Волгоград изучение оБЪема разнЫх ВидоВ краткоВременной памяти студентов вгспу



Pdf просмотр
страница1/4
Дата17.04.2021
Размер0,84 Mb.
  1   2   3   4

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 8(42). Ноябрь 2015 ■ www.grani.vspu.ru
М.г.МАРиНиНА, ли. АлешиНА, С.Ю. феДоСееВА
(Волгоград)
изучение оБЪема разнЫх ВидоВ краткоВременной памяти студентоВ ВГспу
Исследуется объем кратковременной зрительной, слуховой и зрительно-моторно-слуховой памяти студентов института
художественного образования, естественно-географического и филологического факультетов ВГСПУ.
Разрабатываются практические рекомендации студентам по дальнейшему развитию доминирующего
вида и совершенствованию других видов кратковременной памяти.
Ключевые слова:
объем памяти, зрительная память, слуховая память, зрительно-моторно-слуховая память.
Современное образование остро нуждается в решении вопроса эффективной переработки студентами большого объема материала, быстрого и точного его запоминания и извлечения из памяти. Особенно важны свойства памяти в процессе обучения.
Память – это высшая психическая функция, состоящая из процессов запоминания, сохранения, воспроизведения информации и ее забывания. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Личностные особенности памяти включают индивидуальные для каждого человека свойства памяти, сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения информации.
Исследование показателей когнитивных процессов, в том числе памяти, имеет большое значение, в частности, при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций [4; 5]. Принято различать следующие виды памяти в зависимости от модальности запоминаемого материала зрительную, слуховую и др характера психической активности – образную, двигательную, словесно-логическую, эмоциональную характера целей деятельности – произвольную, непроизвольную продолжительности закрепления и сохранения материала – сенсорную, кратковременную, долговременную В связи стем, что важнейшим фактором индивидуального развития памяти является деятельность, то у студента формируется профессиональная память, которая отражает специфику направления его подготовки.
В этой связи в нашей работе исследовалась кратковременная зрительная, слуховая и зрительно- моторно-слуховая память студентов института художественного образования (ИХО) – художников, музыкантов, хореографов, филологического (ФФ) – филологов и естественно-географическо- го (ЕГФ) – естественников факультетов ВГСПУ с целью определения мнемической специфичности студентов в связи с профессиональной направленностью, как нынешней, таки предстоящей педагогической деятельности.
В ходе экспериментальной работы обследуемые студенты были условно распределены по группам студенты института художественного образования составили группу художников, музыкантов, хореографов, филологического факультета – группу филологов и естественно-географичес- кого факультета – группу «естественников».
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, особенно у художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени видеть воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит [6].
©
Маринина МГ, Алешина ЛИ, Федосеева С.Ю., 2015 138

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 8(42). Ноябрь 2015 ■ Слуховая память – это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Лучше всего она развита у филологов и музыкантов. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. [6]. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование танцевальных и хореографических движений человека напрямую связано с этим видом памяти Кратковременная память

характеризуется кратким (от 20 секунд до 10-15 минут) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением предъявляемой информации.
Исходя из того, что определенные виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности людей [7], а также зависят от преобладающего анализатора в восприятии, запоминании, хранении и воспроизведении предлагаемого материала, гипотеза исследования заключалась в том, что у художников лучше развита кратковременная зрительная, т.к. они осваивают учебный материал на занятиях по изобразительному искусству с использованием натуры и наглядных пособий у музыкантов – кратковременная слуховая, поскольку они воспринимают информацию на слух не только на лекциях и лабораторно-практических занятиях, как студенты других групп, но и на занятиях по музыке у хореографов, естественников и филологов – кратковременная зритель- но-моторно-слуховая память в связи стем, что они занимаются танцами, хореографической и общефизической подготовкой осваивают большой объем материала посредством чтения с использованием наглядности на лабораторно-практических занятиях, полевых практиках, на занятиях в зоологическом, анатомическом, геологическом музеях и ботаническом саду ВГСПУ, что предполагает использование различных видов анализаторов.
В исследовании приняли участие 157 студентов го курса ВГСПУ в возрасте 17 – 18 лет обоего пола. Исследование проводилось впервой половине дня на лабораторно-практическом занятии по возрастной анатомии, физиологии и гигиене человека в первом семестре.
Поскольку эффективность памяти определяется ее объемом или емкостью, то, используя стандартные методики, исследовался следующий вид кратковременной памяти зрительной и слуховой на слова, зрительно-моторно-слуховой на слова с расчетом коэффициента запоминания. Обработка полученных результатов была произведена методами математической статистики. В результате проведенных исследований у студентов ИХО были выявлены следующие особенности кратковременной памяти самые высокие значения объема (Кз) кратковременной слуховой памяти обнаружены у музыкантов – 7,56±0,78; в то время как у художников эти значения составили
6,13±0,52, ау хореографов – 6,89±0,72, у филологов – 5,3±0,38, у естественников – 5,4±0,21. При этом объем кратковременной слуховой памяти музыкантов был достоверно выше, чему филологов и художников (Р<0,05). Что касается отличий



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница