Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы психологии и педагогики» интегрированного модуля «Философия» на 2014-2015 учебный год для студентов дневной/заочной формы обучения для всех факультетов всех специальностей
Предмет и задачи психологии.
Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.
Методы психологии.
Понятие о психике и ее функциях .
Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).
Характеристика психического отражения.
Сущность, структура и функции самосознания.
Понятие и структура личности в психологии.
Основные идеи психоаналитических теорий личности (Фрейд, Адлер)
Основные положения гуманистических теорий личности (Маслоу, Франкл).
Основные положения теории бихевиоризма (Дж.Уотсон, Торндайк).
Понятие направленность личности , ее виды и структура.
Мотив и мотивация поведения человека. Виды мотивации.
Структура потребностей человека.
Понятие, свойства и типы темперамента.
Способности личности и их классификация. Уровни развития способностей.
Понятие и типология характера.
Типы акцентуации характера.
Общее понятие об эмоциях и их классификация . Роль эмоций в жизни человека.
Характеристика эмоциональных состояний (аффект, стресс, страсть, фрустрация, тревожность и др.).
Способы эмоциональной саморегуляции.
Понятие и функции воли .
Структура волевого акта.
Волевые качества личности.
Ощущение: сущность, классификация, свойства.
Понятие и основные свойства восприятия.
Функции, виды и свойства внимания. Нарушение внимания.
Память, ее виды и свойства. Процессы памяти.
Приемы развития памяти.
Понятия и виды мышления.
Мыслительные операции. Формы мышления.
Понятие и виды воображения .
Общение, его виды, функции и структура.
Средства общения (вербальные и невербальные).
Барьеры общения и способы их преодоления.
Механизмы восприятия и понимания человека человеком (идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция и др.)
Понятие группы и коллектива .
Положение личности в группе. Виды согласия личности с группой.
Психологическая характеристика толпы и особенности поведения человека в ней.
Лидерство и руководство: сущность, критерии, сравнительная характеристика.
Понятие, виды и причины конфликтов.
Структура конфликта.
Пути предупреждения и способы разрешения конфликтов.
Виды, причины и профилактика девиантного поведения
Предмет и задачи педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке.
Сущность образования. Мировые образовательные тенденции.
Система образования в Республике Беларусь .
Дидактика как теория и практика обучения. Формы и методы обучения.
Принципы и содержание семейного воспитания.
Понятие, стадии и механизмы социализации личности.
Характеристика различных стилей семейного воспитания.
Психологическое содержание основных сфер жизнедеятельности личности.
Утверждены на заседании кафедры, протокол № 3 от 27.11.2014 г.
Зав. кафедрой Г.В.БороздинаПоделитесь с Вашими друзьями: