Создание социально-педагогического комплекса «Школа русской культуры»



Скачать 142,48 Kb.
Дата22.02.2016
Размер142,48 Kb.
#11315
Ярославской региональной общественной организации возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода»

Создание социально-педагогического комплекса

«Школа русской культуры» (на межведомственной основе)

Инновационный проект


Сегодня, чтобы выжить в информационном потоке, мы часто пользуемся штампами. Например, существует такой ассоциативный ряд: русские, водка, матрешка. Это то, как принимают нас русских другие. Такова ментальность современников. А, что мы – русские думаем и знаем о русском мире.

Кажется, простой вопрос. Что мы про себя знаем? Всё. Но придав значение вопросу, и задумавшись, становиться ясно, что он глубинный. И чтобы ответить, начинать надо с понимания: я – русский и что значит быть русским. А.И.Соложеницын убеждал: «Не закроем глаза на глубину нашего национального крушения, которое не остановилось и сегодня. Мы – в предпоследней потере духовных традиций, корней и органичности нашего бытия». (Быть или не быть русским? 2006, с.101.) Что можно и нужно сделать, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, на что опереться, где найти волю к будущему, к лучшей жизни? Начинать надо со своего собственного национального самосознания, в основе которого лежит самоидентификация. Как только человек идентифицирует себя с этносом, так тут же начинает проявляться национальное самосознание, которое вызывает или гордость за причастность к народу, или отторжение. Национальное самосознание это достояние, богатство народа, добытое в веках, питает его достоинство, если стоит на нравственном образе истории своего народа.

В своем докладе на Рождественских чтениях священник о. Александр Кузин говорил, что Россия - это удивительный котел, в котором в течение тысячи лет в среде Православия перевариваются культурные традиции разных народов и этнических групп. Процессы духовного и культурного их развития находят свое отражение во всех сферах жизни. Россия является выражением духовной жизни народа, объединенного и окормленного Православной Церковью. Эта духовная жизнь едина для всех национальных и этнических групп и народов, составляющих совокупный русский народ со времен крещения Руси. Важно обратить внимание на разнообразие проявления народного самосознания в разных регионах России. Как говорит народная пословица, - «Что ни село, то обычай, что ни город, то норов».

Занимаясь, последние годы активно вопросом возрождения русской культуры и традиций, пришло осознание, что традиционная культура это мировоззрение. Особый взгляд на мир: где жить, с кем жить, как жить, чем жить, зачем жить и так далее. А такое явление традиционной культуры, как народное творчество далеко от понятия «художественная самодеятельность», так как это очень тонкий процесс, отражающий менталитет народа. Именно традиционная культура наиболее ярко и убедительно выражает его духовную доминанту. А народное слово является лучшим выразителем ее духовной сути. Через фольклор (народную мудрость) проявляется феномен русской народной культуры, утверждали русские мыслители XIX в. братья Киреевские. (Вестник РФС, 2(13)2005, с.4).

Инновационный проект «Создание социально-педагогического комплекса «Школа русской культуры» (на межведомственной основе)» направлен на разработку и внедрение механизмов и социальных технологий для создания позитивной социокультурной среды, способствующей социализации человека в современных условиях и создающей благоприятные условия для формирования личности школьника, на основе духовно-нравственного воспитания и развития через народную культуру, используя методы и формы народной педагогической культуры, обладающей прогностической функцией в сравнении с художественным воспитанием. (Л.И. Боровиков. Прогностическая функция народной педагогической культуры и художественное воспитание детей. Теория и практика социальной работы. Зарубежный и отечественный опыт. Москва–Тула, 1993, С. 156) Проект направлен на познание себя, своей национальной культуры через познание страниц истории, культуры родного края.

Начало третьего тысячелетия несет людям новые возможности. Постиндустриальная экономика, информационные технологии, новые сетевые коммуникации стирают границы, делают наше общество открытым, меняют жизнь людей. Сегодня, когда стоит вопрос о формировании общеевропейского и, более того, евразийского культурного пространства, еще более значимы для нашего понимания задачи сохранения исторически сложившихся культур на территории России, чье равенство для истории неоспоримо. Особенно быстро уходит традиционная культура в Центральном промышленном регионе, к которому относится территория Ярославской области. Здесь веками жили русские вместе с тюркскими, балтскими, финно-угорскими и другими народами и этносами. Со второй половины XIX века этнографическая ситуация характеризовалась неуклонно растущим национальным самосознанием, как следствие постоянно увеличивался интерес к изучению материальных и духовных ценностей, которые на протяжении многих веков формировались в народной среде. Но при этом больше внимание уделялось этнографии инородцев и мало уделялось внимания русской этнографии.

Теперь пришло другое время, и проблема сохранения самобытности народа назрела так, что ей было посвящено заседание Госсовета в декабре 2006 года, где отмечалось: «Сегодня в современной культуре актуализировалась народная традиция, обладающая мощным потенциалом упрочнения связей между поколениями, идеей преемственности традиций, создающая надежную социокультурную базу для будущего процветания общества. Народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений.»

Наша страна, являясь участником глобальных мировых процессов интеграций, одновременно ведет реформирование внутреннего устройства и общества. Приходит время построения новых организационных моделей, в которых экономика, культура, образование, наука, отдых и другие сферы жизнедеятельности человека гармонично связаны и дополняют друг друга.

Данный инновационный проект «Создание социально-педагогического комплекса «Школа русской культуры» (на межведомственной основе)» обладает потенциалом социального конструктора и является социокультурным по своей направленности. Он ставит своей задачей начать возрождение народных культурных традиций с национально ориентированного художественного воспитания, а затем трудового, нравственного, умственного и физического. Существует закономерность развития или угасания культурной традиции, неоднократно подмеченной многими писателями, искусствоведами, критиками, фольклористами, но пока еще не оцененную по достоинству социологами и педагогами. В контексте художественно-образного сознания народа и в первую очередь в фольклоре, самобытных способах его функционирования «закодирован» своеобразный ключ к психологическим механизмам возрождения национально специфических форм, средств и методов педагогического мышления и деятельности. В художественной сфере народный духовно-нравственный опыт поколений представлен в свернутом виде и сохраняется в традиционном народном искусстве. (Л.И. Боровиков. Там же, с. 159).

Реализация проекта предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования учащихся школы, а также по систематизации воспитательной работы в школе. В план этого проекта входит воспитательная работа, ориентированная на знакомство с русскими национальными традициями учащихся с 1-ого по 11 – й класс.

В воспитательной работе русский этнокультурный компонент представлен будет очень разнообразно. Дополнительное образование: работа кружков, мастерских, объединений, за основу работы, которых взята авторская образовательная программа «Духовно-нравственное воспитание на основе возрождения традиций русской культуры» Анатолия и Татьяны Рублевых, вошедшая в сотню лучших российских программ и реализуемая авторами в течение 18 лет в г. Болотное Новосибирской области в учреждении дополнительного образования. Эта программа предполагает работу строить на принципах:

-принцип нравственных приоритетов;

-принцип следования традиционному православно-народному календарю;

-принцип равных возможностей.

Руководствуясь данными принципами, использовать следующие методы работы:

* метод моделирования традиционной общины

* метод коллективного творчества

* метод непрерывного погружения

* метод «живой» преемственности

В отличие от других культурологических программ, основой данной программы является приобщение детей к освоению какого-либо определенного пласта культуры, а именно создание системы воспитания гражданина, носителя национальной духовной культуры и нравственных традиций. Традиционная культура здесь выступает как средство воспитания, позволяющее создать особую культурную среду Школы с выраженным семейным укладом.



Инновацией данного проекта является создание сетевой модели Школы русской культуры на календарных принципах подачи учебного материала и на межведомственной основе, работающей как социально-педагогический комплекс. Инициатором создания СПК «Школа русской культуры» является Ярославская организация «Петропавловская слобода» созданная и работающая на протяжение 10 лет над возрождением и сохранением народной культуры и освоением ее для современной жизни. С 2011-2014гг. был создан и успешно реализован при поддержке правительства Ярославской области проект «Этномир Ярославского края». В рамках его был проведен впервые фестиваль аутентичного фольклора, курс обучения «Изготовление народного костюма». Обученные мастера составили коллектив мастерской исторической реконструкции народного костюма и за 5 месяцев изготовили 10 комплексов народного костюма, которые были представлены на заключительном мероприятии в ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова на выставке «В низенькой светелке», которая была представлена в историко-культурном комплексе «Вятское» на музейной выставке «Красота рукотворная». Проект «Этномир Ярославского края» в связи с отсутствием этнографической выставки, представляющей ярославский народный костюм, традиционную культуру нашего края, выявил потребность в обращении к материалам книжным, частным коллекциям, архивам, фотоматериалам. Это побудило объединить усилия с областной библиотекой по созданию Указателя литературы по народной культуре, презентация первой части которого прошла в рамках семинара «Влияние книжной культуры на сохранение народных традиций». Продолжением работы по изучению и реконструкции костюма стало изготовление свадебного мужского костюма, вышивка поручей к женской рубахе в технике «сажение по бели», исторических светских костюмов, реконструированы 3 костюма эпохи моды XIX века. Также важным делом, которое связано с возрождением и сохранением народной культуры, было открытие в 2011-2012гг. фольклорно-этнографической площадки на базе 53 школы г. Ярославля. Это начинание получило развитие. По инициативе ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова было организовано совместное мероприятие «Колыбельная для души»: устная народная традиция для нежного возраста», посвященное роли фольклора для развития и воспитания детей. Эта фольклорно-этнографическая площадка создала возможность для молодых мам и будущих родителей познакомиться с детским фольклором и погрузиться в мир народного творчества, воссозданный организаторами мероприятия. Мероприятие сопровождало живое исполнение аутентичного пения колыбельных песен, учились раскрашивать «писанки» и делать куколку в колыбельку. Были представлены две экспозиции: книжные выставки «Русский детский фольклор» и фотовыставка «Живая традиция», отразившая современную жизнь народной культуры. Этот наработанный опыт лег в основу разработки нового этапа проекта «Этномир Ярославского края» создание вебинаров по народной культуре для детей с ограниченными возможностями совместно со Школой дистанционного обучения ГОУ «Центр помощи детям» ЯО и проведение выставки «ты носи платье, да не снашивай» судьба старинного костюма в Музее истории города Ярославля, на которой проводились мастер-классы для учащихся школ города, продолжилась совместная деятельность с ЯОУНБ им. Некрасова: работа фольклорно-этнографической площадки и по созданию библиографического указателя «Этномир Ярославского края». В рамках работы мастерской продолжилась экспедиционная, исследовательская работа по Ярославскому народному костюму. Новым этапом развития проекта «Этномир Ярославского края» стала идея создания сетевой модели «Школы русской культуры», родившейся естественным образом в результате целенаправленной многолетней деятельности ЯРОО ВРКТ «Петропавловская слобода». Успешность реализации проекта «Этномир Ярославского края», связана с наличием специалистов по фольклору, мастеров по народным ремеслам и наработанным связям организации с хранителями народных традиций. Таким образом мы обладаем потенциалом, которого не хватает в школах города, области, что позволит нам содействовать развитию образования в Ярославской области.

Результатом реализации I этапа - является создание и начало работы комплекса, налаживание механизма взаимодействия между соисполнителями в соответствии с разработанными планами, проведение вводного мониторинга, создание страницы о проекте на сайте организации для информирования о результатах деятельности и взаимодействия в открытом режиме. II этап предполагает апробацию программы работы комплекса и программ внеурочной деятельности, обеспечение работы площадок проекта, подбор подходов мониторинга деятельности и создание методического пособия, проведение семинаров для соисполнителей и потребителей проекта, общественная его экспертиза. На III этапе реализации проекта проводятся его заключительные мероприятия: выпуск пособия по итогам проекта, аналитический отчет по результатам итогового мониторинга, объединяющий всех участников проекта региональный фестиваль народной культуры, проведение общественной защиты проекта через его экспертизу, что позволит обеспечить достоверность и объективность достигнутых результатов.


Календарный план реализации инновационного проекта


Мероприятия

I этап. Организационный - подготовительный

II этап. Основной – реализация проекта

III этап. Итоговый – общественная защита проекта

Результаты

Создание структуры сетевой модели СПК «Школа русской культуры», стратегической команды, структуры программ комплекса, разработка учебно-тематического плана внеурочной деятельности, проведение вводного мониторинга, создание страницы на сайте

2015г.




2017г.

Сформирован СПК «Школа русской культуры», стратегическая команда объединяет учреждения образования (не менее 3), культуры (не менее 1), социальной сферы (не менее 1), НКО (не менее 1); составлена программа работы комплекса и учебно-тематические планы; ведется информирование о результатах работы проекта

Предполагает апробацию программы работы комплекса и программ внеурочной деятельности, обеспечение работы площадок проекта, подбор подходов мониторинга деятельности и создание методического пособия, проведение семинаров для соисполнителей и потребителей проекта, подготовка материалов для общественной экспертизы проекта.




2016г.




Наработки в учреждениях взаимодействовавших в ходе реализации программы, налаженная деятельность площадок проекта (не менее 3-х), наработки в 3-х образовательных организациях и взаимодействующих с ними учреждениях, аналитический отчет, проведена серия семинаров, выпуск методического пособия о подходах мониторинга деятельности и т.д.

Заключительные мероприятия: подготовка выпуска пособия по итогам проекта, проведен итоговый мониторинг, подготовка и проведение регионального фестиваля народной культуры, проведение общественной экспертизы проекта







2017г.

Выпуск пособия по итогам проекта, аналитический отчет по результатам итогового мониторинга, все участники проекта объединены региональным фестивалем народной культуры, достоверность и объективность деятельности СПК «Школа русской культуры» даст в своем заключении экспертный совет

Обоснованием возможности реализации инновационного проекта в соответствии с законодательством РФ в области образования является соответствие государственным образовательным стандартом, который разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся всех ступеней общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Я. Данилюк, A.М. Кондаков, B.А. Тишков. - М., 2009) также является основой для его реализации, в ней говорится: «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.». Ярославская региональная общественная организация возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода» о взаимодействии и реализации общих проектов с МОУ СОШ №40 и МОУ ДОД ДЭЦ «Родник». Будут заключены договора о взаимном сотрудничестве и с другими участниками проекта: ЯОУНБ им. Некрасова, ГОУ ЯО «Центра помощи детям» (Школы дистанционного обучения), ГКУ социального обслуживания ЯО «Центр социальной помощи семье и детям» и др.



Рассмотрению и внедрению результатов реализации инновационного проекта в практику образовательного обеспечения будут содействовать обобщение результатов проекта изложенных в аналитическом отчете, открытые занятия, Региональный фестиваль народной культуры, общественная защита проекта и экспертное заключение по созданным продуктам. Распространению опыта в региональной системе образования будет содействовать информация на сайта организации и сайтах участников проекта СПК «Школа русской культуры», свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих групп проекта, выпуск литературы, рассказывающей о новом (методическое пособие о разработках подходов мониторинга и др.).

Устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации будет содействовать мониторинг деятельности проекта, осуществляемый в течение всего период работы (2015-2018гг.), ежеквартальные отчеты и аналитический отчет. Ведение мониторинга обеспечит МОУ ГЦ ПМСС г. Ярославля. Содействовать устойчивости проекта будет обучение на семинарах, как соисполнителей проекта, так и его потребителей, но прежде всего его ресурсное обеспечение. Проект будет осуществляться при научно-методическом сопровождении кафедры «Общей педагогики и психологии» ГОАУ ЯО «Институт развития образования». Обеспечивать работу площадок будут представители учреждений, организаций соисполнителей.
Каталог: fileadmin -> iro -> konkurs -> 2015 -> rip2015
iro -> Современные подходы к развитию языка и речи детей раннего возраста
konkurs -> Проект региональной инновационной площадки «Повышение мотивации к учению и познанию посредством применения технологии формирующего оценивания»
konkurs -> Инновационный проект «Инклюзивное образование детей с сдвг в условиях преемственности дошкольного, начального и дополнительного образования»
konkurs -> Проект региональной инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности ярославских школьников в социально-образовательной среде средствами гуманитарных дисциплин»
konkurs -> «Освоение и развитие социокультурных практик как ресурса достижения обучающимися новых образовательных результатов с учетом требований фгос» Актуальность и инновационность проекта

Скачать 142,48 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница