Стерлитамакский филиал



Скачать 298,03 Kb.
Дата14.02.2016
Размер298,03 Kb.
#3063
ТипВопросы к кандидатскому экзамену
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Башкирский государственный университет»
Кафедра педагогики

ПРОГРАММА

Кандидатского экзамена

по специальности

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

Научная отрасль

13.00.00 Педагогические науки

Квалификация (степень) выпускника

кандидат педагогических наук

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Содержание кандидатского экзамена

  3. Вопросы к кандидатскому экзамену


пояснительная записка


Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» рассчитана на определение уровня профессиональной компетентности соискателя ученой степени кандидата педагогических наук. Программа кандидатского экзамена составлена на основе имеющихся программ по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов с учетом современных требований и достижений педагогической науки, опирается на классические и новейшие педагогические исследования.

Программа позволяет выявить у аспирантов и соискателей ученых степеней фундаментальные знания в области общей педагогики, истории педагогики и образования. Кандидатский экзамен по специальности 13.00.01 предполагает знание соискателем основных проблем современной педагогической науки, а также истории ее развития. Соискатель обязан изучить основные труды по методологии и методике педагогических исследований, наиболее важные работы по истории и теории педагогики, основные педагогические взгляды классиков отечественной и зарубежной педагогики. Наряду с общетеоретическими знаниями по данной специальности соискатель должен показать возможные пути решения новых дискуссионных проблем, аргументировать собственную точку зрения, продемонстрировать способность к творческому, проблемному мышлению.

Кандидатский экзамен по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» состоит из двух частей.


  1. Первая часть экзамена осуществляется на основе типовой программы кандидатского экзамена, включающей основные разделы педагогической науки.

  2. Вторая часть экзамена складывается на основе обсуждения направления научного исследования соискателя ученой степени кандидата педагогических наук.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических проблем, сущности современных подходов к их разрешению, способов организации собственного научного исследования.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ


Педагогика как область гуманитарного знания. Объект, предмет, задачи, функции педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики. Система педагогических наук. Основные отрасли педагогики. Расширение отраслей педагогической науки. Характеристика категориального и понятийного аппарата современной педагогической науки.

Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки и образования.

Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции и перспективы развития. Технологии профессионально-ориентированного обучения и научно-методической работы.

Взаимосвязь педагогической науки и практики. Проблемы внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

Актуальные проблемы педагогической науки и образования.

Литература к разделу:


  1. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. - М., 1997.

  2. Валеев Г.Х. Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания: Монография. –Москва: Наука, 2005.

  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

  4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

  5. Краевский В.В. Основы общей педагогики. – М., 2003.

  6. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993.

  7. Новиков А.М. Методология образования. -М., 2002.

  8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

  9. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., 2003.

  10. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. /Под.ред.В.А. Сластенина.- М., 2002. .

  11. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей

/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2007.

  1. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М., 2002

  2. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб.науч.тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.2. - Екатеринбург, 1995.

  3. Управление качеством образования /Под ред. М.М. Поташника. - М., 2006.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ


Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Значение историко-педагогических исследований для модернизации теории и практики современного образования. Основные задачи, методологические основы изучения истории образования и педагогической мысли.

Ведущие педагогические явления в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода и гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Развитие идеи природосообразности воспитания в истории педагогики. Принцип культуросообразности воспитания в истории образования. Развитие идеи «свободного воспитания» в истории мировой педагогики.

Основные авторские педагогические системы прошлого.

Развитие школы как социального института. Становление и развитие среднего и высшего образования в Западной Европе и России. Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX-начала XX веков.

Становление и развитие советской школы и педагогики в XX веке.

Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена (1887-1950), В.В.Зеньковского (1881-1962), Н.А.Бердяева (1874-1948), И.А.Ильина (1882-1954).

Развитие школы и педагогики в США, странах Западной Европы и Востока во второй половине XX века. Причины высокого уровня образования в США, Японии и в других странах. Усиление международного сотрудничества в области образования. Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования: расширение массового среднего образования, реформирование систем образования, разработка стандартов образования, дифференциация и индивидуализация обучения, модернизация классно-урочной системы обучения, обучение одаренных детей, система компенсирующего обучения, разработка проблем, связанных с формированием здорового образа жизни детей, нравственным воспитанием и др.

Приоритетные направления развития современной зарубежной педагогики и образования: мир, сотрудничество, экология. Роль и значение образования и педагогической науки в условиях перехода человечества к «информационному обществу» и глобализации гуманистических ценностей. Проблемы формирования духовного мира человека.

Многообразие концепций и моделей развития современной зарубежной педагогики. Философское направление: неоэкзистенциализм, неопозитивизм, неотомизм и др.; психолого-педагогическое направление: рационалистическая модель обучения и воспитания, гуманистическая педагогика, психоаналитическая педагогика, прагматическая педагогика, традиционалистско-консервативная парадигма обучения и воспитания, поликультурная педагогика и др.

Прогрессивные идеи, заложенные в реформе, воплощенной в Законе «Об образовании» Российской Федерации (1992): гуманизация, гуманитаризация образования, дифференциация, индивидуализация, компьютеризация обучения, усиление демократических черт в управлении народным образованием, личностно-ориентированные цели и методы учебно-воспитательного процесса, определенный простор для творческой инновационной деятельности учителя, возможность развития негосударственной (частной) школы и др. Противоречия, возникшие в процессе практического осуществления данного Закона. Пути создания условий для демократизации и гуманизации отечественной системы образования. Стратегические приоритеты развития образования в России: обоснование ценностных аспектов и целей образования и воспитания, роли и места образования в прогрессивном развитии государства, общества и человека, влияние образования на формирование менталитета российского социума.



Приоритетные направления развития педагогической науки нашей страны. Разработка моделей социально-педагогической, медико-экологической, социокультурной и образовательно-воспитательной деятельности, направленных на воспитание главных гуманистических ценностей: взаимообщение, взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека.

Литература к разделу

Первоисточники:

  1. Блонский П.П. Избр. пед. соч.: В 2-х т. / Сост. и автор вступ. ст. М.Г.Данильченко, А.А.Никольская. – М., 1979.

  2. Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. / Вступ. ст. С.Ф.Егорова. – М., 1987.

  3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание / Сост. Л.Д.Филоненко.—М., 1993.

  4. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Вступ. ст. П.А.Лебедева. – М., 1982.

  5. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М., 1976.

  6. Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. / Под ред. М.И.Кондакова. – М., 1983-1986.

  7. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. / Сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль. – М., 1979-1981.

  8. Толстой Л. Н. Пед. соч. / Сост. Н.В.Вейкшан. – М., 1989.

  9. Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6т. / Под ред. С.Ф.Егорова. – М., 1988-1990.

  10. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2т. / Сост. М.Н.Скаткин, вступ. ст. Н.П.Кузина. – М., 1980.

  11. Коменский Я.А. Пед. соч.: В 2 т. – М., 1982.

  12. Коменский Я.А.,Локк Д., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.-Ж. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М., 1989.

  13. Корчак Я. Избр. пед. соч. – М., 1979.

  14. Локк Д. Пед. соч.: В З т. – М., 1988.

  15. Песталоцци И. Г. Избр. пед. произ.: В З т. / Под ред. М.Ф.Шабаевой. – М., 1961-1965.

  16. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1981.

  17. Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т./ Под ред. Г.Н.Джибладзе. – М., 1981.

  18. Френе С. Избр. пед. соч. / Сост. и автор вступ. Ст. Б.Л.Вульфсон. – М., 1990.


Антологии. Хрестоматии

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. Г.М.Прохорова. – М, 1985.

  2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия / Вступ. ст. О.Е.Кошелевой, Л.В.Мошковой. – М., 1993.

  3. Антология педагогической мысли России XVIII вв. / Вступ. ст. И.А. Соловкова. – М., 1985.

  4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Вступ. ст. П.А.Лебедева. – М., 1987.

  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. / Сост. и автор вступ. ст. П.А.Лебедев. – М., 1990.

  6. Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке /Сост. К.И.Салимова, Г.Б.Корнетов. – М., 1988. – Т. 1.

  7. Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н.Кузьмин. – М., 1989.

  8. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. Заведений /Сост.С.Ф. Егоров.–М.,2002.

  9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1981.

  10. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Сост. и автор вводных очерков С.Ф.Егоров. – М., 1986.

  11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред. А.Н.Алексеева, Н.П.Щербакова, М.И.Анисова. – М., 1972.

Учебные пособия


  1. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

  2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000.

  3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

  5. История педагогики: В 2-х ч.: Учебное пособие/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1997.

  6. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М.,2007.

  7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/Под ред.З.И. Васильевой.–М., 2002.

  8. Корнетов Г.Б. История педагогики.–М., 2003.

  9. Корнетов В.Г. История образования и педагогической мысли: программа и учебное пособие. – М., 2003.

  10. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 1998.

  11. Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.

  12. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: Ч. 1 (с древнейших времен до Великой французской революции): Эксперим. Учеб. пособие / Под ред. К.И.Салимовой. – М., 1988.

  13. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: – Ч. 2 (XVII-XX вв.): Эксперим. Учеб. пособие / Под ред. К.И.Салимовой. – М., 1989.

  14. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: Ч. 3 (с начала XX века до наших дней): Эксперим. Учеб. пособие / Под ред. К.И. Салимовой. – М., 1991.

  15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. Э.Д.Днепров. – М., 1989.

  16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (XVIII – первая половина XIX вв.) / Отв. ред. М.Ф.Шабаева. – М., 1973.

  17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов. – М., 1976.

  18. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX-начало XX вв.) /Отв.ред.Э.Д.Днепров. – М., 1991.

  19. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941 гг.) /Под ред. М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. – М., 1980.

  20. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. –М., 2003. –350 с.

  21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961 гг.) / Под ред. Ф.Г.Паначина, М.Н.Колмаковой, З.И.Равкина. – М., 1988.

  22. Очерки истории школы и педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. – М., 1986.

  23. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. – М., 1988.

  24. Педагогика народов мира: История и современность /К.И. Салимова, Н.Додде и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  25. Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3 ч. / Под ред. З.И.Равкина. – М., 1990-1991.

  26. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М.: Новая школа, 1994.

  27. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3 т. / Под ред. З.И.Равкина. – М, 1994.

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Методологические проблемы развития педагогической науки. Понятие «методология» педагогической науки. Методология педагогики и ее специфика.

Методологические основы научного познания в педагогике.

Предмет научного исследования в педагогике. Характер и детерминация воспитательных явлений в педагогике. Характер и детерминация учебного процесса как педагогического явления. Взаимоотношения объекта и предмета исследования. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.

Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования. Теоретические методы педагогического исследования. Эмпирические методы педагогического исследования. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования.

Методологические характеристики педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, объект и предмет исследования, гипотеза и защищаемые положения, цели и задачи исследования, новизна, значение для науки и практики.

Научная проблема в развитии процесса познания. Педагогический факт как категория научного познания. Функция и особенности гипотезы в развитии научного познания в педагогике.

Планирование научно-педагогических исследований. Программа эксперимента. Критерии и система диагностического инструментария.

Типы и виды эксперимента как метода исследовательской деятельности. Особенности констатирующего, поискового, формирующего, сравнительного экспериментов.

Требования к результатам и выборке экспериментальных данных: достоверность, воспроизводимость, валидность, репрезентативность. Методологические требования к организации исследований в педагогике. Оформление результатов научно-исследовательской работы.

Методологические вопросы использования методов математической статистики в педагогике. Оформление диссертации: текст, таблицы, формулы, иллюстративный материал, библиографический аппарат. Составление автореферата диссертации.


Литература к разделу:

  1. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. - М., 2004.

  2. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. - М., 1985.

  3. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. - 2004. -№ 2. - С. 117 - 133.

  4. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. -М., 1991.

  5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

  6. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

  7. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно- методическое пособие. - М., 1998.

  8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

  9. Краевский В.В. Методология педагогической науки. - М., 2001.

  10. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. - М., 1988.

  11. Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М., 1980.

  12. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой - Л., 1980.

  13. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. - 4-е изд. - М., 2003.

  14. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.

  15. Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

  16. Новиков А.М. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. - М., 2003.

  17. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1989.

  18. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М., 1989.

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ


Воспитание как общественное и педагогическое явление. Понятие цели воспитания. Виды целей воспитания. Проблемы и виды педагогического целеполагания. Диалектика соотношения цели, средств и результатов воспитания. Основные задачи воспитания в современных условиях. Основные концепции происхождения воспитания. Воспитание, перевоспитание и самовоспитание.

Понятия «закономерности» и «принципы» воспитания. Проблема закономерностей и принципов воспитания в различных теоретических концепциях.

Понятие «методы» воспитания». Проблема методов воспитания, их место в воспитательной системе, психолого-педагогические требования к их использованию. Условия выбора методов воспитания.

Понятие «форма воспитания». Классификации форм воспитания. Новые формы воспитания.

Средства воспитания и их классификация. Современные средства воспитания.

Характеристика современной системы воспитания в России: особенности, направления и перспективы ее развития. Основные концепции воспитания в современной российской педагогике. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской).

Проблема коллектива и личности в современной педагогике. Специфика воспитательной работы с коллективом в современных условиях. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.

Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающим миром. Макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы социализации, их учет и возможности преобразования в педагогическом процессе. Формирование личности в процессе ее социализации. Воспитание и саморазвитие личности.

Проблемы семейного воспитания. Педагогическая помощь семье.

Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации. Понятие «базовая культура личности». Философско-мировоззренческая подготовка учителя. Духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое, правовое, эстетическое, трудовое воспитание учащихся. Формирование культуры межнационального общения. Проблемы формирования здорового образа жизни детей.

Формирование творческой индивидуальности личности в целостном учебно-воспитательном процессе. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся в современной гуманистической концепции воспитания. Теория и методика формирования воспитывающих отношений в образовательном процессе учебного заведения.

Основные функции, права и обязанности классного руководителя. Содержание деятельности классного руководителя. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Формы сотрудничества школы и семьи. Понятия «планирование воспитательной деятельности, план классного руководителя». Структура традиционного плана. Новые подходы к оформлению плана классного руководителя.

Понятие «воспитательная система школы». Этапы становления и развития воспитательной системы. Характеристика основных воспитательных систем. Критерии эффективности воспитательных систем. Новаторские воспитывающие системы, их сущность, специфика.

Проблема оценки результатов процесса воспитания.



Литература к разделу:


  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. – М., 2002.

  2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под. ред. Н.Е.Шурковой. – М., 1998

  3. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. – М., 1992.

  4. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М., 1998.

  5. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.

  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.–М., 1999.

  7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.–М., 1990.

  8. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.–М., 1992.

  9. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем.–М., 1996.

  10. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: уч. пособие. – Ростов н/Д. – 2002.- 352с.

  11. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

  12. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М., 2004.-

  13. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.

  14. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. - М., 1988.

  15. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е. Щуркова, В.Н. Шнырева. - М., 1991.

  16. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.

  17. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е изд., допол. – М., 2000.

  18. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. - Казань, 1991.

  19. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1997.

  20. Щуркова Н.Е. Технология воспитательного процесса. - М., 1991.

  21. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.

  22. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: - Монография. – М., 2001. – 168 с.

  23. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: (теоретические основы и практическая реализация). - М., 1996.

РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ


Развитие представлений о дидактике как науке. Объект, предмет, задачи и функции дидактики. Общая и частная дидактика. Основные дидактические системы и концепции. Характерные признаки современной формирующейся дидактической системы.

Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.

Сущность и цели обучения. Логика учебного процесса. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Образовательная, воспитывающая и развивающая функции обучения. Методологические и психологические основы обучения. Мотивация учебной деятельности обучаемых. Взаимосвязь учебных мотивов с системой общих интересов, способностей и особенностей учащихся. Проблемы развития учебной мотивации. Стимулирование самообразования учащихся. Мотивационная, когнитивная и организационная готовность к самообразованию. Технология процесса самообразования.

Понятие «закономерности обучения». Характеристика основных закономерностей обучения. Принципы обучения в современной дидактике и их характеристика.

Понятие о содержании образования как фундаменте базовой культуры личности. Исторический характер образования. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе.

Источники, факторы, принципы и критерии формирования содержания школьного образования. Основные компоненты содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план. Основные компоненты учебного плана. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий (способы построения учебных программ, функции, содержание и структура учебных программ и учебников).

Инновационные процессы в образовании. Классификация инноваций. Инновационные учебные заведения. Понятие об авторской школе. Стратегия развития вариативного, альтернативного образования в нашей стране. Типология образовательных учреждений (средняя общеобразовательная школа, школа с продленным днем, гимназия, лицей, реальная школа). Концепции многопрофильного, многоуровневого и непрерывного образования: цели, задачи, пути реализации.

Психолого-педагогические основания проектирования образовательного процесса. Понятие «методы обучения». Многообразие методов обучения, их классификация. Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, направленности ведущей деятельности, уровня развития познавательных процессов учащихся. Понятие «активные методы обучения». Выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала, возможностей и потребностей учащихся, педагогического мастерства учителей, условий обучения.

Организационные формы обучения. Понятие о формах обучения и формах организации обучения. Краткие сведения из истории развития форм обучения. Становление классно-урочной системы обучения. Урок как основная форма организации обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку (дидактические, психологические, гигиенические). Пути совершенствования современного урока Связь урока с внеурочными формами организации учебной работы (учебные экскурсии, факультативные занятия, предметные кружки, консультации, самостоятельная работа учащихся вне урока (домашняя задание), зачет, экзамен, индивидуальные и групповые консультации, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.).

Подготовка учителя к уроку: этапы (диагностический, прогнозирование, проектирование), тематическое и поурочное планирование, план урока, конспект урока. Анализ и самооценка урока.

Сущность, структурные составляющие, методологические требования, классификация педагогических технологий. Развивающее обучение: Л.В.Занков (общее развитие личности, гармонизация содержания образования), Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов (содержательное обобщение, развитие способов умственных действий); проблемное обучение: И.Я.Лернер, М.И.Махмутов (развитие познавательных и творческих способностей, методы проблемного обучения, приемы создания проблемных ситуаций); программированное обучение (принципы, виды программ: линейная, разветвленная, смешанная), дифференцированное обучение (по уровню, интересам); игровые технологии (функции, классификация, этапы). Другие технологии обучения (адаптивное обучение, проектное обучение, блочно-модульное обучение, коллективные способы обучения, поисково-исследовательская технология обучения, технология критериально-ориентированного обучения, имитационная технология обучения, информационные технологии, технология знаково-контекстного обучения в профессиональной подготовке и др.).

Современные концепции дифференциации и индивидуализации обучения. Принципы природосообразности, культуросообразности в построении образовательного процесса. Теоретические основания личностно-ориентированного, социально-ориентированного и культурно-ориентированного образования.

Методический подход в построении образовательного процесса: отбор, анализ, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта. Новаторство в образовательном процессе.

Технологический подход к построению образовательного процесса: планирование результатов образования, проектирование моделей обучения, структура систем мониторинга успешности. Типология образовательных технологий, оценка их эффективности.

Средства обучения. Информационно-коммуникативные технологии в образовательной деятельности. Образовательные ресурсы.

Диагностика процесса и результатов обучения..

Педагогика сотрудничества как основа личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе: истоки, принципы, перспективы развития. Основные идеи педагогов-новаторов. Характеристика идей педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.А. Караковский, С.Н.Лысенкова, Р.Г.Хазанкин, В.Ф.Шаталов, М.П. Щетинин и др.).

Литература к разделу:


  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. - М., 1989.

  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

  4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения.–М., 2003.

  5. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1996.

  6. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.

  7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. –М., 1999.

  8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.–М., 2001.

  9. Кукушин В.С. Дидактика.–Р.н/Д., 2003.

  10. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1999.

  11. Леднев В.С. Содержание образования. Сущность, структура, перспектива. - М., 1991.

  12. Маркова А.Д. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

  13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М., 1975.

  14. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М., 2005.

  15. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

  16. Педагогические технологии /Под ред. В.С.Кукушина. – М., 2006.

  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  18. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. - М., 2005.

  19. Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Концепции и технологии. - Волгоград, 1994.

  20. Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2002.

  21. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.–М.,2007.

  22. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.–М.,2002.

  23. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

РАЗДЕЛ 6. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗ0ВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ


Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основы управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.

Государственно-общественная система управления образованием. Своеобразие современного школьного самоуправления. Образовательное учреждение как объект управления. Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением. Характеристика стилей управления образовательными системами.

Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие). Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.

Правовые основы деятельности образовательных учреждений. Актуальные проблемы социально-правового и политического образования.

Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им.

Мониторинг качества образования и образовательных услуг. Цель, задачи, виды и содержание педагогического мониторинга, анализ деятельности образовательной системы.



Литература к разделу:

  1. Вопросы теории и практики внутришкольного управления / Под ред. П.В. Худоминского. - М., 1994.

  2. Зайцева Л.В. и др. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. - М., 1997.

  3. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М., 2002.

  4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998.

  5. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. - М., 1992.

  6. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. - М., 2001.

  7. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М., 1995.

  8. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М., 1995.

  9. Управление образовательными системами: Учебное пособие. - Уфа: Гилем, 2005.

  10. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М., 1995.

  11. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин П.Н. Управление образовательными системами. - М., 2001.

Вопросы кандидатского экзамена по специальности

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»


  1. Педагогика как область гуманитарного знания. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные отрасли педагогики. Характеристика категориально-понятийного аппарата педагогической науки.

  2. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.

  3. Основные методологические подходы к организации педагогического процесса в современной школе.

  4. Проблема диагностики процессов и результатов обучения и воспитания.

  5. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Сущность, значение цели и целеполагания в воспитательном процессе. Виды целеполагания.

  6. Основные концепции воспитания в современной российской педагогике.

  7. Формирование личности в процессе ее социализации, воспитания и саморазвития. Факторы социализации.

  8. Понятие «воспитательная система школы». Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Гуманистические воспитательные системы И.П. Иванова и В.А. Караковского.

  9. Проблема коллектива и личности в современной педагогике. Специфика воспитательной работы с коллективом в современных условиях. Психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности.

  10. Семейное воспитание. Основные направления, формы и методы воспитания детей в семье.

  11. Проблемы формирования здорового образа жизни учащихся. Воспитание физической культуры учащихся.

  12. Методы воспитания, их классификации в педагогике. Условия выбора методов воспитания.

  13. Принципы воспитания в различных теоретических концепциях.

  14. Новаторские воспитывающие системы: их сущность, специфика.

  15. Организация и система профориентационной работы в школе.

  16. Понятие о педагогическом общении. Основные функции, виды и стили общения.

  17. Понятие о технологии конструировании педагогического процесса. Планирование деятельности классного руководителя. Новые подходы к составлению планов воспитательной работы.

  18. Понятие о дидактике. Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.

  19. Актуальные проблемы современной дидактики.

  20. Сущность и методологические основы обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

  21. Закономерности и принципы обучения в современной дидактике.

  22. Дидактические средства и их классификация. Современные средства обучения.

  23. Характеристика основных дидактических систем и концепций.

  24. Типология образовательных технологий, оценка их эффективности.

  25. Сущность, принципы и критерии отбора содержания общего образования. Структура и уровни содержания современного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  26. Понятие о государственном образовательном стандарте. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования (учебный план, учебная программа, учебная литература).

  27. Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им.

  28. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

  29. Дифференцированное обучение: сущность и типы.

  30. Информационно-коммуникативные технологии в обучении.

  31. Концепции многопрофильного, многоуровневого и непрерывного образования.

  32. Мониторинг качества образования и образовательных услуг.

  33. Урок как основная форма организации обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.

  34. Методическая работа в общеобразовательной школе.

  35. Государственно-общественная система управления образованием.

  36. Правовые основы деятельности образовательных учреждений.

  37. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.

  38. Теоретико-методологические основания и принципы управления образовательными системами.

  39. Своеобразие управления развивающими образовательными учреждениями.

  40. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности.

  41. Основные методологические характеристики педагогического исследования.

  42. Предмет научного исследования в педагогике.

  43. Требования к результатам и выборке экспериментальных данных. Использование методов математической статистики в педагогике.

  44. Виды педагогического эксперимента как метода исследовательской деятельности. Программа педагогического эксперимента.

  45. Основные требования к оформлению результатов научной работы.

  46. Критерии и система диагностики в научно-педагогическом исследовании.

  47. Логика и методы педагогического исследования.

  48. Требования к оформлению диссертации и составлению автореферата диссертации.

  49. Предмет, задачи и источники истории педагогики и образования. Классификация историко-педагогического знания. Методологические подходы к изучению истории педагогики и образования.

  50. Педагогическая система Я.А. Коменского. Я.А.Коменский о цели, содержании воспитания. Возрастная периодизация и система школ по Я.А.Коменскому. Дидактическое учение Я.А.Коменского. Принцип природосообразности Я.А.Коменского и современность.

  51. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж.Руссо об идеале и факторах воспитания. Возрастная периодизация Ж.-Ж.Руссо. Ж.-Ж.Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Теория «свободного воспитания» и современность.

  52. И.Г.Песталоцци о сущности, цели, содержании воспитания. Теория поэлементного образования И.Г.Песталоцци.

  53. И.Ф.Гербарт как основоположник традиционной педагогики и «школы учебы». Идеи И.Ф.Гербарта об управлении, воспитывающем обучении и нравственном воспитании. Учение И.Ф.Гербарта о ступенях обучения.

  54. В.А. Дистервег о принципах природосообразности, культуросообразности и самодеятельности воспитания и обучения. Дидактическое учение В.А.Дистервега.

  55. Основные направления реформаторской педагогики (теория «трудовой школы»; теория «свободного воспитания»; теория «нового воспитания»; прагматическая педагогика; экспериментальная педагогика и педология; «педагогика действия»).

  56. Основные тенденции и направления развития современной зарубежной педагогики (традиционалистско-консервативная педагогика, гуманистическая педагогика, рационалистическая (бихевиористская) педагогика, поликультурная педагогика и др.)

  57. К.Д.Ушинский о цели, содержании и методах воспитания. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. К.Д. Ушинский о педагогической антропологии, уровнях педагогического знания и о принципе народности воспитания.

  58. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. Теория «свободного воспитания» Л.Н.Толстого.

  59. Развитие школы и педагогической мысли в России в конце XIX-начале XX вв. (К.Н.Вентцель, А.П.Нечаев, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев).

  60. Характеристика основных этапов развития советской школы и педагогики (С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

  61. Проблемы развития русской школы и педагогики в условиях эмиграции. Философско-педагогическое наследие С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина.

  62. Принцип культуросообразности воспитания в истории педагогики.

  63. Развитие идеи природосообразного воспитания в истории педагогики.

  64. Развитие теории «свободного воспитания» в истории педагогики.

  65. Развитие школы и педагогической мысли в Республике Башкортостан: история и современность.

  66. Основные тенденции развития, направления реформирования и модернизации современной школы в Российской Федерации. Приоритетные направления исследования проблем образования и воспитания в современной российской педагогике.

Рекомендуемая литература:

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.–М., 2000.

  2. Педагогический словарь /Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М., 2002.

  3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993 – 1999.

  4. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М., 2002.

  5. Педагогика/Под ред.В.А. Сластенина.–М., 2007.

  6. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.

  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн.– М., 2007.

  8. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М.,2007.

  9. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

  10. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

  11. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2002.

  12. Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

  13. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006.

  14. Теория и методика воспитания/Под ред. В.С.Кукушина.–М, 2006.

  15. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Под ред.А.И. Пискунова. – М., 1981.

  16. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Октябрьской социалистической революции). – М., 1986. – 432 с.

  17. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред.А.Н. Алексеева. – М., 1972. – 467 с.

  18. Козлова П.П., Максимова И.М., Абдрахманова М.В. Преемственность в теориях природосообразного и экологического воспитания: Монография / Под ред. А.С.Гаязова. — Стерлитамак — СФ МГОПУ им. М.А.Шолохова, Стерлитамак.гос.пед.акад., 2004. — 107 с.

  19. Валеев Г.Х. Методология и методы педагогического исследования.-Стерлитамак, 2005.

  20. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. — Уфа: ИИЯЛ РАН, 1996. — 153 с.

  21. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков: Монография / Г.Б.Аскарова. — Казань: Изд-во КГУ, 2003. — 168 с.

  22. Развивающее учебное взаимодействие как фактор профессиональной подготовки студентов: Монография / Р.Ш.Царева. — Казань: Изд-во КГУ, 1997.— 157 с.

  23. Модернизация профессиональной подготовки учителя начальных классов: Монография / Р.В.Канбекова. — М., 2003. — 203 с.

  24. Теоретико-методологические основы педагогического управления профессиональным самосовершенствованием будущих учителей: Монография / Е.В Головнева. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004. - 211 с.

  25. Развитие социально-перцептивной компетентности социальных педагогов в процессе обучения: Монография / А.Л. Фатыхова. - Москва: Изд-во МПГУ,2005.-264с.

  26. Реализация этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом: Монография / Н.М.Ахмерова. — Москва: Изд-во МПГУ, 2003.— 177 с.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

5. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu

Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» обсуждена и утверждена на заседании кафедры педагогики Стерлитамакской государственной педагогической академии им.Зайнаб Биишевой, протокол № 1 от 29 августа 2011 года.

Авторы: доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики СГПА им.Зайнаб Биишевой Валеев Гали Ханифович;



кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СГПА им.Зайнаб Биишевой Валеева Розалия Равиловна.
Зав.кафедрой педагогики __________________ П.П.Козлова

д.п.н., профессор
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука

Скачать 298,03 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница