Виртуальная социальная коммуникация: социально-онтологические условия существования



страница1/8
Дата28.02.2016
Размер1,46 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

ЛЕУШКИН Руслан Викторович
ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Специальность 09.00.11 – социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Научный руководитель


Доктор философских наук,

профессор Брысина Т.Н.

Ульяновск – 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ………14

1.1.Эволюционно-эпистемологический и социобиологический подходы к пониманию форм социальной коммуникации…………………………………15

1.2. Структуралистский, конструктивистский и постструктуралисткий взгляды на формы социальной коммуникации………………………………..26

1.3. Виртуальная реальность: история проблемы и современные решения…44


ГЛАВА II. ПРИРОДА И ОСНОВАНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ……………………..62

2.1. Социальная коммуникация как виртуальное образование……………….63

2.2. Социально-онтологическое основание виртуальной социальной коммуникации……………………………………………………………………78

2.3. Виртуальный социальный конструкт как социально-онтологическое образование………………………………………………………………………92

2.4. Виды виртуального социального конструкта……………………………101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….......118




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования во многом обусловливается распространенностью такого явления, как электронная социальная коммуникация. В той или иной мере оно захватывает большую часть населения развитых стран и продолжает экстенсивно и интенсивно развиваться, приводя к существенным изменениям в формах и способах социальной коммуникации.

Изменение форм социальной коммуникации, обеспечивающей социальную связь, неизбежно ведет к изменению формы организации общества. В связи с этим возникает необходимость в изучении, оценке и прогнозировании путей и результатов развития данного явления, в выявлении проблем, которые могут возникнуть и уже возникают в определении возможностей, способов и последствий их разрешения.

Электронная коммуникация как современная форма социальной коммуникации сама представлена во множестве различных видов, однако их все объединяет то, что они обеспечиваются информационно-коммуникативными технологиями. Таким образом, в современном социально-гуманитарном знании актуальным является анализ характера влияния стремительно развивающихся высоких технологий на человека и общество. Важнейшим аспектом этого анализа выступает раскрытие роли средств коммуникации в формировании таких явлений, как дистанционное общение, интенсификация социальной динамики, деформация социальных структур, общественного и индивидуального сознания. В подобной социально-бытийной перспективе электронная коммуникация предстает, как явление виртуального мира, или виртуальная социальная коммуникация. Многообразие форм коммуникации порождает вопросы об их взаимосвязи, организации, предпосылках и механизмах становления в мультимедийном, информационном пространстве.

Рост интереса к проблемам виртуальной социальной коммуникации увеличивается с каждым годом. Объясняется это тем, что в современном мире не только ученые и философы, а каждый человек сталкивается с теми или иными формами виртуальности, в первую очередь с электронной виртуальной коммуникацией. Возникающие в связи с этим проблемы - утрата целостного восприятия реальности, размывание границ между областями действительного и возможного, деформация социальной и личностной идентичности, моральные дилеммы и др. диктуют необходимость выявления онтологического основания виртуальных форм бытия вообще и виртуальной социальной коммуникации в частности.

Предметная область исследования социальной коммуникации складывалась как междисциплинарная сфера знания. Сюда входят исследования проблемы в социологии, социальной психологии, лингвистике, семиотике. В последние десятилетия социальная коммуникация стала предметом социобиологии, этологии, теоретической генетики, кибернетики и теории систем. Данное теоретическое многообразие является свидетельством сложной организации и неоднозначности в способах функционирования социальной коммуникации, что делает актуальным ее целостное представление. Эта задача может быть решена на социально-философском уровне.

В русле социальной философии виртуальная социальная коммуникация начала изучаться только в последние десятилетия. Здесь основное внимание направлено на основополагающие характеристики, инвариантные условия возникновения, развития и осуществления виртуальной социальной коммуникации. Однако в силу «молодости» данной темы исследования остается множество не проясненных проблем, прежде всего касающихся сути виртуальной социальной коммуникации, онтологических условий ее существования, разработки соответствующего понятийного аппарата и методологических средств исследования.

Осмысление и постановка такого рода вопросов является прерогативой социальной философии, что позволяет придать целостность как поискам их решения, так и полученным результатам. Этим определяется актуальность темы и избранный ракурс исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Систематическое изучение форм социальной коммуникации является относительно молодым направлением в социально-философских, социологических и психологических науках, однако обращение к этой теме в той или иной мере уже имеется в трудах таких ученых, как Г. Лебон, В. Вундт, X. Штейнталь, П.А. Сорокин. Начинается оно с принятия утверждения, согласно которому форма коммуникации является одним из определяющих факторов в организации общества. Одним из первых данную идею высказал Г. Тард, затем в систематическом виде она была изложена Г. Иннисом (в том числе в контексте феномена медиапространства).

В середине ХХ века проблемы коммуникации становятся объектом внимания множества различных областей знания. Результаты изучения различных аспектов существования социальной коммуникации представлены в работах Э.А. Хевлока, У. Онга, Л. Мамфорда, Н. Фрая. Наиболее мощный импульс исследованиям форм социальной коммуникации придали М. Маклюэн, Дж. Г. Мид, М. Кастельс, Д. Белл, Э. Тоффлер, Д. Рашкофф, Н. Луман, Ю. Хабермас, А.В. Соколов и другие.

Среди множества подходов к изучению социальной коммуникации, необходимо выделить область межличностной коммуникации, где главной проблемой является соотнесение «Я» и «Другого». В этом аспекте значительными являются идеи диалогической философии М.М. Бахтина, М. Бубера, В.С. Библера, Э. Левинаса, П. Фрейре, К. Ясперса, среди которых особенную роль для данного исследования играет диалогическая философия Э. Левинаса.

Значительный вклад в понимание роли языка в коммуникативных процессах внесли такие исследователи, как Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. де Соссюр, наши соотечественники Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон. Ими была выявлена и эксплицирована роль языкового кодирования в организации социальных структур, индивидуальной когнитивной сферы и социокогнитивной реальности в целом. Позже данные идеи развиваются в работах У. Эко, Ж. Делёза, Р. Барта, Ж. Деррида и экстраполируются ими на различные сферы общественной жизни.

Изучение проблем виртуальности в социальном измерении невозможно без обращения к исследованиям социальной реальности и ее трансформаций и прежде всего к концепциям Э. Дюркгейма, А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье. Важное значение для анализа инвариантных образований в коммуникативных процессах имеют концепции социальных структур, разработанные М. Фуко, Л. Альтюссером, Ж. Бодрийяром, и социально-антропологических инвариантов А. Корбена и Ж. Дюрана.

Проблематика виртуальной коммуникации в социально-онтологической перспективе наиболее глубоко проработана в отечественной науке. Объясняется это наличием отечественной школы виртуалистики, не имеющей аналогов за рубежом, предметом исследований которой являются онтологические и гносеологические аспекты виртуальности.

Значительные результаты в изучении онтологии виртуальности получены С.С. Хоружим, Н.А. Носовым, Я.В. Чесновым, Ю.Т. Яценко, Р. А. Нуруллиным, А.А. Калмыковым, О.И. Генисаретским, М.А. Прониным, Д.В. Ивановым. В их работах эксплицируется онтологический статус виртуальности, ее отношения с действительностью, а также описывается развитие философских идей виртуальности. В контексте диссертационного исследования наибольшей интерес представляет идея утраты онтологической целостности в виртуальности (Е.Е. Таратута, А.В. Юхвид). Вопросы соотношения онтологии виртуальности и коммуникации разрабатываются А.А. Калмыковым, который находит свойства виртуальности в самой природе коммуникации.

Идеи о логической неполноте объекта (Н.А. Васильев) оказали существенное влияние на понимание специфики виртуальных коммуникативных систем.

В современности проблемы виртуальной коммуникации исследуются на базе таких учреждений, как Центр изучения интернета и общества при Российской экономической школе, Школе коммуникативных наук при университете Макгила (McGill University), в Центре исследования человеческой коммуникации при Эдинбургском университете (human communication research centre, the University of Edinburgh). Компьютерно-опосредованная коммуникация исследуется такими учеными, как Дж. Джонс, Дж. Хевит, К. Янг, Л. Лин, Н. Базарова, Дж. Хэнкок, Дж. Бишоп, С.К. Хэринг, К.М. Маркман, С.С. Хэнсон, Ф. Генри, А.К. Ли, Дж. Литтау.

Англоязычные издания (International Journal of Web-Based Communities, Journal of Computer-Mediated Communication, Communication Research, Journal of Educational Computing Research) регулярно публикуют работы по компьютерной, мультимедийной, массовой, сетевой коммуникации, интернет-коммуникации, о роли электронных средств в синхронизации пользователя с сетью, где рассматриваются технические и антропологические факторы осуществления виртуальной социальной коммуникации.

Однако, несмотря на то, что исследования виртуальной социальной коммуникации в целом и ее отдельных сторон в частности активно ведутся на широкой теоретической базе, предполагающей наличие различных подходов, еще не сложились общезначимые мировоззренческие и методологические установки, позволяющие определить программу изучения виртуальной социальной коммуникации как бытийного феномена. Это требует особого ракурса видения как виртуальности, так и социальной коммуникации.

Таким образом, проблемой данного исследования является социально-онтологическое представление виртуальной социальной коммуникации в контексте ее возникновения и развития. Ею обусловлена формулировка цели и задач диссертации.

Цель исследования – на базе целостного подхода к изучению виртуальной социальной коммуникации представить ее как бытийное образование.

Для достижения поставленной цели исследования решаются следующие задачи:



  1. Проанализировать диахронические способы представления форм социальной коммуникации, в рамках которых выделить теоретико-методологический инструментарий для изучения виртуальной социальной коммуникации.

  2. Проанализировать синхронические способы представления форм социальной коммуникации, эксплицируя теоретико-методологические средства исследования виртуальной социальной коммуникации, позволяющие зафиксировать специфические характеристики виртуального вида коммуникации.

  3. Рассмотреть в исторической перспективе развитие представлений о виртуальности, выделяя теоретические средства ее анализа и современные трактовки, позволяющие обнаружить в коммуникации явления виртуальности.

  4. Выявить и описать формы проявления виртуальности в социальной коммуникации.

  5. Выделить и раскрыть необходимое социально-онтологическое основание существования виртуальной социальной коммуникации. Описать форму, в которой данное основание проявляется в коммуникации.

  6. Исследовать особенности виртуального социального конструкта, функционирующего в виртуальной социальной коммуникации.

  7. Выявить виды виртуального социального конструкта (как социально-онтологического образования) и описать их особенности, а также специфические роли в организации и регуляции виртуальной социальной коммуникации.

Объектом исследования выступает виртуальная социальная коммуникация как фундаментальная социальная структура.

Предмет исследования – онтологические условия существования виртуальной социальной коммуникации.

Теоретико-методологическая основа исследования

Предметное поле исследования феномена виртуальной социальной коммуникации располагается на «территории» сразу нескольких научных областей, что требует использования разнообразного набора теоретико-методологических средств для целостного его описания.

Идеи, принципы и методы эволюционной эпистемологии и социобиологии (О.Е. Баксанский, Ж. Пиаже, К. Лоренц, Е.Н. Кучер, У. Матурана, Ф. Варела) позволяют представить социальную коммуникацию как одну из форм социально-когнитивной активности общества, сформировавшейся в ходе социальной эволюции.

Важнейшими для диссертационного исследования являются: положение структурно-функциональной методологии о социальном взаимодействии как системном целом, не сводимом к совокупности составных частей; идея, разрабатываемая в понимающей социологии В. Дильтея, М. Вебера, социальной феноменологии А. Шюца и социальном конструктивизме П. Бурдье, П. Бергера и Т. Лукмана, о взаимосвязи когнитивных процессов и социальной реальности; представление личности и индивидуальности как продуктов социальных явлений, интеракции в качестве действия, осуществляющегося преимущественно в закодированной (языковой) форме, что находит концептуальную разработку в символическом интеракционизме и позволяет представить виртуальную социальную коммуникацию специфической формой кодирования.

На основе вышеназванных теоретико-методологических установок сформировался структурно-конструктивистский подход, который позволяет представить различные виды социальной коммуникации, с одной стороны, как продукты различных типов конструктивной деятельности коммуникантов, а с другой выделить в них инвариантные условия социальной организации. Тем самым открывается возможность исследовать виртуальную социальную коммуникацию как онтологически фундированное образование.

Одним из базовых подходов исследования выступает полионтизм. Основная задача, решаемая при обращении к полионтизму, - это соотнесение онтологии виртуальности и реальности, которые представляются как варианты из множества бытийных онтологических структур, обладающих равным онтологическим статусом. Тем самым выявляются онтологические основания различных видов социальной коммуникации вообще и виртуальной социальной коммуникации в частности. И, как следствие, появляется возможность сравнительного анализа конструктов социальной реальности и конструктов виртуальной социальной реальности. Одновременно становится возможным взглянуть на виртуальную социальную коммуникацию в исторической перспективе и определить особенности ее актуального социально-онтологического существования.



В работе также были использованы социально-философские концепты, прорабатываемые в рамках постструктурализма такими философами, как У. Эко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Р. Барт. Такие концепты, как трансгрессия, гиперреальность, симулякр, ризома, миф, имея широкое семантическое поле, применяются для описания явлений и процессов, не поддающихся однозначному определению, и дают возможность раскрыть полисемантичность и динамичность виртуальных коммуникативных явлений.

Результаты исследования и их научная новизна

  1. На базе диахронического способа изучения социальной коммуникации, установлено, что в процессе эволюции социальной коммуникации посредством селекции кодирующих коммуникацию структур образуется новая ее форма – виртуальная социальная коммуникация.

  2. Виртуальная социальная коммуникация рассмотрена через призму принципов структурализма, социального конструктивизма и постструктурализма. Установлено, что ее осуществление возможно только в виде специфической социально-коммуникативной системы, имеющей автономный, диффузный и сетевой характер.

  3. Проведен историко-философский анализ понятия «виртуальность», показана его многозначность. На базе нечетких логик выделен класс неполных объектов. Показано, что виртуальный объект идентичен неполному объекту. Виртуальный объект представлен в качестве необходимого условия существования виртуальной социально-коммуникативной системы.

  4. На базе проработки таких понятий, как: виртуальный объект, виртуальная система, виртуальная социально-коммуникативная система, виртуальная социальная коммуникация, виртуальное социальное пространство и виртуальное социальное время выделены и описаны условия существования социальной коммуникации в качестве виртуального образования.

  5. Выделено социально-онтологическое основание существования виртуальной социальной коммуникации – социально-антропологический инвариант – антропологический траект. Выявлена и эксплицирована форма реализации данного основания (в условиях дигитального кодирования коммуникации) – виртуальный социальный конструкт.

  6. Раскрыто содержание виртуального социального конструкта, как социально-онтологического образования. Он представляет собой интерсубъективный фрейм, регулирующий структурацию коммуникативного события. Эксплицировано сходство и различие конструктов традиционной социальной коммуникации и конструктов виртуальной социальной коммуникации.

  7. Показано, что виртуальный социальный конструкт существует в разных видах, таких как виртуальный лик, виртуальный капитал и симулякры, появляющиеся в дигитальной (цифровой) среде

Положения, выносимые на защиту

  1. В диахроническом способе рассмотрения виртуальная социальная коммуникация представляется в качестве поздней формы эволюции социальной коммуникации и как ее особый вид, который образуется благодаря специфической форме кодирования.

  2. В социально-конструктивистском и постструктуралистском подходах имеются теоретико-методологические средства, позволяющие представить виртуальную социальную коммуникацию в форме специфической социально-коммуникативной системы, и обнаружить в ней явления трансгрессивности, полисемантичности, симулятивности.

  3. Виртуальность – это свойство онтологически неполного объекта. Наличие таких объектов в составе социально-коммуникативной системы придает ей характер виртуальной.

  4. Коммуникация, осуществляющаяся в форме виртуальной социально-коммуникативной системы, представляет собой виртуальную коммуникацию. Суть данной коммуникации обусловлена специфическими онтологическими образованиями – онтологически неполным объектом, виртуальным социальным пространством и виртуальным социальным временем.

  5. Социально-онтологическим основанием существования виртуальной социальной коммуникации, как и других видов социальной коммуникации, является социально-антропологический инвариант, определяемый понятием «антропологический траект». Проявление этой устойчивой структуры в горизонте конкретной социально-коммуникативной системы порождает специфическое коммуникативное пространство, в том числе виртуальное, где функционируют особые социальные коды.

  6. Презентацией базового социально-антропологического образования, выступает виртуальный социальный конструкт. Данный конструкт задает рамки ситуации виртуальной коммуникации и обеспечивает передачу смысла в условиях дигитальной среды. Таким образом, конструкт позволяет в социально-бытийном измерении представить положение коммуникантов по отношению друг к другу, понять процесс социализации и самоидентификации в виртуальной социальной реальности.

  7. Существует несколько основных видов виртуальных социальных конструктов, к которым относятся: виртуальный лик, виртуальный капитал, дигитальные симулякры. Каждый из них формирует определенный класс коммуникативных явлений и процессов, обладающих свойствами неполноты действительного существования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в экспликации условий генезиса и воспроизводства виртуальной социальной коммуникации в качестве бытийного образования. Благодаря этому определяются основания современных видов виртуальной социальной коммуникации, что дает возможность прогнозировать тенденции развития современного общества, в том числе и России, поведение массовых виртуальных сообществ; регулировать процессы взаимодействия внутри виртуальных сообществ; предупреждать риски социального отчуждения и различных форм девиантной и антиобщественной активности.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности: в лекционных и семинарских занятиях по философии, социальной теории коммуникации, истории и философии науки и техники, социальной психологии, социологии. Концепция виртуального социального конструкта может применяться в медиапланировании, в управленческой и административной деятельности, в политических технологиях.

Степень достоверности и апробация результатов.

Достоверность диссертации подтверждается применяемой методологией, опорой на имеющиеся теоретические разработки проблемы, фактами социокультурных практик, а также ее апробацией.

Основные положения и результаты исследования были изложены в виде докладов на международных и республиканских конференциях: «В поисках утраченной реальности» (2012 г., ОНПУ, г. Одесса); «Социальная жизнь в свете философской рефлексии» (2012 г., УлГТУ, г. Ульяновск); «Філософія у сучасному соціумі» (2013 г., ДонНУ, г. Донецьк); «Дни философии в Санкт-Петербурге» (2013 г., СПбГУ, г. Санкт-Петербург); «Социальная жизнь как единство разнородных состояний» (2014 г., УлГТУ, г. Ульяновск); «Формирование информационной культуры в современном обществе» (2014 г., УлГПУ, г. Ульяновск), на 46-ой, 47-ой, 48-ой НТК ППС УлГТУ (2012, 2013, 2014 гг., УлГТУ, г. Ульяновск); а также в девяти публикациях, в том числе в шести, входящих в перечень рецензируемых научных журналов (перечень ВАК).

Основные результаты исследования были представлены на кафедре философии Ульяновского государственного технического университета.

Диссертационное исследование осуществлялось при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований: «Виртуальная социальная коммуникация: социально-онтологические аспекты», проект № 14-53-00006, ответственный исполнитель – Леушкин Р.В.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 124 источника, в т.ч. 20 на иностранном языке. Объем диссертации - 129 страниц.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Положение, что коммуникация имеет важное значение в организации социальных систем, достаточно очевидно и не требует дополнительного пояснения. Динамика социума и культуры предполагает развитие различных форм социальной коммуникации, однако на данный момент не совсем ясно, в какой зависимости друг от друга они находятся, какие факторы являются определяющими в образовании новых форм социальной коммуникации, прежде всего такой, как виртуальная социальная коммуникация.

В данной главе формируется теоретико-методологическая база, необходимая для исследования виртуальной социальной коммуникации, анализируются различные подходы к пониманию форм социальной коммуникации. В рамках этих подходов выделяются концепции, чей понятийный аппарат и методологические принципы могут быть использованы для исследования сущностных сторон виртуальной социальной коммуникации и выявления социально-онтологических условий существования виртуальной социальной коммуникации, а также причин ее возникновения и развития.

Проблема социально-онтологических условий существования виртуальной социальной коммуникации для своего решения требует целостного понимания самого феномена виртуальной реальности, анализу которого посвящен третий параграф.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: эксплицировать представления о формах социальной коммуникации в русле различных научных направлений; выделить и систематизировать различные подходы к пониманию форм социальной коммуникации в целом и виртуальной социальной коммуникации в частности. Выявлено три группы подходов, анализу которых посвящены первые два параграфа.

Первая группа представлена эволюционно-эпистемологическим и социобиологическим подходами, в рамках которых формы социальной коммуникации рассматриваются в контексте их становления и развития. В целом данный взгляд на формы социальной коммуникации был обозначен как диахронический.

Вторая группа представлена структуралистким, конструктивистским и постструктуралистским подходами. Здесь главное внимание обращено на конкретный этап развития социальной коммуникации и его структурные особенности. Такой взгляд на формы социальной коммуникации в данном исследовании обозначен как синхронический.

В третьем параграфе осуществляется проработка теоретических средств понимания виртуальности: анализ различных концепций виртуальности; определение понятия виртуальности, сфер его применения; конкретизация понятия виртуальности, на основе определения виртуального объекта.


Каталог: files -> 2015
2015 -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
2015 -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям
2015 -> Комплексная программа
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
2015 -> 1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины технологии и организация деловых мероприятий (mice) б в. Дв 1
2015 -> 2. Программа оценивания контролируемой компетенции
2015 -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент туризма»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница