ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В г.КАЛИНИНГРАДЕ
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Специальность: 030301.65 (020400) – Психология
Калининград
2010
Конфликтология: Учебно-методический комплекс/
Автор-составитель: Черняева Т.Н., Калининград, 2010.
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,
протокол № 1 от 26.08.10.
УМК утвержден на заседании Совета филиала,
протокол №1 от 07.09.2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.
Существует логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины с дисциплинами цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, культура и межкультурные взаимодействия в современном мире); цикла дисциплин направления (общая и экспериментальная психология, теории обучения и воспитания, психология развития, практикум по общей и экспериментальной психологии, психотерапия и психологическое консультирование, социальная психология).
Цель курса состоит в обеспечении будущих психологов теоретической и практической готовностью к научно обоснованной организации профессиональной деятельности, к решению таких современных проблем как использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, выявлению способов и условий эффективного управления конфликтными процессами.
Достижение данной цели невозможно без обеспечения достаточного научного представления о конфликтологии.
Задачи дисциплины «Конфликтология» :
-
дать прочные теоретические знания о конфликтах и конфликтных процессах как одной из составляющих профессиональной педагогической деятельности;
-
познакомить с типологией педагогических конфликтов;
-
сформировать понятие о причинах конфликтов в сфере образования;
-
раскрыть специфику динамики педагогических конфликтов;
-
дать понятие об условиях эффективного управления конфликтными процессами;
-
сформировать умения, способствующие решению вероятностных профессионально-конфликтологических задач по управлению конфликтами;
-
сформировать умения по организации просвещения и оказанию практической помощи субъектам конфликта;
-
сформировать профессионально важные качества (гибкость мышления, конструктивная мотивация конфликта, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, способность к эмпатии).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- закономерности общения как процесса коммуникации, социального взаимодействия и взаимного восприятия людей;
- закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также особенности группового поведения и отношений между его субъектами: индивидами, группами и обществом;
- периодизацию возрастного развития, особенности развития психики в разных возрастных периодах; сензитивные периоды развития личности и присущие им особенности поведения индивида в группе;
- сущность, структуру, динамику конфликта, функции конфликта;
- психологические составляющие конфликта (мотивацию, конфликтные свойства индивидуальности);
- типологию педагогических конфликтов, причины конфликтов;
- стратегии разрешения, способы и условия эффективного управления конфликтными процессами.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- дифференцировать и выделять признаки наблюдаемых явлений в поведении индивида;
- решать вероятностные профессионально-конфликтологические задачи:
- по диагностике конфликта;
- по прогнозированию конфликта;
- по предупреждению конфликта;
- по стимулированию конструктивных конфликтов;
- по оказанию практической помощи участникам конфликта.
В результате освоения дисциплины студент должен владеть:
- основными приёмами диагностики, профилактики, разрешения конфликтов;
- современными образовательными технологиями, способами организации учебно-воспитательной деятельности;
- способами саморазвития и самосовершенствования как профессионала;
- навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности;
- приёмами подготовки и проведения практических занятий.
Виды занятий и методы обучения
Общее количество часов – 100.
Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 8 часов. Практические занятия организуются в группе. Общий объем практических занятий – 4 часа. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады и т.д.
На практических занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос.
Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании контрольных работ. Объем самостоятельной работы – 88 часов.
Формы контроля. Итоговой формой контроля, учебным планом предусмотрен экзамен. Студенты заочного отделения выполняют также и контрольную работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Темы |
Количество аудиторных часов
|
Всего
|
в том числе
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
Самост. работа
|
1.
|
Введение. Общие вопросы
конфликтологии
|
16
|
2
|
|
14
|
2.
|
Типология и причины конфликтов
|
16
|
2
|
|
14
|
3.
|
Динамика конфликта
|
16
|
|
|
16
|
4.
|
Управление конфликтом
|
18
|
2
|
2
|
14
|
5.
|
Возможности
конфликтных ситуаций и конфликтов
|
18
|
2
|
|
16
|
6.
|
Конфликтологическое просвещение
образовательных учреждениях
|
16
|
|
2
|
14
|
|
ИТОГО
|
100
|
8
|
4
|
88
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Общие вопросы конфликтологии
Конфликтология как научное направление. Основные категории конфликтологии. Сущность конфликта. Функции конфликта. Общение.
Тема 2. Типология и причины конфликтов
Классификации конфликтов. Общие подходы к классификации конфликтов. Классификация конфликтов в зависимости от участвующих сторон. Классификация М.М. Рыбаковой. Классификация Н.В. Самоукиной. Классификация В.И. Журавлева. Внутриличностные конфликты. Объективные причины конфликтов. Понятие об объективных и субъективных причинах конфликтов. Объективные конфликтогены. Общие причины конфликтов. Специфические причины конфликтов между разными категориями людей. Субъективные причины конфликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов.
Тема 3. Динамика конфликта
Динамика конфликта. Начало и окончание конфликта. Основные этапы конфликта. Эскалация конфликта. Завершение конфликта. Длительность конфликтов.
Тема 4. Управление конфликтом
Сущность управления конфликтом. Стили конфликтного поведения. Соперничество, сотрудничество, компромисс, уход, приспособление. Выбор оптимального стиля конфликтного поведения в различных ситуациях профессионально-педагогической деятельности. Диагностика и прогнозирование конфликта. Цели и содержание диагностики конфликта. Методы диагностики конфликта. Картография конфликта: сущность, этапы, функции. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента. Психология конструктивной критики. Конфликт и стресс. Сущность стресса. Виды психологической защиты. Нормализация стресса. Методы эмоциональной саморегуляции в конфликте. Психотехнические приемы снятия напряжения. Разрешение конфликтов. Способы завершения конфликтов. Технологии разрешения конфликтов. Методика проведения конструктивного спора, полемики. Игровые технологии разрешения конфликтов.
Тема 5. Возможности конфликтных ситуаций и конфликтов
Возможности конфликтных ситуаций и конфликтов. Способы и приемы моделирования конфликтных ситуаций для достижения учебно-воспитательных целей. Использование интерактивных методов как одного из способов моделирования конфликта.
Тема 6. Предупреждение конфликтов. Конфликтологическое просвещение
Предупреждение конфликтов. Формы и методы конфликтологического просвещения. Формирование саногенного мышления как условие предупреждения личностных конфликтов. Общение: приемы организации эффективного общения. Ориентация на конструктивное поведение в конфликте. Обучение навыкам конструктивного поведения в конфликте.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1.
Тема: Разрешение конфликтов. Дискуссия, работа в микрогруппах
Вопросы к занятию:
1. Способы завершения конфликтов.
2. Технологии переговорного процесса.
3. Участие третьей стороны в разрешении конфликтов (медиация).
Литература
1.Бударина, А.О. Бостанжи А.П. Тренинг преодоления межкультурных конфликтов: учеб. пособие.; Рос. гос. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
2.Харханова Г.С. Педагогическая конфликтология: Практическое пособие. Калининград, 2003.
Практическое занятие 2.
Тема: Предупреждение конфликтов. Дискуссия, работа в микрогруппах
Вопросы к занятию
1.Коррекционно-развивающая работа как условие профилактики конфликтов
2. Формирование саногенного мышления как условие предупреждения личностных конфликтов с окружающими
3. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней.
4.Способы и приемы воздействия на поведение личности
Литература
1.Бударина, А.О. Бостанжи А.П. Тренинг преодоления межкультурных конфликтов: учеб. пособие.; Рос. гос. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
2.Харханова Г.С. Педагогическая конфликтология: Практическое пособие. Калининград, 2003.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п
|
Тема
|
Задания
|
Кол-во
часов
|
Вид
контроля
|
1.
|
Введение. Общие вопросы конфликтологии
|
Конфликтология как научное направление. Основные категории конфликтологии. Сущность конфликта. Функции конфликта. Общение.
|
14
|
Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы.
Конспектирова-
ние темы.
|
2.
|
Типология и причины конфликтов
|
Общие подходы к классификации кон -фликтов. Классифи -кация М.М. Рыбаковой, Самоуки ной, В.И. Журавлева. Внутрилич ностные конфликты. Объектив ные причины конфликтов. Понятие об объективных и субъективных причи- нах конфликтов. Объективные конфлик тогены. Общие причи -ны конфликтов. Субъек тивные причины кон- фликтов. Социально-психологические причины конфликтов. Личностные причины конфликтов.
|
14
|
Изучение учебной,
справочной, научно-методической литературы.
Конспектиро-
вание темы.
Подготовка к практическому занятию
|
3.
|
Динамика конфликта
|
Динамика конфликта. Начало и окончание конфликта. Основные этапы конфликта. Эскалация конфликта. Завершение конфликта. Длительность конфликтов.
|
16
|
Изучение учебной,
справочной, научно-методической литературы.
Конспектиро-
вание темы.
Практическое занятие
|
4.
|
Управление конфликтом
|
Сущность управления конфликтом. Стратегии
разрешения конфлик –тов: соперничество, сотрудничество, ком -промисс, уход, приспо -собление. Диагностика и прогнозирование конфликта. Цели и содержание диагно стики конфликта. Методы диагностики конфликта. Карто графия конфликта: сущность, этапы, функции. Предупре -ждение конфликтов. Общение: приемы организации эффек -тивного общения. Формирование саноген ного мышления как условие предупреж -дения личностных конфликтов. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней. Сущность стресса. Виды психологической защиты. Методы эмо -циональной саморегу- ляции в конфликте. Разрешение конфлик -тов. Методика проведения конструк -тивного спора, поле -мики. Игровые технологии разрешения конфликтов.
|
14
|
Изучение учебной,
справочной, научно-методической литературы.
Конспектирова
ние темы.
|
5.
|
Возможности конфликтных ситуаций и конфликтов
|
Возможности конфликтных ситуаций и конфликтов. Способы и приемы моделирова- ния конфликтных ситуа ций для достижения учебно-воспитательных целей. Использование интерактивных методов как одного из способов моделирования конфликта.
|
16
|
Изучение учебной,
справочной, научно-методической литературы.
Конспектиро
вание темы.
Подготовка к практическому занятию
|
6.
|
Предупреждение
Конфликтов. Конфликтологическое просвещение
|
Предупреждение конфликтов. Формы и методы конфликтологи ческого просвещения. Формирование саноген ного мышления как условие предупреж -дения личностных конфликтов. Общение: приемы организации эффективного обще -ния. Ориентация на конструктивное поведение в конфликте. Обучение навыкам конструктивного поведения в конфликте.
|
14
|
Изучение учебной,
справочной, научно-методической литературы.
Конспектиро
вание темы.
Практическое занятие
|
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с квалификационными требованиями к подготовке психологов в программе раскрываются задачи, содержание и методы конфликтологии, её категориальный аппарат.
Кроме основных форм (лекции, практические занятия) целесообразно использование ресурсов сети Интернет (обращение к электронным каталогам библиотек и электронным библиотекам, образовательным сайтам).
Ориентация студентов на работу с материалами сети «Интернет» при условии критического отношения к содержанию информации. Необходима подготовка и представление студентами домашних заданий, индивидуальных заданий для самостоятельной работы в электронном виде. Возможно использование компьютера при подготовке текстов лекций, контрольных работ, тестов.
Перечень наиболее часто используемых интернет-ресурсов:
htth: //gorod.org.ru- социологическая клуб "Город";
htth: //ihtik.lib.ru- библиотека "Ихтика";
htth: //oim.ru- "Образование: исследовано в мире";
htth: //philosophy.ru/library- библиотека Института Философии РАН;
htth: //psylib.ukrweb.net/books- библиотека PSYLIB;
htth: //vehi.net- библиотека "Вехи";
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
-
Основные проблемы современного этапа развития отечественной конфликтологии
-
Особенности конфликтов
-
Значение, предмет и задачи российской педагогической конфликтологии
-
Сущность и структура конфликта
-
Мотивация конфликта
-
Методологические принципы исследования конфликтов
-
Объективные факторы возникновения конфликта
-
Организация эффективного общения
-
Структура педагогического общения
-
Классификация конфликтов
-
Понятие конфликтоген. Виды конфликтогенов.
-
Личностные причины конфликтов
-
Внутриличностный конфликт
-
Динамика конфликта
-
Пассивные конфликтные стратегии: игнорирование (уход), приспособление.
-
Активные конфликтные стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс
-
Методы управления конфликтами
-
Основные качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
-
Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
-
Социально-психологические условия профилактики конфликтов
-
Способы управления эмоциональными конфликтными состояниями
-
Понятие конфликтоустойчивости человека
-
Влияние здоровья человека на стресс и конфликтность
-
Методы разрешения конфликтов
-
Факторы, определяющие условия завершения конфликта
-
Периоды и этапы переговорного процесса
-
Алгоритм конструктивного завершения конфликта
-
Методы профилактики конфликтов.
-
Способы и средства обучения навыкам поведения в конфликте
-
Основные качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
-
Педагогическая конфликтология как научное направление
-
Основные категории педагогической конфликтологии.
-
Сущностная характеристика конфликта
-
Типология и виды конфликтов
-
Объективные и субъективные причины конфликтов
-
Динамика конфликта
-
Сущность управления конфликтом
-
Диагностика и прогнозирование конфликта
-
Предупреждение конфликтов
-
Конфликт и стресс.
-
Стимулирование конструктивных конфликтов
-
Стратегии разрешения конфликтов
-
Организация конфликтологического просвещения в образовательных учреждениях
-
Обучение навыкам поведения в конфликте
-
Методы эмоциональной саморегуляции в конфликте.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы. Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Конфликтология» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.
Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.
Объем контрольной работы – 10 – 12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Контрольная работа предполагает составление плана из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности.
После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.
В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.
В приложении к работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.)Изучив литературу и материалы практики, студент приступает к составлению плана. План предусматривает перечень основных вопросов (3-4). Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания по психологии.
Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.
Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по курсу «Конфликтология» допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
-
Анцупов, А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов/ А. Я. Анцупов, - 3-е изд. - М. ; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2007, 2008.
-
Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для студ. вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
-
Бударина, А.О. Бостанжи А.П. Тренинг преодоления межкультурных конфликтов: учеб. пособие.; Рос. гос. ун-т им. И. Канта. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
-
Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. Вузов. - М.: Гардарики, 2000, 2001, 2002.
-
Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
-
Харханова, Г.С. Педагогическая конфликтология: Практич.пособие. КГУ. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
Дополнительная:
-
Васильева Т.Н. Саногенное мышление учителя, ученика. Кал-д, 2000.
-
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.
-
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2001.
-
Дринка З.З., Харханова Г.С. Сборник задач по педагогической конфликтологии. Методическое пособие. Кал-д, КОИПКиПРО, 2000.
-
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Психологический практикум. Дубна, 2000.
-
Селье Г. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас. М., 1992.
-
Харханова Г. С. Возможности конфликтной ситуации как метод питания //Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе. Кал-д, 2000.
-
Харханова Г.С. Педагогическая конфликтология: Практическое пособие. Калининград, 2003.
-
Школьная психодиагностика и конфликтология: Методическое пособие /Калининград. ун-т, сост. Л. В. Сгурская, Г. С. Харханова. Кал-д, 2000.
Поделитесь с Вашими друзьями: |