Тема №2.2 «Сущность и движущие Силы Обучения.
Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение».
1.Понятие и сущность процесса обучения.
2.Двухсторонний характер процесса обучения.
3.Методологические основы обучения.
4.Структура процесса усвоения знаний учащимися.
5.Функции процесса обучения.
6.Движущие силы и противоречия процесса обучения.
Я.А.Коменский: «Учить – это делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны 3 стороны: обучаемый (ученик, который жаждет учения), обучающий (учитель, который умеет, может и хочет учить), способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения».
Процесс обучения – обучение, учение, преподавание – понятия, которые в дидактике рассматриваются по-разному:
-
Обучение – специфический процесс познания, в результате которого под руководством учителя в сознании ребенка – отражение реальной действительности.
-
Познавательная деятельность – единство восприятия, осмысление теоретического мышления и практической деятельности. Ученик учится и познает мир.
-
Обучение – процесс движения от незнания к знанию, от неполного к полному. Это двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика.
-
Обучение – совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый дает знания, а второй их усваивает, вырабатывает умения и навыки.
-
Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика, в результате которой обучающийся приобретает систему научных ЗУН, формируется интерес к изучению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества.
Процесс обучения – взаимодействие двух процессов: учения (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность обучающего).
Для процесса обучении характерно:
-
Целенаправленность;
-
Целостность;
-
Двусторонность;
-
Совместная деятельность;
-
Управление развитием и воспитанием;
-
Организация.
Категория «обучение» определяет явления, тогда как понятие «процесс обучения» - развитие во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Рассматривая педагогический процесс как систему, выделяется 2 важнейших в нем элемента:
преподавание
(деятельность учителя)
|
учение
(деятельность ученика)
| -
передает знания;
-
воспитывает, развивает потребности и знания;
-
развивает способности детей;
-
задает задания и упражнения;
-
осуществляет контроль знаний.
| -
усваивает знания;
-
развивает потребность в познании, осмыслении знаний;
-
проявляет активность в познании;
-
применяет и использует знания;
-
развивает креативность.
|
Преподавание – деятельность педагога по организации учения.
Учение – познавательная деятельность, основу которой составляет овладение умственными действиями с этими знаниями.
Умение учиться – владение основными учебными действиями в системе.
Структурные элементы обучения:
-
преподавание;
-
содержание обучения;
-
учение.
Преподавание – целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления, излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться знаниями и умениями, а также приобретать знания самостоятельно.
Учение – целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний практической деятельности.
Методологические основы обучения
В основе отечественной теории обучения лежит материалистическая основа познания, которая утверждает, что познание идет от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике.
ПОЗНАНИЕ
|
УЧЕНИЕ
|
Открываются объективно новые знания.
|
Познается познанное (субъективно новое).
|
Путь познания длителен.
|
Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения.
|
Путь проб, ошибок и заблуждений.
|
Специально организованный процесс.
|
Процесс познания сложен и противоречен.
|
Специально педагогизирован и адаптирован.
|
Многое познается непосредственно.
|
Знания приобретаются опосредованно.
|
Практика – критерий истины.
|
Практика – способ закрепления и применения знаний.
|
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно.
|
Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями.
|
Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, хотя и может иметь место.
|
Познание происходит в процессе взаимодействия обучающего и обучаемого.
|
Процесс познания – отражение объективного материального мира в нашем сознании.
Первый акт познания: познание окружающего мира начинается с чувственного восприятия.
Второй акт познания: осмысление полученного представления, присоединение личного опыта, знания теории, мыслительных операций, которыми мы владеем – только тогда мы приходим к знаниям.
Третий акт познания: применение знаний на практике с целью выявления их достоверности.
Ступени усвоения знаний:
ПОЗНАНИЕ
|
УЧЕНИЕ
| -
Живое созерцание.
-
Абстрактное мышление.
-
Практика.
| -
Восприятие.
-
Осмысление, понимание.
-
Закрепление, обобщение.
-
Применение.
|
Золотое правило дидактики: Если какой предмет можно дать для восприятия несколькими чувствами, то так и надо делать.
Структура процесса усвоения знаний
Обучение осуществляется в виде отдельных отрезков. Законченный отрезок обучения занимает урок.
Для достижения цели на каждом уроке учитель и ученик проходят через последовательные этапы совместной деятельности.
Э тапы совместной деятельности учителя и ученика.
 
Восприятие:
-
непосредственное;
-
опосредованное;
-
стимул;
-
актуализация опорных знаний, умений и опыта учащихся.
|
Осмысление (понимание):
|
Усвоение:
|
Закрепление:
-
повторение;
-
уточнение;
-
запоминание.
|
Применение:
-
теоретическое;
-
практическое;
-
словесное.
|
Этап учебного процесса – составная часть, характеризующаяся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями.
Восприятие – отражение в сознании ученика предмета учения; предполагает: наблюдение за предметами, слушание и чтение.
Осмысление (понимание) – обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний; требует выполнения действий:
-
анализ и синтез;
-
выделение главного;
-
сравнение и сопоставление;
-
обобщение;
-
аргументация и доказательство.
Усвоение – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно.
Закрепление – совершенствование новообразованных понятий и представлений; происходит в процессе применения изученного материала, умений на практике.
Умения – знания в действии; можно сформировать только при условии полного понимания изучаемого материала.
На основе умений формируются навыки – «автоматизированные умения».
Практика – завершающий этап учебного процесса; использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности, креативности.
Процесс обучения осуществляется в виде завершенных отрезков, каждый из которых рассматривается как система со своими элементами.
Учитель управляет познавательным процессом, а ученик выполняет учение.
Функции процесса обучения
-
Образовательная – расширяет объем знаний.
Назначение:
-
Вооружить системой ЗУН в соответствии со стандартом образования.
-
Научить творчески использовать ЗУН на практике.
-
Научить самостоятельно приобретать знания.
-
Расширить кругозор для выбора дальнейшего образования.
-
Развивающая – структурное усложнение; правильно организованное обучение всегда развивает и связано с побуждением учащихся к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению материала.
Назначение:
-
Логическое мышление.
-
Воображение.
-
Память: слуховая, зрительная.
-
Качество ума: пытливость, гибкость, широта, критичность, креативность, самостоятельность).
-
Речь.
-
Познавательный интерес и потребность в знании.
-
Воспитывающая – формирование отношений; побуждает к овладению эстетическими, нравственными, мировоззренческими идеями.
Назначение:
-
Осознание своей деятельности как социально значимой.
-
Формирование опыта общения между учащимися и сотрудничество с учителем в учебном процессе.
-
Воспитывает нравственные качества и т.д.
Движущие силы и противоречия процесса обучения
-
Противоречия содержательной сферы:
-
Между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями;
-
Между знаниями и умением их использовать.
-
Противоречия мотивационной сферы: между требуемым и достигнутым уровнем отношений к учению, к процессу получения знаний.
-
Противоречия операционной сферы: между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.
Развивающее обучение
Система Леонида Владимировича Занкова охватывает начальную школу, но в настоящее время его последователи создали и для 5-6 классов.
Цель: обучение и воспитание должны помочь раскрыться духовным силам ребенка для созревания и развития их.
Основа – развитие познавательного интереса; «учение без принуждения»; «учение без двоек».
Развитие детей – общее развитие личности: ума, воли, чувств.
Принципы обучения:
-
Принцип более высокого уровня трудности в учении.
-
Принцип ведущей роли теоретических знаний.
-
Прохождение материала более быстрым темпом.
-
Процесс познания строится так, что быстрое продвижение идет одновременно с возвращением к пройденному.
Поделитесь с Вашими друзьями: |