Я. А. Коменский: Учить это делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны 3 стороны: обучаемый



Скачать 79,94 Kb.
Дата17.04.2016
Размер79,94 Kb.
#17141
Тема №2.2 «Сущность и движущие Силы Обучения.
Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение».

1.Понятие и сущность процесса обучения.

2.Двухсторонний характер процесса обучения.

3.Методологические основы обучения.

4.Структура процесса усвоения знаний учащимися.

5.Функции процесса обучения.

6.Движущие силы и противоречия процесса обучения.

Я.А.Коменский: «Учить – это делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны 3 стороны: обучаемый (ученик, который жаждет учения), обучающий (учитель, который умеет, может и хочет учить), способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения».



Процесс обучения – обучение, учение, преподавание – понятия, которые в дидактике рассматриваются по-разному:

  • Обучение – специфический процесс познания, в результате которого под руководством учителя в сознании ребенка – отражение реальной действительности.

  • Познавательная деятельность – единство восприятия, осмысление теоретического мышления и практической деятельности. Ученик учится и познает мир.

  • Обучение – процесс движения от незнания к знанию, от неполного к полному. Это двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика.

  • Обучение – совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый дает знания, а второй их усваивает, вырабатывает умения и навыки.

  • Обучение – активная целенаправленная познавательная деятельность ученика, в результате которой обучающийся приобретает систему научных ЗУН, формируется интерес к изучению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества.

Процесс обучения – взаимодействие двух процессов: учения (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность обучающего).

Для процесса обучении характерно:

  1. Целенаправленность;

  2. Целостность;

  3. Двусторонность;

  4. Совместная деятельность;

  5. Управление развитием и воспитанием;

  6. Организация.

Категория «обучение» определяет явления, тогда как понятие «процесс обучения» - развитие во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Рассматривая педагогический процесс как систему, выделяется 2 важнейших в нем элемента:



преподавание

(деятельность учителя)



учение

(деятельность ученика)



  • передает знания;

  • воспитывает, развивает потребности и знания;

  • развивает способности детей;

  • задает задания и упражнения;

  • осуществляет контроль знаний.

  • усваивает знания;

  • развивает потребность в познании, осмыслении знаний;

  • проявляет активность в познании;

  • применяет и использует знания;

  • развивает креативность.

Преподавание – деятельность педагога по организации учения.

Учение – познавательная деятельность, основу которой составляет овладение умственными действиями с этими знаниями.

Умение учиться – владение основными учебными действиями в системе.

Структурные элементы обучения:

  • преподавание;

  • содержание обучения;

  • учение.

Преподавание – целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления, излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться знаниями и умениями, а также приобретать знания самостоятельно.

Учение – целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний практической деятельности.
Методологические основы обучения

В основе отечественной теории обучения лежит материалистическая основа познания, которая утверждает, что познание идет от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике.



ПОЗНАНИЕ

УЧЕНИЕ

Открываются объективно новые знания.

Познается познанное (субъективно новое).

Путь познания длителен.

Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения.

Путь проб, ошибок и заблуждений.

Специально организованный процесс.

Процесс познания сложен и противоречен.

Специально педагогизирован и адаптирован.

Многое познается непосредственно.

Знания приобретаются опосредованно.

Практика – критерий истины.

Практика – способ закрепления и применения знаний.

Умения и навыки приобретаются самопроизвольно.

Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями.

Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, хотя и может иметь место.

Познание происходит в процессе взаимодействия обучающего и обучаемого.

Процесс познания – отражение объективного материального мира в нашем сознании.

Первый акт познания: познание окружающего мира начинается с чувственного восприятия.

Второй акт познания: осмысление полученного представления, присоединение личного опыта, знания теории, мыслительных операций, которыми мы владеем – только тогда мы приходим к знаниям.

Третий акт познания: применение знаний на практике с целью выявления их достоверности.

Ступени усвоения знаний:

ПОЗНАНИЕ

УЧЕНИЕ

  1. Живое созерцание.

  2. Абстрактное мышление.

  3. Практика.

  1. Восприятие.

  2. Осмысление, понимание.

  3. Закрепление, обобщение.

  4. Применение.

Золотое правило дидактики: Если какой предмет можно дать для восприятия несколькими чувствами, то так и надо делать.


Структура процесса усвоения знаний

Обучение осуществляется в виде отдельных отрезков. Законченный отрезок обучения занимает урок.

Для достижения цели на каждом уроке учитель и ученик проходят через последовательные этапы совместной деятельности.
Этапы совместной деятельности учителя и ученика.




Восприятие:

  • непосредственное;

  • опосредованное;

  • стимул;

  • актуализация опорных знаний, умений и опыта учащихся.

Осмысление (понимание):

  • логическое;

  • чувственное.

Усвоение:


Закрепление:

  • повторение;

  • уточнение;

  • запоминание.


Применение:

  • теоретическое;

  • практическое;

  • словесное.


Этап учебного процесса – составная часть, характеризующаяся особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями.

Восприятие – отражение в сознании ученика предмета учения; предполагает: наблюдение за предметами, слушание и чтение.

Осмысление (понимание) – обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний; требует выполнения действий:


  • анализ и синтез;

  • выделение главного;

  • сравнение и сопоставление;

  • обобщение;

  • аргументация и доказательство.

Усвоение – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно.

Закрепление – совершенствование новообразованных понятий и представлений; происходит в процессе применения изученного материала, умений на практике.

Умения – знания в действии; можно сформировать только при условии полного понимания изучаемого материала.

На основе умений формируются навыки – «автоматизированные умения».

Практика – завершающий этап учебного процесса; использование изученного в новых ситуациях, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности, креативности.

Процесс обучения осуществляется в виде завершенных отрезков, каждый из которых рассматривается как система со своими элементами.

Учитель управляет познавательным процессом, а ученик выполняет учение.
Функции процесса обучения


  1. Образовательная – расширяет объем знаний.

Назначение:

  • Вооружить системой ЗУН в соответствии со стандартом образования.

  • Научить творчески использовать ЗУН на практике.

  • Научить самостоятельно приобретать знания.

  • Расширить кругозор для выбора дальнейшего образования.

  1. Развивающая – структурное усложнение; правильно организованное обучение всегда развивает и связано с побуждением учащихся к мыслительной активности, сообразительности, умственной гибкости и творчеству, прочному овладению материала.

Назначение:

  • Логическое мышление.

  • Воображение.

  • Память: слуховая, зрительная.

  • Качество ума: пытливость, гибкость, широта, критичность, креативность, самостоятельность).

  • Речь.

  • Познавательный интерес и потребность в знании.

  1. Воспитывающая – формирование отношений; побуждает к овладению эстетическими, нравственными, мировоззренческими идеями.

Назначение:

  • Осознание своей деятельности как социально значимой.

  • Формирование опыта общения между учащимися и сотрудничество с учителем в учебном процессе.

  • Воспитывает нравственные качества и т.д.

Движущие силы и противоречия процесса обучения



  1. Противоречия содержательной сферы:

  • Между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями;

  • Между знаниями и умением их использовать.

  1. Противоречия мотивационной сферы: между требуемым и достигнутым уровнем отношений к учению, к процессу получения знаний.

  2. Противоречия операционной сферы: между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.

Развивающее обучение

Система Леонида Владимировича Занкова охватывает начальную школу, но в настоящее время его последователи создали и для 5-6 классов.

Цель: обучение и воспитание должны помочь раскрыться духовным силам ребенка для созревания и развития их.

Основа – развитие познавательного интереса; «учение без принуждения»; «учение без двоек».

Развитие детей – общее развитие личности: ума, воли, чувств.



Принципы обучения:

  • Принцип более высокого уровня трудности в учении.

  • Принцип ведущей роли теоретических знаний.

  • Прохождение материала более быстрым темпом.

  • Процесс познания строится так, что быстрое продвижение идет одновременно с возвращением к пройденному.

Скачать 79,94 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница