ГАУ ДПОС «СОИРО»
Кафедра методики преподавания предметов
естественно-математического цикла
Старший преподаватель
Е.Е.Буренина
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
Найдется немного научных теорий, отношение к которым было бы столь эмоциональным, как к теории эволюции. Полтора столетия назад работы Чарльза Дарвина вызвали волну упреков и критики. И хотя сейчас уже ХХI век, ситуация не изменилась коренным образом. До сих пор в образовательных структурах разных стран периодически поднимается вопрос о запрещении упоминания теории Дарвина в школах, до сих пор обыватели с насмешкой задают вопрос: «Неужто и вправду человек произошел от обезьяны?» [1]
На протяжении многих лет вопросы происхождения и развития жизни на Земле будоражат умы человечества. И, к сожалению, столько людей весьма далеких от науки считают своим долгом опровергать теорию эволюции.
Выдающийся филолог А. А. Зализняк на церемонии вручения ему литературной премии имени Солженицына обратил внимание на то, что в наши дни, к сожалению, вышли из моды две старые, банальные идеи: 1. Истина существует, и целью науки является ее поиск; 2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант. Им сегодня противостоят новые, гораздо более модные положения: 1. Истины нет, есть множество мнений; 2. Ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. "Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке". Ложь вторгается с искажением пропорций, с перевертыванием порядка вещей с ног на голову. А распространение и закрепление этой лжи стимулируется опять же «психологической выгодностью» для принимающих ее: «Если все мнения равноправны, то я могу сесть и немедленно отправить и мое мнение в Интернет, не затрудняя себя многолетним учением и трудоемким знакомством с тем, что уже знают по данному поводу те, кто посвятил этому долгие годы исследования». [2]
У людей есть потребность в понимании происходящего вокруг них, и от ученых ждут ответов на ключевые вопросы об устройстве мироздания — но ответов простых, понятных и окончательных, не требующих чрезмерных интеллектуальных усилий. Информационный вакуум неизбежно заполняется псевдонаучными измышлениями, мифами и верованиями. Проблема усугубляется полным отсутствием материальной заинтересованности многих СМИ в достоверности сообщаемых ими сведений. В ситуации, когда статьи или телепередачи служат лишь броскими "прокладками" между блоками рекламы, любые шарлатанские бредни оказываются гораздо более ходовым и выгодным товаром, чем серьезная наука. Похоже, наука сама своими достижениями роет себе могилу: ведь чем успешнее деятельность ученых, тем сложнее научная картина мира и тем ниже конкурентоспособность науки на "свободном рынке информационных услуг".[3]
Конечно, имеющиеся на сегодняшний день доказательства эволюции являются настолько неопровержимыми и всеобъемлющими, что эволюция — это уже давно не "гипотеза" и не "теория", а твердо установленный научный факт. Отрицать его, оставаясь в рамках науки, сегодня невозможно. Однако, проводя уроки общей биологии, учителя часто сталкиваются с рядом «каверзных» суждений, почерпнутых нашими учениками из средств массовой информации, которые «опровергают учение Ч.Дарвина и теорию эволюции». Попробуем рассмотреть некоторые «эволюционные заблуждения» с точки зрения современной биологической науки:
Поделитесь с Вашими друзьями: |