-
Сущность МОИЯ как теории обучения и науки. Дайте определение МОИЯ.
Методика обучения иностранным языкам как наука
Методисты «интересуются»: а) научным обоснованием целей, содержания и методов обучения иностранным языкам; б) разработкой наиболее эффективных средств, приемов, форм и способов обучения иностранным языкам, ведущих к достижению в учебном процессе искомых результатов.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что методика обучения иностранным языкам теоретически обосновывает, экспериментально проверяет и практически реализует модель (систему) обучения языку. В рамках данной модели обучающий (учитель/ преподаватель) и обучающийся (учащийся/студент) в процессе совместной деятельности должны получить положительный эффект в достижении желаемого результата. В качестве последнего в настоящее время, как уже неоднократно подчеркивалось, рассматривается формирование у учащегося способности к межкультурному взаимодействию с представителями других лингвокультур. Следовательно, методику интересуют, во-первых, общие положения относительно процесса передачи иноязычных знаний, навыков и Умений, лежащих в основе указанной способности (общая методика); во-вторых, специфические положения, связанные с обучением конкретному языку и конкретными условиями обучения (частная методика).
Методика есть совокупность предписаний/рекомендаций для учителя относительно тех или иных разделов или аспектов учебного предмета (собственно говоря, это и есть первоначальное значение методики). Во втором значении методика есть научная дисциплина, которая исследует преподавание и изучение иностранного языка и культуры в ходе взаимодействия всех субъектов этого процесса друг с другом и с языком как объектом усвоения/обучения. Когда мы говорим о методике как науке, то, естественно, имеем в виду второе значение этого понятия.
Следует заметить, что современная методическая наука проявляет все больший интерес к экстралингвистическим условиям и обстоятельствам иноязычного общения, к личности участвующих в нем субъектов, их знаниям о мире. Это обусловливает культуроведческую направленность современной методики обучения иностранным языкам, выбирающей в качестве своего объекта языковую личность, «которая реализует нужные лексико-грамматические конструкции, соответствующие нормам речевой деятельности индивида иной языковой общности и иной национальной картины мира».
Методика как термин имеет 2 значения. 1) Методика – сов. приемов и их последовательность (т.е. техника обучения). 2) Методика как наука. Чаще всего термин применяется в случаях, когда речь идет об обучении к-л. предмету.
Методика ОИЯ (Е.И.Пассов) – система знаний о закономерностях процесса обучения неродному языку и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации.
Методика как теория обучения предусматривает решение целого ряда задач:
-
ознакомление с методич. системами прошлого и настоящего
-
представление об основных компонентах и базовых категориях методики
-
ознакомление с опытом учителей
Объект исследования – процесс обучения ИЯ; процесс передачи знаний об ИЯ и формирования навыков и умений иноязычной речи.
Предмет – не конкретный процесс обучения, а абстрактный. Это накопленные об объекте знания, многочисленная теория, кот. моделирует процесс обучения; это закономерности процесса обучения ИЯ.
4 основных компонента предмета: 1) цель - зачем учить, 2) объект – кого учить, 3) содержание – чему учить, 4) методы, принципы, приемы, способы обучения, т.е. как учить.
Методика как теория обучения м.б. общей и частной.
Общая – методика, кот. определяет цели, содержание, законы, методы, приемы обучения на любом языке.
Частная – методика, определяющая отбор языкового м-ла, установление типологии трудностей овладения им, а также выбор способов, ср-в и методов обучения конкретному языку.
Методические понятия (категории): метод, принцип, методич. прием, способ, ср-во обуч-я
Метод – стратегия обучения, принципиально отличающаяся от др. направления в обучении.
Методич. принцип – основное исходное положение, обусловл. стратегию.Принципы: дидактические (наглядности, доступности, воспитывающего обучения, сознательности, активности, прочности, индивидуализации) и методические.
Прием – инструкция, сост. из перечня д-й, подлежащих выполнению в определенной последовательности и требующая от ученика определенных умственных операций. (напр., ролевая игра)
По Пассову прием включ. в себя 4 компонента:
-
операц. ср-ва или д-я ученика
-
материальные ср-ва ( вербальный м-л, которым оперирует ученик)
-
способы, которыми осуществляется д-е
-
условия, в кот. действует ученик.
Способ – д-е, кот. рассчитано на использование тех или иных психологических закономерностей. Сущ. 2 группы способов семантизации лексики и грамматики: бесереводные и переводные.
Средства обучения: УМК (учебно-методический комплекс)
-
книга для ученика
-
книга для учинеля
-
практикум (для старших классов) / учебная тетрадь (для младших)
-
кассеты
-
раздаточные материалы
-
видеофильмы
Методы исследования в методике как науке:
-
критический анализ литературы
-
анкетирование
-
эксперимент
-
тестирование
-
Связь МОИЯ с другими науками. В чем проявляются эти связи.
Связь М. обучения и/я с лингвистикой.
Лингвистика занимается 2мя осн.понятиями – языком и речью. Язык – система языковых ср-в, знаков, необходимых для общения, и правил их использования (теор-ое), речь – процесс реализации яз-вой сис-мы в общении, а также продукты этого процесса – речевые произведения (практич.)./Язык – кодовая система языковых знаков. Методика учит, как этой системой пользоваться. /У языка и у речи есть свои единицы: язык (при помощи чего мы общаемся) – фонема (звук), морфема (слог), лексема (слово), с/с, пред-ие (к языку относ.только готовые пред-ия, их много), текст (готовый, в голове их мало). Речь (чем мы общаемся) – слово, с/с, предложение, текст, диалог.
Обучение идет от речи к языку. Мы будем обучать системе языка через речь в процессе организованного общения. По-другому не получится.
Связь М. обучения ИЯ с психологией.
Психолгия, помимо всего прочего, изучает строение деятельности чела.Речь – один из видов деят-сти (речь – игровая, учебная, бытовая). Сущ-т отд отрасль – психолингв-ка (Леонтьев, Выгодский) – заним-ся речев деят-стью, наука о восприятии/ порождении речи./ В рез-те осуществления речевой деятельности формир-ся механизмы речи, обеспечивающие восприятие при ауд., чтении и порождении/пр-ве речевого высказывания при говорении/письме. Как и люб др наука, РД имеет свой предмет (то,чем мы связаны) – мысль. В основе РД лежат навыки и умения (действия базируются на навыках)./ Н. - автоматизированный компонент д-сти: 1)произносит (слухопроизносит+ритмико-интонац), 2)лексич(отбор лексики), 3)грам(выбор стр-ры), 4)орфограф, 5)нав техники письма/ чтения(~технич. навыки чтения и письма)./ У.(складываются из навыков) - сознат/творч использов навыков. = сознат. вид д-ти, основанный на сис-ме сознательно функционирующих действий, направл-ных на решение коммуникативн. задачи.:чтение,ауд,говорение,письмо/Псих-гия заним-ся ЕЩЁ:память(слуховая, зрит., тактильная; долговременная, кратковр., оперативная 7+-2); восприят(речь), мышлен (синтез,анализ (геом фигурки – что лишнее), классиф-ция),мотивация –нужно знать конечную цель задания: псих. помогает/позволяет нам сохранить высокую мотивацию (ребенок хочет учить яз.): внешняя/внутр мотивация. Педагогич. псих. изучает псих. процесса обучения.
Связь М. с педагогикой. Специфика уч. предмета «ИЯ».
Пед-ка заним-ся обучением в целом, а М. – обуч в частном, т.е. конкр. предмету. М. берет некот. понятия из ПЕД. и применяет их в отношении конкр. предмета (принцип обуч, ср-ва, методы обуч). Если учитывать,что пед-ка заним-ся обуч. всем предметам,то надо их классифиц, чтобы выявить среди них место д/ИЯ: 1)основы наук (истор,физика,геогр,лит-ра,биол,алгебра) – цель препода: сформировать знания у учащихся; 2)предм эстетич цикла(физ-ра,пение,ИЗО, труд, черч).Цель:двигательные навыки и умения=> самые субъективные д/оценки предметы; 3)предм языков цикла(РЯ и ИЯ). Цель: развитие умств навыков и умений - обучение РЯзыку и ИЯ происх абсолютно по-разному./* ПЕД. – теор. воспит. и дидактика (теор обучения – общие основы кот. работают д/ обуч всех наук). Методики бывают част и общ. Методика преподавания конкретного предмета. Дидактика – теор д/ всех языков.
/СПЕЦИФИКА: ИЯ нельзя отнести ни к 1 группе(нет основ наук) ни ко 2 (нет практич знаний)
1)ин яз учит общению,кот необх в буд д/всех видов д-сти; 2)межпредм-сть – содержание речи на ИЯ=сведения из разн областей знан(литра, искусство,истор)
3)многоуровневость-1)мы должны владеть разл язык ср-вами,соотносим с аспектами яз-лексич,грам,фонетич; 2)овладеть умения в 4-х видах деят-сти:говор,ауд,чтен,письмо; 4)полифункциональность-ин яз может выступать как цель обучения и как ср-во приобретения сведений в самых разл областях [формир-ние у шк-ков целостной картины мира,повыш уровень гуманитар образ шк,способств формиров личности,ее соц адаптации в мире,расшир лингвистич кругозор,формир культуру общен,содейств общ речевому развитию; 5)беспредельность-до конца яз выучить невозможно]
?развитие яз и мышл происх одновремнов способы выраж собств мыслей
коммуникативн тип-
некоммуник тип-надо увидеть,поразмышл напис
-
Особенности внеклассной и внешкольной работы и формы ее проведения.
Внеклассная работа – различные виды е уч-ся воспитательного и образ-го хар-ра организуемые и проводимые школой во внеурочное время.
Задачи: разв. интереса, углубл. знаний, совершенств. навыков и умений по данному предм. Организация свободного времени уч-ся с целью их общего развития, нравств. и эстетич. воспит. Проблемы в организации внекл работы: Часто суть внеклассной работы сводить к сумме разовых мероприятий, а не к целостной Де, в которую нужно вовлекать как можно больше учеников. Внекл. работа часто проводиться напоказ, что сковывает ребят, лишая их естественного процесса общения. одержание внекл. работы базируется на известных уч-ся страноведческих реалиях, что вносит в учебный процесс элемент формализма. Внекл работа способствует развитию и углублению интереса уч-ся к ИЯ, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразов. уровня. Отличия внекл работы от уч: Добровольный хар-р участия уч-ся, в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком доп с какими-то опр целями. Отсутствие строго урочной регламентации времени, места, формы их проведения; нет строго учета ЗУНов и оценок в баллах. Большая самостоятельность уч-ся в выполнении внеурочных поручений. Требования к внекл работе: Органическая связь урочн и внеуроч работы. Условия: тематика уч яз мат-ла и последовательности его изучения должна позволять использовать его не только на уроках, но и во внеур работе, по-иному комбинируя и варьируя его; заинтересованность уч-ся, информативность содержания, привлекательность форм внеур работы + разнообразие приемов и форм. Обязательность в выполнении уч-ся добровольно взятых ими на себя внекл поручений в соответствующих видах работы. Целенаправленность и регулярность внекл занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная – ежегодная. Массовый охват уч-ся разными видами внекл работы – усиление ее воздействия на уч-ся. Формы проведения внеклассной и внешкольной работы: массовые, групп, и индивид. Массовые: Эпизодические и периодические массовые мероприятия – вечера, утренники, олимпиады, конкурсу, КВН. Эти формы не имеют постоянной организационной стр-ры и определяются тематикой, условиями их проведения. Постоянные массовые формы работы - Неделя ИЯ в школе, регулярно проводимая в определенное время – в такие дни могут проводиться внеурочные мероприятия. Групповые – кружковая и клубная работа. Кружковая – основная организационная форма и отл-ся стабильностью состава уч-ся, систематичностью, целенаправленностью и планируемостью работы на занятиях. Различают кружки устной речи (разговорные), драматический, страноведческий, литературно-переводческий, кружок внеклассного чтения и др. одним из видов кружковой работы явл-ся НОУ. Клубная форма – объединяет все виды кружковой, массовой и инд форм работы в стройную с-му внеурочной и внешкольной работы, являясь организующим и координир. центром. Индивид – способствует выявлению и развитию инд способностей и склонностей уч-ся (заучивание наизусть прозы и поэзии, песен, составление заметок, работа над ролью, оформление мат-лов для выставки, подготовка к докладам). На современном этапе развития школы, в частности профильного образования важно учитывать специфику школы не только в учебной работе, но и во внеучебной. Внеучебная работа должна отражать наряду с другими и интересующую уч-ся проф сферу общения – расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического мат-ла, ориентированного на буд спец-ть. Важно заложить мех-мы, раскр возможность практического использования ИЯ и полученных знаний, как важного ср-ва развития и удовлетворения интересов учащихся, в том числе и не языковых.
-
Этапы работы над текстом для аудирования и использование упражнений для обучения аудированию. Составьте задания к упражнениям для обучения аудированию
Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. На уроке практически невозм формировать лишь один речевой или языковой навык. Работа с аудиотекстами позволяет одновременно отрабатыв лексические, грамматические фонетические навыки. Аудиотексты дают инф для обсужд, что, в св оч предполагает дальнейшее разв-е нав говорения и письма. В этом случ аудир явл средством обучения. Термин “устная речь” предполагает как навыки аудир, так и нав говорен. Диалог как форма устноречев общ невозможен без хорошо сформир нав аудир и говорен. Аудир явл одним из сам сложн видов реч деят-ти
Зимняя выделила следующие характеристики А как вида реч деятел: по хар-ру реч общения А реализует устное и непосредств-е общение, по роли в проц общения оно явл-ся реактивным видом реч деятел, по направленности на прием и выдачу сообщения, А явл рецептивным видом реч деятел. осн форма протекания А – внутренняя, неравномерная. Предметом А явл-я чужая мысль, закодир-я в языке и подлежащая расшифровке.
Продуктом – ваше умозаключение.
Результат А–понимание содерж-я и речевое или неречевое поведение.
II. Компонен содерж обуч А: 1лингвистический (разв-е всех язык-х аспектов-грам,лекс,фонет тк без знан 1го-могут не понять) практический навык, культорологич знания, отбор текстов. 2. Психологич-й 3. методологический – умение учиться(работ самост
IV. Требов-я: Осн треб к учеб текстам: воспитательная ценность, информатив-ть, опора на страновед аспект, значимость и достоверность излагаемых фактов, соотв речевому опыту уч-ся.Отбор по: 1) сложности (слиш трудн - вызовут разочаров-е уч-ся, лишат веры в себя. Легкие – сдел работу непривлекат тк нет момента преодол трудностей.) 2) теме 3) жанру 4) Возрасту 5)скорости 6)нормативности 7)объему . В школе исполз аутентич и полуаутентич (аутентичные по природе,но обработ-е и сокр-е) Достоинством аутентичтекстов -это образцы реальной коммуникации с перебивами, повторами, исправлениями, недосказанностью, излиш эмоциональн, образность, менее четкая организация в области синтаксиса и др. Хар-ки аудир: 1) одноразовость предъявления - учиться поним текст с первого предъявл, т.к. в реальн повт часто исключ 2) невозможность изменить речь собеседн и приспособ его речь к своему поним – у каждого свой стиль 3)объективные трудности, препятствующ поним речи с первого раза. В отеч методике выдел 4 основн механизма аудир: речевой слух, память (кратковр - 10с и долговр, оперативн), вероятностное прогнозир – порождение гипотез, предвосх ход событ (смысловое прогнозир – опред знанием контекста и линвистич прогнозир – опред объемом семант поля и смысловым прогн. ), артикулирование – внутреннее проговар, чем чётче проговар – тем выше ур аудир.
Объективные трудн при аудир: 1) Трудности, обусл-е услов аудир – внешние шумы, помехи, плохая акустика. Помочь при этом может видимость мимики говорящ. Важно: грамотное использ аудиокассет! 2) Трудности, обусловл индивид особ источника речи – важно: иметь возм слушать и муж и женск голоса при обуч; иметь возм аудир людей разн возр; учиться восполнять проб понимания за счет компенсаторных умений – не все партн звучат идеально, особ дикции, тебра и т.д.: учиться понимать различные диалекты и варианты (не только литерат) языка – они хор представл в совр аудиокурс 3) Трудности, обусловл языковыми особ восприним материала – незнак лексика, идиомат выр, разгов формулы, спец формулы, аббревиатуры. Важно: Чем больше объём семантич поля, тем обширнее их словарный запас и легче поним речь на слух. Знание реч моделей фразеолог и клише. Элипсисы. Знание этих групп сложностей позволяет прав оценить уровень трудности аудир, учесть их при организ учебного аудир, снять их или создать искусственно, приближ учебн зад к ситуац реальн общ.
Система упражнений на разв-е нав аудир. 1) Повтор инояз речи за диктором а) в паузу б) синхронно. Считается базовым, развив все 4 мех аудир. (услыш, разбить на синт – речев слух; запомнить, чтобы повт – память; вспомнить по догадке - вероятн прогноз; собсно прогнозир – артикулир-е). Особ хорошо тренир механизмы аудир при синхронном проговар. 2) Упражнения на развитие речевого слуха. Можно использ 1) аудир со зрит опорой – печ текст с иллюстрац 2) направленное аудир – на узнав конкретных слов, структур и извлеч инф. Может сопровожд действ – встать, хлопн в лад, показать карточку и т.д. 3) Упражнен на трен памяти – 1) согласиться или опровергн – подготовленное аудир.2) Сравнить прослуш с печатным 3) Запомнить все точные данные – даты, имена, и т.д. – затем повторить в той же посл 4) Сгруппировать прослушенн по как-л принципу или призн, стар не пропустить сл. 5) Прослуш слова, повторить лишь те, кот относ к как-л теме. 4)Упражнен на трен вероятностного прогнозир 1) Подобрать как м больш опред к слов 2) Состав словосочет с сущ, гла, нар 3)состав наиб типичн словосочет в рамках ситуац и перевести их 4) Упражн в логич развит смысла – закончить фразу, текст и т.д.5) определ содержан по заголовку, иллюстрац, ключ слов
Система работы с аудиотекстами: Работу с аудиотекстом можно разб на 3 этапа: 1) до прослуш 2) во времы прослуш 3) после прослуш На дотекстовом этапе можно: 1) обсуждать вопросы/утвержд до прослуш – содерж вопросов/утверждений – не безлик, не примит 2) Догадка по заголовку/ нов слов/ иллюстрац! – о содерж 3) Кратк излож основн темы учит, введен в проблематику текста – можно превраит в беседу, опред что уч-ся уже знают о пробл. Этап прослуш – важна новизна задан, чтобы не потер мотивац 1) Прослуш текст и встав слова в предлож - почему пропущ именно эти 2) Прослуш слова и сказать, какие из предлож словосоч употребл в нём без измен 3) Прослуш и сказ какие опред к след словам в нём встреч. 4) Закончить предлож-я. 5) Прослуш и сказать что в нём говор о том-то и о том-то 6)Прослуш и найти русский/ англ эквивал в параллельн стоблце Послетекстов этап: Использовать ситуац текста в кач-ве языковой/ речевой / содержат опоры для развит умений в устной и письм речи!
V. Этапы: 1. Мотивация 2. Снятие лингвистич трудн (фонет, грамат явл, нов слова)3. Установка на 1е прослуш-е 4. Исполн-е текста 5. Проверка понимания (поверх-ое, общее, полное - детальное, критич (подтекст) 6. Установка на 2-е слушание. 7. Исполн текста 8. Проверка понимания. 9. Орг-я устной работы.
-
Средства МОИЯ. Состав УМК
Средства обучения ИЯ. (СО) 1) основные и вспомогательные 2) технические Средства обуч-я – все то, что помогает изучать ИЯ в классе и дома. СО м.б. обязательными (основными) и вспомогательными; ориентированными на ученика и на У; не\техническими. Основные СО: УМК(учебно-метод комплект) компоненты УМК: 1) инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК: книга для уч-ся, аудиокассеты к книге, книга для Уч. 2) возможные дополнительные компоненты: рабочая тетрадь, книга для чтения, спец набор кассет только для Уч-ля, культуроведческое пособие, аудиокассеты по культуроведению, контрольно-тестовые задания, видеокассета, книга для Уч по использованию видеомат, лексикограм упр и задания (с ключами или без), пособие по обучению письм речи. Требования, по кт выбирается УМК: 1) явл ли этот курс полным УМК, необходимо ли подбирать недостающие компоненты? 2) Соотв ли требованиям отеч федер программ по ИЯ? 3) Соотв ли возрасту уч-ся, возможному контексту их д-ти, реальн интересам, потребностям, возможностям?4) Развивает ли он в достаточной мере необх яз, реч, социокульт умения в разл видах реч д-ти? 5) Обеспечивают ли мат хор модели для исп-я естест-го языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление? 6) Доступен ли он уч и У? Вспомогательные СО – уч пособия, проф-но изданные и составленные самим У.В кач-ве вспомогат могут выступ: др УМК, кт исп-ся частично, спец уч пособия для развития конкр видов реч д-ти, книги для чтения, видео и аудио мат, сборники яз и реч игр дял разн этапов О, комп
программы, табл и схемы, карточки, картинки (по темам), музыка и песни, рифмовки и стихи
Технические СО: чтобы успешно решать задачи обуч-я школьников, студ и реально готовить их к практ д-ти надо не просто самим исп техн СО на уроках, но и научить их работать с ними самост-но. ! эпидиаскоп, комп, интернет
Начнем с классификации средств обучения. Анализ методической литературы, учебников, учебных пособий позволяет классифицировать средства обучения, по крайней мере, по четырем аспектам:
во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на основные и вспомогательные;
во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся;
в-третьих, по каналу связи: на слуховые (звуковые), зрительные, зрительно-слуховые;
в-четвертых, по использованию техники: технические и нетехнические.
К основным средствам обучения следует относить те, которые входят компонентами в УМК, все другие, в него не входящие,— к вспомогательным. Правомерность такого разделения подкрепляется тем, что все средства обучения, входящие в УМК, указываются в Программе по иностранным языкам, а поэтому каждый из них важен и обязателен. К сожалению, УМК в полном составе практически не используются
Остановимся на некоторых из средств обучения и прежде всего на книге для учителя, в которой раскрывается: где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебно-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, почетвертное и поурочное планирование, приложение. Что касается распределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал, В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и долх-сен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на которой построен УМК. Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях,
Книга для учащихся (учебник) должна содержать все, что необходимо для достижения целей: тексты, упражнения, правила-инструкции, схемы, таблицы, иллюстрации, выполняющие различное дидактическое назначение, опоры для понимания, стимулы для высказывания и т. д. Она призвана обеспечивать самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время. С учебником учащийся работает больше всего, а поэтому он хорошо должен его знать: как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого предлагается на первом уроке независимо от класса проводить «путешествие по учебнику». Такое «путешествие» следует сопровождать сообщением учителя о том, чему они научатся в предстоящем году, что нового их ожидает в работе по английскому (немецкому, французскому, испанскому) языку, с какими другими компонентами они будут работать
-
Содержание ОИЯ. Задачи курса МПИЯ. Цели ОИЯ
Поделитесь с Вашими друзьями: |