможно благодаря поддержке администрации Белгородского района и губернатора Белгородской области Е.С.Савченко. Сегодня в области уже четыре детских дома находятся под опекой предприятий. По такому пути уже пошли и другие территории нашей страны (Кузбасс, Сахалин, Липецк, Калуга) и Украины (Донецк).
Практика показывает, что мало просто обеспечить детей-сирот хорошим жильем и питанием, заботой внимательных воспитателей. Данные статистики неутешительны: 90% выпускников детских домов повторяют судьбу родителей, пополняя маргинальные слои общества. Озаботившись этой ситуацией, генеральный директор завода ЖБК-1 Ю.А.Селиванов принял решение: чтобы воспитать достойного человека, ему с ранних лет нужно показывать людей, которые своим трудом добились успеха в жизни. С этого момента каждый ребенок-сирота находится под опекой трудового коллектива завода с момента поступления в детский дом до создания им семьи. Пятый год все 14-летние дети обучаются в учебно-курсовом комбинате завода строительным профессиям: столяр-станочник, маляр-штукатур, слесарь КИП и А, каменщик. Один раз в неделю, в свободное от учебы время, каждый из них проходит профессиональную подготовку в различных подразделениях завода. По окончании обучения всем ребятам присваивается квалификационная категория. Забота о детях продолжается и после выхода из учреждения – выпускники детского дома, обучающиеся в различных учреждениях, имеют возможность получать раз в квартал именную стипендию от предприятия.
Круг социальных партнеров предприятия включает и другие объекты взаимодействия: комбинат питания ЖБК-1 организует систематическое питание учащихся (№№ 11, 36, 39, лицее №38), за счет организации отремонтированы 4 школьные столовые, осуществлен ремонт актового зала СОШ №11. Предприятие активно включилось в реализацию губернаторской программы «Свой дом», в рамках которой ведется обучение строительным специальностям, на базе лицея №38 открыта постоянно действующая выставка «10 шагов к своему дому». Вот далеко не полный перечень мероприятий, успешно осуществляющих комбинатом в течение ряда лет.
Сегодня социальное партнерство приобретает особую актуальность и в сфере профессионального образования. Ярким примером продуктивного сотрудничества является модель взаимодействия ГОУ НПО профессионального лицея №1 г.Губкина с различными предприятиями, организациями, ведомственными органами по труду и занятости.
Сложившаяся система партнерских взаимоотношений позволяет учреждению, учитывая требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка, обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки рабочих кадров; открывает более широкие возможности для организации практики обучающихся. Появляются возможности для краткосрочной стажировки педагогических работников в целях ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами, расширяются возможности трудоустройства выпускников лицея.
Круг социального взаимодействия образовательного учреждения включает партнеров двух категорий: первая категория – работодатели (ОАО «Лебединский ГОК», ООО «Строй-Декор» г.Губкин, ООО «Стройинвестиннеринг СУ-848» г. Москва, ЗАО «Ленгидромех» г.Санкт-Петербург, ООО «Щебекинский завод» Красноярский край, ОАО «Себряковзавод» Волгоградская область и т.д.). В частности за период с 2002 по 2006 годы лицей произвел переобучение без отрыва от производства 338 рабочих предприятия ОАО «Павловскгранит» (г.Павловск, Воронежская область) по таким основным профессиям, как: «Машинист тепловоза», «Машинист электровоза», «Машинист экскаватора», «Электрослесарь (слесарь) дежурный по ремонту оборудования», «Машинист буровой установки».
Следующая категория социальных партнеров – средние и высшие учебные заведения: 75 студентов Губкинского филиала Белгородского государственного технологического университета получили в лицее рабочую профессию «Электрогазосварщик». Сегодня в учреждении обучаются 67 студентов Губкинского филиала Московского государственного открытого университета.
Социальное партнерство по отношению к образованию – это особая сфера социальной жизни, вносящая вклад в становление гражданского общества. В этой связи актуальность приобретает создание системы Управляющих Советов общеобразовательных учреждений: «Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию»1.
Задача демократизации управления в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства состоит в том, чтобы связать всех субъектов в единой «упряжке» совместных действий на основе их реальной заинтересованности в развитии образования. Управляющий совет школы мог бы выступить такой структурой.
Сегодня мы делаем первые шаги на этом пути: в текущем учебном году в 15 образовательных учреждениях области открыт региональный эксперимент по формированию и внедрению моделей государственно-общественных советов.
Как справедливо заметил В.А.Болотов, «социальное партнерство – это тонкая материя, ее надо выращивать». Добавлю, дело это очень трудное, но посильное. Думается, что сегодня для создания партнерских отношений в сфере образования нам необходимо решить ряд насущных проблем.
Прежде всего, необходимо максимально расширить круг социальных партнеров. В него должны войти депутаты всех уровней, представители местной власти, СМИ, ассоциации малого и среднего бизнеса, руководители НПО, СПО и вузов, союзы ректоров, экологические организации, органы управления сферой труда и службы занятости, органы здравоохранения и культуры, спорта. Думается, это большой, но еще неполный список тех, кто при определенных условиях был бы заинтересован в содержательном взаимодействии со школой.
Следующей немаловажной проблемой является проблема создания правовой среды социального партнерства: на сегодняшний день отсутствует федеральный закон о социальном партнерстве в сфере образования, на региональном уровне законодательная база, способствующая формированию такого партнерства.
Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства. Разработка региональными органами власти нормативно-правового поля должна предусматривать налоговые льготы и стимулы, побуждающие предприятий и работодателей участвовать в финансировании образовательных учреждений и социальной поддержке обучаемых; льготы предприятиям, обеспечивающим производственную практику для школьников старшей ступени и студентов профессиональных училищ, ССУЗов и вузов, предприятий и учреждений, на основе договорных отношений участвующих в заказе необходимых им специалистов.
На сегодняшний день не совсем отработаны модели социальных диалогов и социального партнерства между общеобразовательными учреждениями и другим институтами социума.
Взаимодействие общеобразовательных учреждений с социальными партнерами в основном строится на принципах равноправия сторон, свободы выбора при обсуждении вопросов, согласования интересов, взаимной ответственности соглашений и др. Вместе с тем, говорить о полном удовлетворении всех партнеров не приходится. Зачастую, если объектом партнерства выступает предприятие, то общеобразовательные учреждения находятся в состоянии «попрошайки», что не может гарантировать взаимовыгодных отношений.
Социальное партнерство для системы образования должно стать естественной формой существования: в условиях рыночной экономики только в тесном контакте с другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления, работодателями образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение – давать качественное образование.
Влияние приоритетного национального проекта «Образование» на развитие сельских общеобразовательных учреждений
Гриненко А.Н., заведующая кабинетом
руководящих кадров БелРИПКППС,
Бовкунова О.В., методист кабинета
руководящих кадров БелРИПКППС
На территории Белгородской области идет непрерывный процесс обновления образования через участие в приоритетном национальном проекте «Образование», реализацию Программы модернизации педагогического образования, создание новых образовательных моделей, инновационное движение. В системе образования активно ведутся поиски эффективных технологий, с помощью которых можно осуществлять его развитие. Одной из важных современных управленческих технологий становится приоритетный национальный проект «Образование». Основной целью ПНПО является получение положительных системных эффектов за счет стимульного воздействия в форме государственной материальной поддержке.
В 2007 году 58 общеобразовательных учреждения Белгородской области подали заявки на участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. 33 школы стали победителями, из них 13 - городских и 20 – сельских. Сельские общеобразовательные учреждения – это и составное звено единого культурно-образовательного пространства страны, и часть культурно-образовательной сферы российского села. Но прежде всего это государственное учреждение, выполняющее социальный заказ на подготовку образованных граждан, способных принимать ответственное решение при динамичном развитии нашего общества; это и серьезный фактор сохранения социальной стабильности сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства.
Реализация приоритетного национального проекта носит целенаправленный характер, способствует совершенствованию качественного уровня образовательного пространства, вызывает повышенный интерес среди общественности и средств массовой информации. Общественное признание формирует благоприятную мотивационную среду, стимулирует активность участия образовательных учреждений в инновационной деятельности и позитивное отношение к успехам образовательных учреждений, победивших в конкурсе. Независимая общественная экспертиза явилась существенным стимулом для соотнесения результатов деятельности конкретного образовательного учреждения с продвижением других коллективов в едином образовательном пространстве региона. Конкурсный механизм задействовал большое количество педагогических коллективов и способствовал росту профессионального мастерства. В связи с проведением конкурса были переработаны и устранены замечания в Уставах школ, активизирована инновационная деятельность, осуществлена подготовка ОУ к участию во втором этапе конкурса. Активизировалась инновационная деятельность школ – участниц конкурса. ПНПО стал стимулом для развития общественно-государственного управления общим образованием, активизации работы органов школьного самоуправления.
На региональном уровне учитывались такие направления поддержки образовательных учреждений, как научно-экспериментальная работа, профильное обучение, конкурсы профессионального мастерства, проведение единого государственного экзамена (ЕГЭ), гранты управления образования и науки Белгородской области в системе общего среднего, начального профессионального и дополнительного образования детей. Особо акцентировалось внимание на том, насколько активно и успешно реализуются учреждением инновационные образовательные программы, являющиеся частью программы развития. Именно это позволило выявить и поддержать инновационные и инициативно работающие учреждения образования.
Образование на селе выступает как важный социально-экономический фактор его развития, а сельская малочисленная школа – как социокультурный и образовательный центр. В настоящее время в Белгородской области функционируют различные типы сельских школ. Каждая сельская школа индивидуальна, непохожа на другие. Сельская школа является важной составляющей образовательной системы. Однако существуют специфические для сельской школы проблемы повышения качества образования. Главная из них заключается в ограниченных возможностях достижения сельскими школьниками высоких образовательных результатов. Сельская школа из-за малочисленности контингента учащихся не может зачастую использовать преимущества вариативной системы образования и обеспечить возможность выбора образовательных программ.
Малокомплектность сельских школ затрудняет дифференциацию обучения и воспитания, приводит к использованию малоэффективных форм и методов обучения. Низкий уровень управления школами, слабая информированность приводит к замедленному реагированию на запросы социума и родителей о необходимости получения качественного образования в современных условиях. Деятельность сельских учителей характеризуется многопредметностью, работой в малочисленных классах и ограниченными возможностями профессионального общения. Поэтому система повышения квалификации должна побуждать учителя к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, формировать потребность добиваться успехов, искать новые, более эффективные технологии.
Процесс совместной работы крупных и маленьких сельских школ стал поступательно развиваться. Эффективнее реализуются методические запросы, учителя успешнее овладевают новыми формами и методами обучения и воспитания, проводят мониторинг обученности. Формируется единая система контроля, измерителей качества образования. Создаются координационные советы, которые организуют текущее и перспективное планирование, координируют работу, используют банки данных педагогических идей, оказывают помощь в организации повышения квалификации педагогических кадров близлежащих школ, организуют просветительскую работу с родителями, проектируют модели управления методической работой. Функционирование опорных школ повышает статус малокомплектной школы, способствует обогащению профессиональных контактов, обмену опытом работы. Данные учебные заведения призваны обеспечить повышение доступности и качества образовательных услуг.
Важным направлением в условиях модернизации российского образования является информационное обеспечение образовательного процесса, в том числе и создание банков различной информации. Система работы с педагогическими кадрами становится средством управления качеством профессиональной компетентности педагогических кадров.
Приоритетный национальный проект «Образование» в значительной степени определяет стратегию развития сельской школы, обеспечивает повышение качества образования, позволяет эффективно использовать дополнительные финансовые ресурсы и повышает роль школы в развитии сельского социума.
Поделитесь с Вашими друзьями: |