В. В. Иночкин Методика оценки социально-психологического климата в коллективе библиотеки



Pdf просмотр
страница1/6
Дата22.04.2021
Размер1,37 Mb.
#121995
  1   2   3   4   5   6


УДК 023
В. В. Иночкин
Методика оценки социально-психологического климата
в коллективе библиотеки
Раскрыта дефиниция понятия социально-психологический климат. Рассмотрены социально-
психологические факторы руководства коллективом библиотеки, методики оценки
характеристик и качеств социально-психологического климата.
В проблематике теории и практики менеджмента заметное место занимают вопросы социальной психологии управления, объект которой – трудовые коллективы, а предмет – социально-психологическая сторона многообразия управленческих отношений. В то же время до сих пор практически неразработанными, несмотря на их актуальность и значимость, остаются вопросы психологических основ управления библиотечными коллективами.
Широкое понятие
коллектив
относится и к любому официально организованному объединению людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности.
Помимо формальной структуры коллектива, определяемой технологическим разделением труда, официальными правами и обязанностями каждого члена, существует спонтанно сложившаяся совокупность реальных отношений. Обычно в их основе лежат психологические факторы – потребность в общении, сходство интересов, симпатии и антипатии, склонность к доминированию и др. Следовательно, судить о степени эффективности руководства коллективом можно только при обязательном учете как результатов деятельности, так и показателей психологической удовлетворенности трудом, межличностными отношениями.
В качестве интегральных психологических показателей коллективной деятельности чаще всего используют характеристики социально-психологического климата. В этом значении используют также понятия
психологический климат, морально-психологический климат, эмоциональный климат, моральный климат,
организационный климат.
В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях.
В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов. Значительно меньше конкретных разработок, направленных на совершенствование климата в коллективе.
В самом общем значении социально-психологический климат можно определить как состояние коллективной психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности библиотеки. Это состояние представляет собой своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений сотрудников. Все это – отдельные элементы социально-психологического климата. Отметим также, что состояния коллективной психики характеризуются различной степенью осознанности.
Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных воздействий, разделяемых на факторы макросреды и микросреды.
Макросреда – широкое социальное пространство, окружение, в котором осуществляет свою жизнедеятельность та или иная библиотека. Сюда входят, прежде всего, кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны. Действительно, сколько перемен в социальном и психологическом взаимодействии библиотекарей вызвал переход к рыночной экономике! С одной стороны, открывшиеся возможности дополнительных доходов, связанные с развитием коммерческой деятельности, рождают инициативу, уверенность, хорошее настроение в коллективе. В то же время, в новых условиях из социально-психологического климата, в известной мере, вымываются такие понятия, как
духовность,
порядочность, взаимовыручка,
что, конечно, не способствует его оптимизации.
К факторам макросреды относится также уровень развития материального и духовного производства,



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница