Волгоград социокультурные доминанты национального идеала восПитания в условиях стандартизации общего образования россии



Pdf просмотр
страница1/6
Дата24.03.2021
Размер0,98 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания. Июль 2013 ■ www.grani.vspu.ru
с.В. куЛикоВА
(Волгоград)
социокультурные доминанты национального идеала восПитания
в условиях стандартизации общего образования россии
Осуществлен философский и исторический анализ процесса становления национального идеала воспитания
в отечественной педагогике и предложены его социокультурные доминанты в качестве ответа
на современные проблемы воспитания, сложившиеся в педагогической теории и практике в условиях
перехода на ФГОС общего образования.
Ключевые слова:
социокультурные доминанты, национальный идеал воспитания, базовые национальные
ценности, ФГОС общего образования.
Теория и практика воспитания развиваются сегодня в условиях социально-экономических и политических изменений на фоне разворачивающегося общественно-педагогического движения, которое представлено авторитетными учеными, видными государственными деятелями, учителями и людьми, неравнодушными к судьбе своей страны. Участники этого движения предлагают различные подходы к пониманию идеала воспитания, которые сходятся в социокультурных основаниях его трактовки и базируются на национальных ценностях и традициях отечественной педагогики. Данная позиция, актуализируемая педагогическим сообществом, совпадает с укреплением в массовом сознании россиян идей о ценности национальной культуры и необходимости национальной самоидентификации народов России. Логическим развитием этих общественно-педагогических процессов является поиск национального идеала воспитания как в теории, таки в образовательной практике.
Как показывает анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция, выступающей методологической основой ФГОС общего образования на современном этапе, в официальной педагогике также возобладала тенденция построения теории и практики воспитания на самобытных педагогических традициях и национальных ценностях. Разработчики Концепции, опираясь на идеи педагогов-классиков, предъявляют следующие требования к воспитательному идеалу адекватность социокультурной ситуации в стране, соответствие ментальным характеристикам народа, опора на сложившуюся национальную систему воспитания. Данные требования поддерживаются официальной государственной политикой, о чем свидетельствуют национальные проекты в сфере образования, инициированные государством, а также социальный заказ современной общеобразовательной школе, сформулированный в Концепции как определенная система общих педагогических требований через ряд фундаментальных социальных и педагогических понятий, среди которых приоритет отдается таким категориям, как национальное самосознание (идентичность, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности Базовые национальные ценности являются источником для педагогического целеполагания, находящего отражение в национальном идеале воспитания, и включают в себя ведущие ценности национальной культуры, памятники национальной педагогической культуры, классическое наследие выдающихся национальных педагогов. Базовые национальные ценности по-разному конкретизируются в различных педагогических концепциях и системах. На рубеже XIX – XX вв. в трудах отечественных педагогов была выделена следующая группа ценностей, отвечающая формирующейся гуманистической традиции Духовность, Любовь к ребенку, Вера в его позитивную мотивацию, Софийность как основа познания Божьей Премудрости, Соборность как условие социализации ребенка в народной среде.
Национальный идеал воспитания отражает представления нации об идеальной личности, сформировавшиеся под воздействием педагогически обоснованных и инструментализированных в образовательной практике историко-культурных, политических, социально-экономических, географических и климатических факторов. Вместе стем в официальной образовательной политике, проводимой государством, совершенно определенно обнаруживается противоречие между национальным идеалом
©
Куликова СВ, 2013 59

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания. Июль 2013 ■ www.grani.vspu.ru воспитания, опирающимся на базовые национальные ценности (те. приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению [4]), и требованиями к проектированию содержания, отбору средств и оценке результатов образования, ориентированными на западные прагматические модели. Иными словами, очевидно раздвоение идеологического посыла государства в отношении двух важных процессов – воспитания и образования, которые в отечественной педагогике всегда выступали в целостном единстве, о чем писали еще классики отечественной педагогики. Так, Л.Н. Толстой в 1909 г. в письме В. Булгакову заметил, что воспитание и образование нераздельны, нельзя воспитывать, не передавая знания всякое же знание действует воспитательно Не совпадает с отечественной педагогической традицией и место, отводимое воспитанию в ряду педагогических категорий. ФГОС общего образования ориентированна измеряемые результаты, которые оцениваются по итогам ГИА и ЕГЭ и являются основным критерием оценки эффективности конкретного учителя, директора школы, образовательного учреждения. Родители при выборе образовательного учреждения ориентируются на результаты обучения выпускников (балл ЕГЭ) и способности педагогов натаскать учеников на сдачу ГИА и ЕГЭ. Неподлежащие измерению личностные качества школьников, формируемые преимущественно под воспитательным воздействием учителей, школы, родителей, социума, СМИ, отходят на второй план, т.к. они не очевидны и не учитываются при поступлении в вуз, более того, не идут в зачет педагогу. И, несмотря на пристальное внимание руководителей государства именно к процессу воспитания подрастающего поколения России, которое находит отражение в текстах ежегодных обращений Президента РФ к Федеральному собранию и программах, концепциях развития образования, воспитание отодвигается на второй план объективными обстоятельствами. А ведь в России воспитание всегда было первично.
Слово



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница