Вопросы к экзамену кандидатского минимума по общей педагогике, истории педагогики и образования



Скачать 86,03 Kb.
Дата17.04.2016
Размер86,03 Kb.
#17434
ТипВопросы к экзамену
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА

ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ, ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


1) Педагогика как наука. Предметы и задачи педагогики.

2) Методы педагогического исследования: традиционные и инновационные. Количественные методы практического исследования.

3) Основные категории педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование).

4) Понятие целостного педагогического процесса, его сущность и функции.

5) Понятие о методологии педагогики. Аксиологический, гуманитарный, интегрированный, модульный, системный, комплексный, средовой подходы.

6) Междисциплинарные понятия, используемые в педагогике: личность, деятельность, закономерность, принцип.

7) Педагогические концепции Европы и Азии. Мировые тенденции в развитии современной педагогической науки.

8) Основные направления в современной педагогике: гуманная педагогика, здоровьесберегающая и лечебная педагогика, социальная педагогика, педагогика искусства, арт-терапия.

9) Педагогическая профессия и ее роль в востребованном обществе. Развитие и самовоспитание педагога.

10) Структура системы образования в России.

11) Дидактические основы обучения: принципы, содержание, методы, средства, формы, среда.

12)Специфика дополнительного образования, его задачи и функции, учреждения дополнительного образования.

13) Виды и системы обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, модульное обучение.

14) Дидактические средства обучения. Информатизация и компьютеризация процесса обучения.

15) Инновации в образовании: виды и их сущность.

16) Инновационные образовательные технологии: сущность и история вопроса.

17) Инновационные образовательные технологии: этапы проведения, примеры.

18) Педагогические технологии креативного обучения: определение понятия, примеры.

19) Определение понятия «воспитание». Цели, условия и принципы воспитания

20) Дидактические особенности обучения в рамках художественного образования.

21) Основные факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание.

22) Понятия «технология обучения» и «педагогическая технология». Отличие технологии обучения от методики обучения.

23) Методы воспитания. Методы формирования сознания личности.

24) Система эстетического воспитания в образовательных учреждениях.

25) Понятие «система образования». Органы управления образованием. Образовательные учреждения.

26) Основные принципы образовательной политики РФ. Структура управления учебным заведением.

27) Методы управления образовательным учреждением. Модели управления учебным заведением.

28) Понятие «методика обучения». Общая структура методики. Примеры методик обучения.

29) Особенности индивидуального и дифференцированного обучения в творческих группах. Креативный подход в обучении детей.

31) Сущность понятия «творчество». Уровни педагогического творчества.

32) Теория и методика обучению изобразительному искусству в современной системе образования.

33) Методы обучения изобразительному искусству.

34) Возрастное становление художественно творческих способностей.

35) Вопросы преподавания изобразительного искусства в разных типах образовательных учреждений.

36) Основные требования к подготовке преподавателя изобразительного искусства и повышения его квалификации.

37) Педагогические достижения древних цивилизаций.

38) Развитие образования и педагогических идей в эпоху античности (Пифагор, Сократ, Аристотель).

39) Философско-педагогическая мысль в эпоху средневековья её обусловленность христианством.

40) Средневековая система образования.

41) Новые педагогические идеи эпохи возрождения. Формирование 2 основных типов образования: классического (гуманитарного) и реального (естественнонаучного).

42) Педагогическая теория Яна Амоса Коменского.

43) Педагогическая теория: Жан Жака Руссо.

44) Педагогическая концепция Песталоцци И. Г., Дж. Локка.

45) Развитие новых педагогических идей и концепций конца XIX первой половины XX веков (педология, теория свободного воспитания. Вальдорфская школа Штайнера).

46) Образование и педагогические идеи второй половины XX века.

47) Истоки отечественной педагогики. Педагогические идеи и трактаты Древней Руси.

48) Традиции православного воспитания.

49) Образовательные и воспитательные тенденции 17 века в России.

50) Петровские реформы и обновление школы и педагогики России 18 века.

51) Ломоносов и отечественное образование.

52) К. Д. Ушинский- основоположник научной педагогики и реформатор школы.

53) Педагогическая деятельность Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Л.Н. Толстого.

54) Педагогические воззрения П.П. Блонского.

55) Организация воспитательного процесса А.С. Макаренко.

56) Гуманистическая концепция воспитания В.А. Сухомлинского.

57) Педагоги новаторы последней четверти XX века (Амонашвили, Волков, Шаталов, Кабалевский, Б.Н. Неменский, Б.П. Юсов и др.)

58) Педагогическая деятельность и методическая система Д.Н. Кардовского.

59) А.В. Бакушинский о проблемах художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства.

60) Педагогика и образование на пороге двух тысячелетий: общая характеристика, высшее профессиональное образование, тенденции развития воспитания.


Литература по педагогике;

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / сост. А.В.Овчинников.-М.: Академия, 2000.- 384с.

2. Апраксина, О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе/ О.А. Апраксииа -М.; Изд.АПН РСФСР, 1956.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.-М., 1989.

4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский.- М- 1989.

5. Бабанский Ю.К. - Педагогический процесс. М: 1989 г.

6. Богачек, И.А. Философия управления: очерки профессионального управленца.- СПб.: Наука, 1999.- 232с.

7. Вазина, К.Я. Педагогический менеджмент / К.Ч. Вазина, Ю.Н.Петров [и др. ].-М., 1991.

8. Вопросы культуры и формирования духовных ценностей, Волгоград, 2000.

9. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории обучения. Хрестоматия. Ч.Ш. Отечественные теории учения / Л.С. Выготский // под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской, М., 2002.

10. Выготский Л.С. - Психология искусства. М; 1965 г.

11. Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и пер¬спективы. -М., Педагогика, 1987.

12. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе.-М„ 1957.

13. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие / В.К. Голуб.- М., 2003.

14. Гребенюк, О.С. Теория обучения: учебник / О.С.Гребенюк, Т.Б. Гребенюк.- М., 2004.

15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология: учеб. пособие / С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин.- Ростов н/Д., 1996

16. Джуринский, А.Н. История российской педагогики: учеб. пособие / А.Н.Джуринский.- Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010.- 232с

17. Джонассеи Д. Обучающие технологии. -М., 2001

18. Долженко О.В., Шатуновский В,Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. -М., 1990.

19. Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко.- М., 2002.

20. Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / науч. ред З.И. Равкин.-М., 2001.

21. Ефросиний В.В. Методика проектирования и реализации инновационных педагогических технологий как средства повышения качества образования. -Тольятти, 1999.

22. Занков Л.В. - Избранные педагогические труды. М: 1990 г.

23. Закорюкин В.В., Панченко В.М., Твердим A.M. Модульное построение учебных пособий но специальным дисциплинам //Проблемы вузовского учеб¬ника. -Вильнюс: ВГУ, 1983. -С.73-75.

24. История художественного образования в России XX века. В лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков /сост. Н.Н. Фомина. Т. 1 - М.: Педагогика, 2000.

25. История художественного образования в России - проблема культуры XX века. / сост. Н.Н. Фомина, ред. К).В, Голобоков. - М., 2003

26. Каган М.С. Художественная культура и художественное воспитание. М: 1979 г.

27. Канн-Калик В.А., Никандрон Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

28. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики /П.Ф. Каптерев.- Спб.: Алетейя, 2004.- 560с

29. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Москва Рига, Педагогиче¬ский центр «Эксперимент», 1998.

30. Кларин М.В. Развитие педагогических технологий и проблемы теории обучения.//Советская педагогика, 1984, №4, -С. 13-16..

31. Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. Рига, Педагогический центр «Эксперимент», 1999.

32. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. Пед. учеб. заведений/ В.В. Краевский.- М.: Академия, 2003.- 256с.

33. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2005.- 603 с.

34. Леонтьев А.Н. -Деятельность, сознание, личность. М: 1975 г.

35. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер.-

М.: Педагогика, 1981

36. Лосев П.А. - Философия. Мифология. Культура. М: 1991 г.

37. Максимович, В.Ф. Общие и методологические предпосылки развития учебного заведения нового типа в традиционном декоративно-прикладном искусстве / В.Ф.Максимович.- М.: Моск. шк. худож. ремесел, 2000.- 21 с.

38. Пидкасистый П.И. - Педагогика, (учебник). М: 1998 г.

39. Подласый И.П. - Педагогика в (2- х томах). М: 2008 г.

40. Снаткин М.И. Профессиональные способности педагога. -М.: Изд-во «Флин¬та», 1998.

41. Смирнов С. Технология в образовании // Высшее образование в России. 1999, №1, С. 109 -112 .

42. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М: 1981 г.

43. Коменский Я.А. - Избранные педагогические сочинения. М: 1955 г.

44. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова [и др.].- М: Академия, 2006.- 512с.

45. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. учеб. заведений // под ред П.И. Пидкасистого, - М.: Педагогическое общество России, 1998.- 230с.

46. Полянский В.М. - Словарь по образованию педагогики. 2004

47. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Р. С. Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с

48. Макаренко А. С. - Избранные педагогические сочинения (в 2 томах).-М: 1977 г.

49. Мелик-Пашаев А. А. - Педагогика искусства и творческие способности. М: 1981 г.

50. Молева, Н.М. Выдающиеся русские педагоги: книга для учителя / Н.М.Молева - М.: Просвещение, 1991.

51. Неменский В.М. - Культура, искусство, образование. М: 1993.

52. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. М.: 2001

53. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа: учеб. пособие для студентов пед.инст. по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд»/ Н.Н.Ростовцев - М.: Просвещение, 1981.

54. Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. Собрание сочинений в 11 томах. М: 1950 г.

55. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативно¬го обучения. -М., 2003

56. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пос. для студ. высш. Пед. заведений / В.А. Ситаров // под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2004.- 368с.

57. Шабанов Н.К. История художественно-промышленного и художественно -педагогического образования в России в XIX-XX вв. Учеб. Пособие/ Н.К. Шабанов, М.С. Степанов. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006

58. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Т.И. Шамова, П.И. Третьякова [и др.]. М., 2004.

38. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Ю.Г. Фокин.- М.: Академия, 2006.- 240с

59. Юсуфбековой Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории Инновационных процессов в образовании. -М., 1991.

Сайты

htlp://www.nasledie-rus.ru - сайт историко-культурного журнала «Наше наследие»



http://www.rah.ru - сайт Российской академии художеств

http://www.stieglit.zmuseurri.ru - сайг Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно промышленной академии им. А. Л. Штиглица

http://www.spbghpa.ru - сайт Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

http://mghpu.ru - сайт Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова

http://www.artsacademy.ru - сайт Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина

http://www.art-edueation.ru сайт Института художественного образования



РАО

http://www.mpgu.edu/Гаkultcty/khudozhestvenno grafieheskiy fakultct/ - сайт



Московского педагогического государственного университета
Каталог: documents -> nauka
documents -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
documents -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
documents -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
documents -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
documents -> Социальная психология
documents -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика
nauka -> Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки. Требования к реферату и примерные темы требования к рефератам по дисциплине «История и философия науки»

Скачать 86,03 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница