МВД России
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«ЕЛАБУЖСКОЕ суворовское военное училище МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФГКОУ ЕСВУ МВД России)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Елабужское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Обсуждена и одобрена на заседании педагогического совета ЕСВУ МВД России (протокол от 28 августа 2015 года № 10) с изменениями обсужденными и одобренными на заседании педагогического совета ЕСВУ МВД России (протокол от 28 декабря 2015 года № 2)
Утверждена приказом училища № 146 от 28.08.2015 г.
с изменениями, утвержденными приказом училища № 232 от 30.12.2015 г.
Елабуга, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
II. Содержательный раздел:
2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
2.2. Планируемые предметные результаты и содержание по учебным предметам
2.3. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов (список утвержденных рабочих программ по предметам) – Приложение № 2
2.4. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план среднего общего образования,
3.2. Календарный учебный график
3.3. План внеурочной деятельности;
3.4. Система условий реализации образовательной программы среднего общего образования;
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Основная образовательная программа федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Елабужское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» имеет цель всестороннего интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития личности, а также подготовку несовершеннолетних граждан к поступлению в образовательные организации высшего профессионального образования МВД России и службе в органах внутренних дел.
Разработана на основе:
-
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральной целевой программы развития образования Российской Федерации на 2011 - 2015 годы;
-
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
-
Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее - СанПин 2.4.2.2821-10)
-
Устава федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Елабужское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 391 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Елабужское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
-
Локальных нормативных актов Училища.
Данная образовательная программа является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования для обучающихся Училища. Училище реализует основное общее и среднее общее образование.
3. На уровне среднего общего образования в Училище реализуются следующие общеобразовательные программы:
а) среднего общего образования (10-11 класс);
б) дополнительные образовательные программы, имеющие цель всестороннего интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития личности, а также подготовку несовершеннолетних граждан к поступлению в образовательные организации высшего образования МВД России.
Образовательная программа является обязательным нормативным документом и определяет содержание образования в полном соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования с целью реализации гарантий прав и удовлетворения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в получении доступного и качественного общего образования.
Стратегическая цель образовательной программы: проектирование профессиональной ориентации и самоопределения суворовцев к поступлению в образовательные организации высшего образования МВД России и службе в органах внутренних дел.
Тактические цели образовательной программы:
обеспечение доступности для суворовцев получения полноценного образования (в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями);
создание условий для успешной социализации выпускников с учетом реальных потребностей МВД России.
Задачи образовательной программы:
удовлетворить образовательные потребности выпускников в получении среднего общего образования;
способствовать установлению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и потребностями;
обеспечить углубленное изучение предметов, способствующих успешной социальной адаптации суворовцев;
создать условия для дифференциации содержания обучения;
создать блок дополнительного образования как одного из элементов непрерывного обучения;
расширить возможности социализации суворовцев, обеспечив преемственность между общим и профессиональным образованием;
более эффективно готовить выпускников училища к освоению программ высшего профессионального образования в ВУЗах МВД России.
Образовательная программа направлена на взаимопонимание и сотрудничество между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирует и развивает его личность в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
В своей работе Училище использует примерные государственные образовательные программы для общеобразовательных организаций, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, а также программы по основам начальной профессиональной подготовке и начальной профессиональной подготовке. Все рабочие программы преподавателей по предметам учебного плана составлены с учетом примерных программ и государственных стандартов, имеют рецензии, рассмотрены на заседаниях педагогического совета и утверждены начальником Училища.
Замкнутость образовательного пространства, закрытость специализированных военно-учебных учреждений, неизменность целей, задач обучения, выбранных технологий, методов обучения были, как преимуществом, так и недостатком суворовских военных училищ на различных этапах развития.
Коренные изменения в жизни общества вызывают значительные изменения в образовании. Так, Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2011 - 2015 годы1 предусматривает:
а) использование современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися коммуникативных компетентностей;
б) оценку качества образования на основе информационной открытости образовательных учреждений;
в) профильное обучение при усилении акцента социализации, развитие способностей и компетентностей; возможность построения индивидуальных траекторий при методическом и технологическом их обеспечении;
Значительные изменения в обществе и российском образовании вызывают трансформацию на основе инноваций в образовательной деятельности суворовских военных училищ: совершенствуются педагогические технологии, информационные ресурсы, повышаются запросы обучающихся в разнообразии предоставляемых образовательных услуг и возможности выбора специальности и образования по окончании Училища.
Анализ современной образовательной ситуации в суворовских военных училищах МВД России определяет необходимость:
а) разработки новой кадровой политики, структурных подразделений (методическое объединение воспитателей, информационно-аналитический центр и др.); развития новых управленческих связей и отношений; необходимости сотрудничества с учеными, вузами для научно-методического сопровождения образовательного процесса;
б) обновления содержания образования; разработки содержания образовательного компонента Училища; расширения возможностей профильного обучения;
в) использования деятельностных педагогических технологий: проблемно-исследовательских, проектных, блочно-модульных, продуктивных, информационно-коммуникативных технологий;
г) развития учебно-материальной базы образовательных учреждений.
Данные факторы требуют создания новых структур, которые смогут осуществлять деятельность по инновационным направлениям: творческих коллективов, проблемных групп.
Требует обновления и развития направление методической работы, привлечение представителей науки к научно-методическому сопровождению образовательного процесса.
Таким образом, новая концепция кадровой политики, материально-техническое и информационно-образовательное обеспечение образовательного пространства, инновационная деятельность педагогического коллектива, в целом, способны обеспечить личностное и социальное развитие каждого обучающегося и преподавателя.
Содержание образования определяется настоящей образовательной программой, учебным планом Училища, общеобразовательными рабочими программами, календарным учебным графиком (приложение № 1), расписанием занятий и направлено на обеспечение становления здоровой, социально активной, творческой личности с высоким уровнем культуры, способной адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим условиям.
Рабочие программы учебных предметов являются неотъемлемой частью настоящей программы.
Образовательные программы реализуются через учебники, указанные в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования
В результате освоения содержания среднего общего образования обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации обучающихся.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: "Что произойдет, если..."). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования в ВУЗах МВД России и будущей профессиональной деятельности.
Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:
а) обучающихся – в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к учебному предмету и программам обучения, обеспечивающим личностное развитие и дальнейшее профессиональное самоопределение;
б) родителей – в предоставлении качественного образования, создании условий для максимального развития физического, духовного, умственного потенциала детей;
г) образовательных организаций высшего образования МВД России – в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития;
д) общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности и воспитание молодого поколения специалистов, способных к продуктивной творческой деятельности в различных сферах жизни.
Показателями решения задач должны стать:
результаты успеваемости за год;
результаты ГИА (ЕГЭ);
увеличение количества, поступивших в образовательные организации высшего образования МВД России
расширение образовательного пространства; развитие профилей обучения;
участие в олимпиадах, творческих конкурсах, проектах; успешная социализация личности; состояние здоровья;
целостность образовательного процесса: интеграция основного и дополнительного образования.
Выпускник Елабужского суворовского военного училища МВД России должен обладать ключевыми компетенциями, которые позволили бы ему свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. К ним относятся следующие компетенции:
Умение изучать:
а) умение извлекать пользу из опыта;
б) организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
в) организовать свои собственные приемы обучения;
г) уметь решать проблемы;
д) самостоятельно заниматься своим обучением.
Умение искать:
а) запрашивать различные базы данных;
б) опрашивать окружение;
в) консультироваться у эксперта;
г) получать информацию;
д) уметь работать с документами и классифицировать их.
Умение думать:
а) организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
б) критически относиться к тому или иному аспекту развития нашего общества;
в) уметь противостоять неуверенности и сложности;
г) занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
д) видеть важность политического и экономического окружения, в котором происходит обучение и работа;
е) оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а так же с окружающей средой;
ж) оценивать произведения искусства и литературы.
Уметь сотрудничать:
а) уметь сотрудничать, работать в группе;
б) принимать решения;
в) улаживать разногласия и конфликты;
г) уметь договариваться.
Умение приниматься за дело:
а) включаться в проект;
б) нести ответственность;
в) войти в группу или коллектив и внести свой вклад;
г) доказать солидарность;
д) уметь организовать свою работу;
е) уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Уметь адаптироваться:
а) уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
б) доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;
в) показать стойкость перед трудностями;
г) уметь находить новые решения.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования.
1.3.1. Общие положения
Система оценки достижения планируемых результатов (далее – Система оценки) является инструментом освоения основной образовательной программы среднего общего образования и направлена на обеспечение качества образования в училище.
Основными функциями Системы оценки являются:
-
ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования;
-
обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности училища и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.
Основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования:
-
предметных
-
метапредметных
-
личностных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
В оценке индивидуальных образовательных достижений педагогами училища используется «метод сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения обучающихся с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации:
-
представляют собой результаты внутриучилищного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
-
отражают динамику формирования их способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач и самостоятельного выполнения проектной деятельности.
Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, необходимых для продолжения образования в образовательных организациях высшего профессионального образования. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется внешними органами, и является внешней оценкой.
Особенностями Системы оценки в училище являются:
-
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
-
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
-
уточнение и освоение содержательной и критериальной базы оценивания путем вовлечения педагогов и обучающихся в осознанную текущую оценочную деятельность, которая согласовывается с внешней оценкой;
-
оценка успешности обучающихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
-
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
-
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
-
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
-
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
1.3.2. Организация и содержание промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация представляет собой результаты внутриучилищного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Промежуточная аттестация включает в себя:
-
оценку уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
-
оценку динамики формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Система внутриучилищного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся включает в себя:
-
стартовую диагностику;
-
текущую диагностику предметной и метапредметной обученности;
-
оценку уровня сформированности личностных результатов образования;
-
итоговую оценку предметной обученности.
Внутриучилищный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым преподавателем, психологом и фиксируется с помощью классных журналов, портфолио, на бумажных и электронных носителях.
Оценка личностных результатов образования.
Поделитесь с Вашими друзьями: |