Карельский институт туризма – филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская международная академия туризма
Кафедра менеджмента и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________Э.Н. Павлова
«___» ______________ 2013г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
(Б.1. Б.5.)
Рекомендуется для направления подготовки
080200.62 – Менеджмент
Профили:
Менеджмент туризма
Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Петрозаводск 2013г.
Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)
составлен на основе:
Примерной программы дисциплины «Институциональная экономика», разработанной Кафедрой экономики и финансов НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б.1.Б.5.
разработчик:
Кашина Н.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туризма
принят
на заседании кафедры менеджмента и туризма
Протокол № _____ от __________2013г.
Зав. кафедрой ____________________ Н.М. Хуусконен
согласован
Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины.
-
Пояснительная записка
1.2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины.
1.3. Рабочая программа учебной дисциплины.
1.4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.
1.5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы обучения.
1.6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине.
1.7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине.
1.8. Рейтинговая система оценки знаний.
1.9. Глоссарий.
2. Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины.
Приложение 1. Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика».
-
Пояснительная записка
Данный УМК представляет собой совокупность нормативных и учебно-методических документов, которые определяют средства обучения и контроля, необходимых для качественной организации преподавания и изучения дисциплины «Институциональная экономика» студентами, обучающимися по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент в целях получения ими квалификации бакалавр.
Данный УМК учитывает общую идеологию современной системы высшего образования, предусматривает логически обоснованное и последовательное изложение учебного материала, использует современные методы интенсификации учебного процесса, формирует компетенции, позволяющие глубоко усваивать учебный материал и получать навыки по использованию его на практике. УМК основан на современном уровне знаний по институциональной экономике.
Целями дисциплины являются:
-
расширение представления студентов об альтернативных направлениях экономической теории;
-
овладение знаниями в области основного течения современной экономической теории - институционализма и его разновидностей;
-
изучение содержания и метода институциональной экономики;
-
изучение с позиций институционального подхода поведения людей в производстве, распределении, обмене, потреблении материальных и нематериальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики.
Для достижения поставленных целей в программе учебного курса «Институциональная экономика» решаются следующие задачи:
-
сформировать у студентов целостное представление о содержании, аналитическом инструментарии и направлениях развития институциональной экономики;
-
уметь применять институциональный подход к исследованию экономических процессов;
-
выработать у студентов практические навыки самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода;
-
закрепить теоретические знания и практические навыки студентов в процессе семинаров, практических занятий и самостоятельной работы
Реализация в ходе обучения этих и ряда других задач призвано способствовать критическому осмыслению студентами ранее пройденного материала, углубить их представления об экономике как сложной системе.
Дисциплина «Институциональная экономика» является инновационной и базируется на знаниях, полученных студентами в рамках следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Правоведение», «Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика)», «Социология»; сопутствующей является дисциплина «Мировая экономика», последующей – «Финансовый менеджмент».
В процессе преподавания курса используется лекционная и семинарская форма аудиторных занятий. Представлена основная и дополнительная литература, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы и подготовки курсовых работ. Теоретический материал закрепляется на семинарских занятиях, в ходе которых студенты приобретают навыки самостоятельной постановки проблем и их решения методами институционального анализа.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных:
-
знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
-
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
профессиональных:
-
способность к экономическому образу мышления (ПК-26);
-
способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
основные понятия и концепции институциональной теории;
-
модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;
-
текущие тенденции развития институционального анализа;
-
сложность и многообразие процессов, происходящих в глобальном мире.
Уметь:
-
применять полученные знания при анализе теории и практики проблем экономики и управления;
-
использовать современные методы институционального исследования хозяйственной практики;
-
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
-
использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);
-
использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;
-
находить эффективные организационно- управленческие решения.
Владеть:
-
инструментами институционального анализа;
-
навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
-
современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро-и макроуровне;
-
экономическими методами анализа поведения экономических агентов, собственников ресурсов и государства.
2. Примерная (типовая) программа по институциональной экономике, разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Примерная программа учебной дисциплины «Институциональная экономика», разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, носит рекомендательный характер.
3. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание. Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и туризма.
4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Эффективному решению образовательных задач способствуют адекватный отбор педагогических средств, методов обучения, способов учебной деятельности. В дидактике под методами обучения понимаются способы целенаправленной, организованной познавательной деятельности обучающихся.
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепления и контроль.
Отбор методов осуществлялся по следующим основаниям:
-
соответствие современным представлениям о целях, содержании образования;
-
соответствие методов обучения современным методам познания реальной действительности;
-
отражение в методике способов мышления человека;
-
связь методов обучения с содержанием учебного материала.
Методы должны способствовать реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции, стимулировать познавательные интересы, мотивы учения; они должны быть научными, доступными, способствовать результативности обучения.
Для достижения заданных уровней обученности по дисциплине и формирования заявленных компетенций необходим отбор педагогически целесообразных методов.
К словесным методам обучения относятся: лекция, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Положительные стороны лекционной формы обучения: возможность охватить ею большую аудиторию, передать в сжатом виде значительный круг знаний, экономичность, приучение аудитории через мысль лектора к логическому развитию мысли и через его речь – к правильному построению речи студентов, эмоциональное воздействие на аудиторию.
Однако традиционной лекции присущи определенные недостатки. Она ориентируется на слуховой тип восприятия и памяти. Ограниченность, монотонность ведут к быстрому утомлению аудитории. Лекции как способу изложения свойственны догматизм, авторитарность, безапелляционность, с одной стороны, и пассивное восприятие ее аудиторией, лишенной самодеятельности, с другой. Сравнительно трудно для лектора следить за реакцией аудитории, за усвоением ею содержания лекции, что вызывает разрыв контакта между лектором и аудиторией. Лекционное обучение не может воспитывать у аудитории практических навыков. В стандартах третьего поколения по дисциплине «Институциональная экономика» изменилось пропорциональное соотношение между лекционными и семинарскими видами занятий в пользу последних. Лекция перестала быть доминирующим видом занятий, однако в некоторых случаях её применение требуется образовательной ситуацией: а) когда вопрос не может быть активно проработан самой аудиторией вследствие его сложности; б) когда он настолько ясен и доступен аудитории, что его следует пройти в лекционной форме для экономии времени.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением модульного обучения по крупным темам и разделам. Традиционная лекция претерпевает определенные трансформации, и актуализированными оказываются нетрадиционные формы проведения лекций (см. раздел 5 «Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения»).
Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Через практические методы решаются не только задачи формирования учений и навыков, но и задачи познания.
Одним из основных видов практических занятий в современной высшей школе по социально-гуманитарным дисциплинам является семинар. При проведении семинарского занятия необходимо развивать творческую самостоятельность студентов, укреплять их интерес к науке и научным исследованиям. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов. В отечественной высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.
Рекомендуется использовать такой тип, как протосеминар. Просеминар, как показывает само название, – занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Подобные занятия проводятся на первом курсе с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы студентов с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к изложению научных проблем.
Второй этап работы в просеминаре – подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара, заключение по содержанию семинара руководителя. Тема семинара определяется преподавателем заранее. Она может совпадать с темой ранее проведенной лекции или быть посвящена теме, расширяющей лекционный материал. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками (слушателями) с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, презентаций, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением. Подготовка к семинару является обязательной.
Цель такой формы обучения – закрепить пройденный материал, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.
Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
-
беспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
-
учить умению аргументирование излагать научный материал;
-
формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
-
отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;
-
оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
-
информационная - изложение системы знаний;
-
мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
-
ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
-
воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
Виды лекций многообразны: вводные лекции; основные, излагающие систематически данную дисциплину; обзорные; заключительные; установочные; проблемные; лекции дискуссионного характера и др.
Элементы лекции. К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.
Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
-
формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны степени изученности и цели лекции;
-
изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
-
характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
-
ретроспекция - напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции,
Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.
Анализ качества лекции предполагает сценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.
Критерии оценки содержания лекции:
-
соответствие темы содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
-
научность, соответствие современному уровню развития науки;
-
точность используемой научной терминологии;
-
информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
-
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
-
связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
-
соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).
Критерии оценки методики чтения лекции:
-
дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
-
структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
-
акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
-
рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);
-
логичность, доказательность и аргументированность изложения;
-
ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
-
соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов;
-
использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение
-
итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
-
использование записей на доске, наглядных пособий;
-
использование раздаточного материала на лекции;
-
использование технических средств обучения.
Критерии оценки организации лекции:
-
соответствие лекции учебному расписанию;
-
четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
-
четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);
-
посещаемость лекции студентами;
-
дисциплина на лекции;
-
рациональное распределение времени на лекции;
-
соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
-
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
-
осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций
-
оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);
-
просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);
-
использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
-
разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
-
согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
-
знание предмета; убежденность;
-
эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
-
степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
-
культура речи;
-
речевые данные, дикция;
-
внешний вид;
-
манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
-
контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
-
отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
-
отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
Поделитесь с Вашими друзьями: |