Трудовое обучение объяснительная записка



Скачать 129,72 Kb.
Дата02.06.2016
Размер129,72 Kb.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах массовой общеобразовательной школы — воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. Основные за­дачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе: ов­ладение элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивание сельскохозяйственных растений, из­готовление полезных предметов для школы, ремонт учебно-на­глядных пособий; ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями.

Однако решению указанных задач препятствуют такие осо­бенности детей, как сниженная познавательная активность, недо­развитие эмоционально-волевой сферы, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, не­достаточная сформированность умственных действий, необходи­мых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при ре­шении учителем специфических задач, вытекающих из особен­ностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

Специфические задачи обучения труду направлены на кор­рекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Коррекционная направленность обучения предполагает рабо­ту по укреплению моторики рук, по развитию координации и Дифференциации движений пальцев, что способствует совершен­ствованию операционального компонента трудовой деятельности, включающего в себя двигательные трудовые приемы и операции. Значительное внимание уделяется развитию познавательных интересов учащихся в плане трудовой деятельности и их перво­начальной профессиональной ориентации.

Вопросом первостепенной важности становится выявление учителем на первых уроках по каждому разделу программы зна­ний, умений, навыков, приобретенных учащимися за время обуче­ния в общеобразовательной школе. Опора на эти данные, а так­же учет индивидуальных особенностей учащихся окажут сущест­венную помощь при планировании последующей работы в период первоначального обучения детей в специальных условиях, в том числе при организации индивидуально-коррекционных занятий.

В связи с неорганизованностью, импульсивностью большин­ства детей, неумением внимательно выслушивать инструкцию является необходимым поэтапная работа учащихся под руковод­ством учителя по принципу «делай, как я».

Развитию самостоятельности способствует постепенное сокра­щение «доз» помощи: от показа нужного приема (способа) ра­боты до повторной инструкции или только некоторой организа­ции деятельности ученика, привлечения его внимания. Рекомен­дуется выполнение заданий совместно с учителем и аналогич­ное — самостоятельно.

Решение поставленных задач курса «Трудовое обучение» осу­ществляется в процессе практической деятельности учащихся, направленной на изготовление изделий, используемых в качест­ве наглядных пособий, игрушек для воспитанников детского са­да, подарков для родителей. Содержание курса представлено программами различных видов труда (технический, сельско­хозяйственный труд, основы художественной обработки различ­ных материалов), в процессе выполнения которых школьники овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и сельскохозяйствен­ных работ по выращиванию растений. По каждому разделу программы дается примерный перечень практических работ и из­делий.

Значительное место в программе занимают работы с бумагой и картоном. При изготовлении различных изделий из бумаги учащиеся должны освоить многие технические навыки, озна­комиться с основными обработочными операциями, научиться экономно расходовать материал для заготовок. Выполнение работ способствует выработке у них привычки к измерению, разви­вает глазомер, совершенствует пространственные представления. Многие умения и навыки (обработочные, измерительные, органи­зационные, интеллектуальные), приобретаемые учащимися при усвоении данной темы, носят общетрудовой характер, переносят­ся на обработку иных материалов и имеют немаловажное значе­ние для овладения другими учебными предметами. Поэтому программу в каждом классе целесообразно начинать с раздела «Ра­бота с бумагой и картоном».

Ознакомление учащихся с элементами техники в разделе «Техническое моделирование» осуществляется в процессе сборки моделей машин и технических устройств из деталей «Конструк­тора». Этот вид труда развивает конструкторские способности, техническое мышление, пространственные представления. Учащиеся получают сведения о машинах, механизмах, рабочих про­фессиях.

На уроках по разделу «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (глина, пластилин, природ­ные материалы: соломка, хвоя сосны и ели, каштаны и др.). В процессе сбора природного материала и изготовления из него различных поделок расширяются и уточняются представления детей об окружающем мире. Работа с глиной и пластилином улучшает мелкую моторику мышц руки, развивает чувство про­порции, соразмерности деталей. При выборе объектов труда сле­дует руководствоваться местными особенностями (производствен­ным окружением, развитием художественных промыслов и т. п.), учитывать интересы учащихся и посильность работы.

На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся зна­комятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и не­сложные опыты (в школьных помещениях, теплице, открытом грунте). Этот вид труда планируется по сезонам (осенний, весен­ний). При планировании уроков по выращиванию растений не­обходимо соотносить их с курсом «Окружающий мир», так как это способствует более полному усвоению материала и закрепле­нию полученных знаний.

Программный материал по каждому из перечисленных раз­делов труда предоставляет большие возможности для развития мелкой моторики рук. Это и наклеивание деталей из бумаги, и работа с иглой и ножницами, и приемы сборки (разборки) моде­лей из деталей «Конструктора», и выполнение поделок из не­больших по размеру природных материалов, (крылатки ясеня, хвоя сосны и ели), и многие другие виды работ. Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев необходимо ис­пользовать и специальные тренировочные упражнения, которые могут проводиться во время физкультурной паузы или непосред­ственно перед осуществлением двигательного приема работы. Учащиеся нуждаются также в поэтапной помощи при обучении правильной хватке того или иного инструмента, при овладении (Определенным двигательным приемом труда — с тщательной от­работкой отдельных движений и многократным закреплением формируемых навыков работы.

Обучение планированию работы начинается с использования предметно-инструкционных карт (например, при изготовлении поделок из бумаги путем ее сгибания, при выполнении апплика­ционных работ и др.). По мере овладения навыком чтения пере­ходят к записи пунктов плана работы. Логическим продолже­нием работ с предметно-инструкционными картами является изготовление изделий по простейшим чертежам и графическому изображению последовательности трудовых действий.

При оценке успеваемости по труду следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков, но и уровень сформированности умственных действий учащихся: анализ образ­ца, планирование работы и др., степень их самостоятельности» осознанность выполнения работы.

В связи с ослабленностью процессов запоминания у детей этой категории и недостаточным осмыслением ими учебного материа­ла большое значение приобретает осуществление межпредмет­ных связей уроков труда с соответствующим материалом уроков математики, изобразительного искусства, ознакомления с окру­жающим миром и развития речи. Изучение одного и того же ма­териала в различных ситуациях содействует более осознанному, полному и прочному закреплению знаний, умений, навыков, при­влекает и поддерживает интерес учащихся.

Внешняя неорганизованность деятельности детей с ЗПР де­лает особо важной задачу строгого соблюдения учащимися пра­вил безопасности работы и гигиены труда. Использование инстру­ментов и сельскохозяйственного инвентаря должно соответство­вать возрастным особенностям учащихся.

Ниже предлагается программа курса «Трудовое обучение»:

для учащихся II класса—в связи с особыми задачами первого года коррекционного обучения детей с ЗПР — разработана спе­циальная программа; в III—IV классах используется программа общеобразовательной школы соответствующих классов с учетом основных положений коррекционной направленности обучения труду, которые изложены в данной объяснительной записке'.



ПРОГРАММА

11 класс (68 ч)2

Вводное занятие (1 ч). Значение труда в жизни людей. Уро­ки труда. Рабочее место, его организация и правила ухода за ним. Демонстрация поделок, изготовленных учащимися вторых классов предыдущих лет обучения.

' Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Фе­дерации. Начальные классы, I—III.—М.: Просвещение, 1994.

2 В том числе 7 ч отводится на изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах (изготовление дорожных знаков, игр, макетов и др.).




Технический труд (58 ч)

Обработка бумаги и картона (19 ч).

Изготовление изделий из бумаги путем сгибания, резания и склеивания (10 ч).
Примерный перечень изделий. Салфетки, набор­ная линейка, дидактический материал для уроков математики и родного языка (абак, наборное полотно), закладки для книг, елочные украшения и игрушки (гирлянды, снежинки и др.), кон­верт для мелких деталей.

Технико-технологические сведения. Бережное отношение к результатам труда, материалам и окружающей сре­де. Инструменты и приспособления: линейки, угольник, ножницы, гладилка, шаблоны, трафареты, кисточки для клея и красок, под­кладная доска. Приемы использования, правила хранения инст­рументов. Правила безопасности в работе и рациональной орга­низации труда. Виды бумаги и их назначение. Свойства бумаги:

прочность, отношение к влаге. Различение бумаги по толщине и цвету. Понятие обложки и страниц книги. Прямая линия, ее от­резок. Графическое изображение изделий. Понятие о развертке.

Практические работы. Упражнения в нанесении ли­ний на бумагу. Разметка с помощью линейки и угольника. Изме­рение по линейке с сантиметровой шкалой. Разрезание бумаги ножницами. Резание по следу сгиба, по намеченным прямым и кривым линиям. Резание квадрата по диагонали. Вырезывание из прямоугольников круглых и овальных форм (скругление уг­лов). Вырезывание предметов симметричной формы. Сгибание и склеивание.



Изготовление изделий способом аппликации (9 ч).

Примерный перечень изделий. Тематические ап­пликации для уроков по «Ознакомлению с окружающим миром» и «Развитию речи», различные аппликации («Домик», «Свето­фор», «Скворечник», «Ракета» и др.).

Технико-технологические сведения. Понятие об аппликации. Правила разметки бумаги по шаблонам и трафа­ретам различной конфигурации. Правила работы с ножницами. Правила работы с клеем и кисточкой, аккуратность в работе.

Практические работы. Выполнение аппликационных Работ. Упражнения в разрезании бумаги ножницами по размет­ке. Пространственная ориентировка на листе бумаги. Упражне­ния по развитию глазомера.



Техническое моделирование (14 ч)

Сборка из деталей конструктора моделей простых техниче­ских и транспортных устройств.

Примерный перечень изделий. Тележки грузовые разных типов, трактор, шлагбаум, весы и др.

Технико-технологические сведения. Транс­портные машины и простые технические устройства, их назначе­ние. Виды машин. Ознакомление с деталями металлического кон­структора. Названия и назначение основных деталей (полосы, пластины, плитки, уголки, колесо, ось), крепежных деталей (винт, шайба, гайка) и монтажных инструментов (гаечный ключ, от­вертка). «Правило винта». Два вида креплений — подвижное и неподвижное. Правила безопасности в работе.

Практические работы. Различение полос по количеству отверстий. Сборка и разборка простейших изделий — треугольника, прямоугольника. Подбор необходимых деталей и сборка моделей простых технических и транспортных устройств по образцу (затем по техническому рисунку и по словесному за­данию). Разборка моделей, укладка деталей на место.

Работа с тканью (8ч)

Примерный перечень изделий. Салфетка, заклад­ка, метка для одежды, тряпочка для стирания пыли, мела.

Технико-технологические сведения. Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта). Виды тканей растительного' происхождения: хлопчатобумажные (ситец, сатин, байка), льняные (полотно). Различение тканей по толщине, шероховатости, окраске, рисунку. Лицевая и изнаночная стороны. Нитки, их назначение: швейные, штопальные, для вышивания, для вязания. Различение ниток по толщине, прочности и цвету. Тесьма. Простейшие виды стежков и швов: «вперед иголку» (соединяющий) и «через край» (обметочный). Способы разметки ткани. Пуговицы, их различение по размеру расположению отверстий, назначению. Петли для пуговиц. Виды петель.

Инструменты и приспособления для работы. Ножницы, иглы, наперсток, булавки, швейный мел, сантиметровая лента. Правила хранения инструментов. Игольники. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

Практические работы. Подготовка к шитью: отмеривание нитки нужной длины, вдевание нитки в иголку. Завязыва­ние узелка. Разметка на ткани по линейке или шаблону. Приемы экономного раскроя. Приемы разрезания ткани ножницами. Приемы плетения из ниток и тесьмы. Плетение в три пряди «ко­сичкой». Пользование наперстком. Приемы сметывания деталей изделия. Обметывание краев деталей. Вытягивание нитей ткани, образование бахромы.

Простейший ремонт одежды. Пришивание вешалки, метки и пуговиц.



Основы художественной обработки различных материалов (16 ч)

Изготовление изделий из бумаги, ткани, природных материа­лов, пластилина.

Примерный перечень изделий. Коврик, поздрави­тельные открытки, елочные игрушки (бумага); салфетка, плато­чек для куклы (ткань); аппликации (бумага, ткань), игрушки из глины (пластилина): овощи, фрукты, грибы, посуда и др. Изде­лия из природных материалов и пластилина: ежик, черепаха. Из­делия из соломки: «Колосок», «Ромашка» и др.

Технико-технологические сведения. Природ­ные материалы (глина, желуди, листья деревьев, шишки, плоды липы и ясеня, хвоя сосны и ели, соломка, мох, скорлупа грецкого ореха). Инструменты и приспособления: стеки, ножницы, шило, тряпочка, баночка для воды. Основные свойства глины, пласти­лина. Приемы работы с глиной, пластилином. Приемы обработки природных материалов (прокалывание шилом). Способы соеди­нения частей изделия клеем, пластилином.

Практические работы. Подготовка материалов к ра­боте. Обработка природных материалов. Скатывание и расплю­щивание пластилина. Изготовление изделий по образцу, рисунку и собственному замыслу. Соблюдение правил безопасности тру­да и личной гигиены.

Сельскохозяйственный труд (10 ч) Осенние работы на учебно-опытном участке (3 ч).

Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с ин­вентарем: грабли, носилки. Требования к осенней обработке поч­вы. Правила сбора и хранения семян.

Экскурсия на учебно-опытный участок. Оз­накомление с учебно-опытным участком, сельскохозяйственными растениями, работой учащихся по их выращиванию. Сбор семян однолетних декоративных растении.

Практические работы. Сбор семян. Наблюдения за вскапыванием почвы старшеклассниками. Удаление остатков рас­тений и мусора, сгребание опавших листьев и веток. Соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.



Весенние работы (4 ч).

Подготовка семян к посеву: отбор семян, их замачивание и проращивание. Правила посева семян в грунт. Выращивание цветочно-декоративных и зернобобовых растений.

Практические работы. Посев семян в грунт: разравнивание грядок граблями, проведение бороздок по шнуру, полив, посев семян.

Уход за растениями: полив, рыхление почвы, удаление сорня­ков (прополка), установка опорных колышков.

Соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.

Уход за комнатными растениями в классе (3 ч).

Знакомство с видами комнатных растений, правила ухода за ними.

Практические работы. Уход за растениями: полив, удаление сухих листьев, пыли, рыхление почвы. Выращивание растений.

Опыты и наблюдения. Определение условий для рос­та растений: влага, тепло, свет.



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

название и назначение инструментов и приспособлений, обо­значенных в программе;

правила безопасности труда при работе ручными инструмен­тами;

свойства бумаги (прочность, отношение к влаге);

правила выполнения аппликационных работ;

назначение транспортных машин;

название и назначение деталей металлоконструктора и монтажных инструментов;

«правило винта»;

виды креплений;

профессии людей, занятых различным трудом;

основные свойства глины, пластилина;

природные материалы, используемые для поделок;

правила ухода за комнатными растениями.

Учащиеся должны уметь:

правильно организовать рабочее место, соблюдать на нем порядок в процессе работы и после ее окончания;

пользоваться инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе, применяя правильную хватку инструментов

анализировать образец по вопросам учителя и самостоятельно;

выполнять работу в нужной последовательности;

осуществлять поэтапный и итоговый самоконтроль;

составлять рассказ о выполненной работе;

выполнять аппликационные работы;

экономно производить разметку бумаги с помощью шаблонов, линейки, угольника; резать бумагу по намеченным прямым и кри­вым линиям;

размечать и резать ткань;

выполнять простейшие стежки и швы;

собирать макеты и модели из деталей набора типа «Конст­руктор-строитель»;

лепить предметы по образцу и собственному замыслу;

ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за их рос­том;

отбирать полноценные семена, производить их посев; опреде­лять по внешнему виду и семенам однолетние декоративные растения (2—З вида);

работать граблями;



соблюдать правила гигиены труда и безопасности в работе.
Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница