Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов



Дата12.02.2016
Размер70 Kb.
#1145
ТипРеферат
Зарубина Е.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Куединская СОШ №1- БШ»

Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения. В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения. Это обусловлено тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю.

Учитель – это ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: креативным, владеющим современными образовательными технологиями, эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся, открытым к новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

Таким образом, учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять образовательным процессом. Содержание этих компетентностей отражено в профессиональном стандарте, который заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения стандарта второго поколения, эффективно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с кем-то.

Методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов. В данном случае важно отличать понятие «методическое сопровождение» от понятия «методическое обеспечение».

Понятие «методическое обеспечение» представляет собой в более узком понимании необходимую информацию, учебно-методические комплексы (т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности), а в более широком смысле - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий совместную продуктивную работу коллектива, апробацию и внедрение в практику более эффективных методик и технологий, информирование, повышение квалификации педагогических кадров.


Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты заключается в создании условий для смены образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной», создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Поэтому считаю, что структура школьной методической сети должна решать актуальные проблемы педагогического сообщества, соответствовать требованиям современного образования.

Школьная методическая сеть объединяет различные профессиональные объединения. В школе работает экспертно-методический совет, который является системообразующим ядром методической работы, школьные команды на ступени начального и основного общего образования, проблемные группы по освоению современных образовательных технологий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Все они взаимосвязаны и направлены на достижение одной конкретной цели: обеспечение профессиональной готовности педагогов к реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Структура методического сопровождения в школе ежегодно преобразуется, и это связано с тем, что происходит завершение одного этапа подготовки и наступает новый этап.

Деятельность школьной методической службы в 2011-2012 учебном году была направлена на изучение теоретических основ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, реализацию Основной образовательной программы начального общего образования и разработку Основной образовательной программы основного общего образования, а также на освоение современных образовательных технологий.

Соответственно и структура была следующей: (схема).

Знакомство с Федеральным государственным образовательным стандартом осуществлялось через систему методических мероприятий. Координацию деятельности по разработке и реализации основных образовательных программ осуществляли школьные команды. Инициативная группа педагогов начальной школы активно участвовала в реализации педагогического проекта «Оценивание достижений младших школьников в условиях введения ФГОС». Изучением и внедрением в педагогическую деятельность современных образовательных технологий занимались коллеги в рамках деятельности пяти проблемных групп.

Методической темой текущего учебного года является «Урок в аспекте системно- деятельностного подхода». Перед педагогами обозначены задачи, которые необходимо решить в течение этого года:


  1. Освоить навыки конструирования и анализа урока в условиях системно-деятельностного подхода.

  2. Изучить и внедрить в практику современные образовательные технологии, направленные на достижение новых образовательных результатов.

Исходя из этого, структура методического сопровождения изменилась.(схема)

Было принято решение возобновить деятельность предметных методических объединений. Считаю, что это правильный шаг, гораздо эффективнее выстраивать работу по конструированию уроков с педагогами одинаковых предметов.

В связи с введением в режиме апробации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5 классе, реализацией образовательной системы «Школа-2100» в основной школе, в настоящее время работают две проблемные группы: «Реализация требований ФГОС ООО средствами образовательной системы «Школа-2100», а также «Технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС». Продолжают работу и школьные команды.

Исходя из приоритетных направлений школы, обновлены формы методической работы. В текущем учебном году мы начали проводить Недели современных образовательных технологий. В рамках данного мероприятия педагоги, системно использующие современные технологии, представляют коллегам открытые уроки. Эта форма работы позволяет обобщить и транслировать опыт педагогов.

Востребованной стает и такая форма работы, как малый педагогический совет. Мы отводим им особую роль. Думаю, это та форма, которая позволяет обсуждать проблемы, вырабатывать общие подходы в реализации инновационных процессов, обмениваться опытом работы, своими методическими находками.

Значимую роль в методическом сопровождении имеет повышение квалификации педагогов. Главным инструментом в организации курсовой подготовки на различных уровнях является индивидуальный образовательный маршрут педагогов. Работая с данным документом можно своевременно отслеживать прохождение курсовой подготовки педагогов на различных уровнях, видеть направленность курсовой подготовки, отслеживать её результативность.

В нашей школе данные документ выглядит следующим образом (ИОМ).

Проводя анализ повышения квалификации педагогов в конце учебного года, мы заполняем еще один документ, который является сводным документом, по которому можно легко отследить повышение квалификации педагогов на протяжении нескольких лет.

Но сегодня, учитывая то, что ключевым направлением в организации методической работы школы является - подготовка к введению стандарта в основной школе, мы должны помнить о том, что Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, направлен, прежде всего, на достижение новых образовательных результатов, а в частности на достижение метапредметных результатов.

Это, на мой взгляд, наиболее проблемный вопрос, который требует более тщательной проработки. На сегодня, большая часть педагогов владеют понятием «метапредметные результаты», знают их виды, начинают ставить к уроку дидактические задачи, которые направлены на формирование метапредметных результатов. Но вместе с тем имеем большие трудности, связанные с конкретизацией результата. И это связано с тем, что в главном документе, регламентирующем современное образование - в новом стандарте нет четких определений относительно универсальных учебных действий: что, когда и как формировать.

Для разрешения данной проблемы, считаю, необходимо создать и организовать работу проектных групп из числа педагогов.

Считаю, именно проектные группы позволят найти ответы на следующие вопросы:

- Что конкретно формировать? (Какие УУД?)

- Когда формировать? (В каком классе?)

- Как формировать? (Какими средствами?)

Именно в этой форме мы продолжим работу над формированием метапредметных результатов во втором полугодии текущего учебного года.



Закончить свое выступление мне бы хотелось словами одного российского педагога, общественного деятеля, доктора педагогических наук одного Евгения Александровича Ямбурга «Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа методического объединения в школе». Поэтому мне хотелось бы пожелать заместителям, руководителям образовательных учреждений эффективной методической работы, достижения новых образовательных результатов в нашей непростой, но важной работе.



Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Кадровая политика вуза
2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
2014 -> «Корпоративная культура средств массовой информации на примере телеканала рен тв»
2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
2014 -> 1. Область применения и нормативные ссылки


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница