Статья для школьного сайта



Скачать 45,04 Kb.
страница1/11
Дата06.03.2021
Размер45,04 Kb.
#102259
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Профилактика девиантного поведения школьников.

(Статья для школьного сайта).

Тема девиантного (отклоняющегося, асоциального поведения) весьма часто обсуждается специалистами самых различных направлений – врачами, психологами, педагогами, социологами, работниками правоохранительных органов. Однако, информация, представленная как в научной, так и в популярной литературе зачастую весьма дискуссионна и противоречива. Нет единства и в используемей терминологии, что во многом обусловлено неоднозначностью самого понятия отклоняющегося поведения.

Для того чтобы разобраться в многообразии подходов в понимании феномена отклоняющегося поведения и методов его профилактики и коррекции, необходимо уточнить, какое содержание обычно вкладывается в этот термин. Прежде всего, конечно, следует понять, что вообще такое человеческое поведение. В психологии существует множество определений поведения, представления о котором, как и о других составляющих человеческой природы, менялось по мере развития научного знания.

Наиболее удачным, из приведенных в специальной литературе, представляется определение Змановской Е.В.:

Поведение – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.[4].

Свойства поведения:

– социально по своей сути, т.е. формируется и реализуется в обществе;

– тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием;

– отражает процесс социализации личности, ее интеграции в социум. [Там же].

Все эти свойства и характеристики относятся в полной мере и к девиантному поведению, как одному из вариантов человеческого поведения.

Исходным для изучения любых девиаций (от лат. deviatio – отклонение) является понятие нормы. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм.

Нормы (от лат. "норма" - правило, образец, предписание) являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В целом понятие нормы также является неоднозначным. Существует несколько его трактовок. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. В психологии для научного определения этого понятия используются различные способы. Наиболее распространенный подход, в соответствии с которым нормальным считается тот, у кого отсутствуют какие-либо нарушения (функциональная норма). Статистическая норма представляет собой средний показатель, т.е. то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции.



Скачать 45,04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница