«Зависимость успеваемости учащихся от соблюдения режима дня»
Выполнила
Селиванова Александра,
ученица 4 «А» класса ГБОУ города Москвы "Школа № 149"
Руководитель: учитель начальных классов
Петрова Ирина Анатольевна
Москва, 2015
Содержание
Введение (цель, задачи, гипотеза работы)……………………..3
Режим дня младшего школьника……………………………….4
Анкетирование учащихся и обработка полученных результатов……………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………………....11
Приложения……………………………………………………....12
1.Введение
Цель работы:
1. изучить влияние режима дня на успеваемость школьников 4 класса;
2. выработать рекомендации для улучшения успеваемости;
Задачи работы:
1. изучить режим дня школьников 4 класса при помощи анкетирования;
2. выявить связь успеваемости и режима дня;
3. показать значение режима дня для здоровья;
4. выработать рекомендации для улучшения успеваемости за счет планирования времени;
5. заинтересовать школьников 4 класса соблюдать режим дня.
Гипотеза работы: я предполагаю, что соблюдение или несоблюдение режима дня влияет на успеваемость учащихся.
Методология работы:
1. анкетирование школьников 4 класса;
2. обработка и анализ полученной информации (работа с табличными данными Excel);
3. выявление взаимосвязи между успеваемостью и режимом дня (построение диаграмм, анализ);
4. сбор современных данных о влиянии режима дня на состояние здоровья школьников;
5. подготовка рекомендации по планированию времени на основании полученных данных.
2.Режим дня младшего школьника
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Низкая работоспособность характеризуется: снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как был выучен материал; повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом; рассеянностью и невнимательностью, быстрой утомляемостью; изменением почерка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъёмом умственной активности детей (утром – с 9 до 12 и с 15 до 16 часов). Это касается подавляющего большинства школьников.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа. Выполнение уроков в одно и то же время помогает ребёнку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном. На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, из которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8—9 лет составляет 10 1/2—11 часов, для 10—11 лет — 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов и для учащихся старшего возраста — 9 — 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Сложно организовать рациональный режим для детей, имеющих систематические и длительные внеклассные занятия (музыка, спорт, живопись и др.). В этом случае важно воспитывать бережливое отношение к каждой минуте, обострённое чувство времени.
Но, тем не менее, в каждой семье всегда имеются свои особенности режима дня. А.С. Макаренко писал: «… Нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбрать один, самый подходящий в данной обстановке».
Соблюдение режима дня – одно из важнейших требований к ребёнку, влияющих на его здоровье и работоспособность.
Опираясь на свой собственный опыт хочу сказать, что соблюдение режима дня действительно помогает хорошей успеваемости. Я ложусь спать в 9 ч., просыпаюсь в 7 ч., легко встаю, ем 3-4 раза в день в одно и тоже время. Кроме школьных занятий я посещаю занятия по рисованию 2 раза в неделю, а также занимаюсь танцами 3 раза в неделю. У меня в школе отличная успеваемость. Правильное соблюдение режима дня позволяет мне распределить нагрузку и полноценно отдыхать.
3. Анкетирование учащихся и обработка полученных результатов.
В 4 классе было проведено анкетирование учащихся. Анкеты содержали вопросы о режиме дня и режиме питания, о продолжительности выполнения домашнего задания, о дополнительных занятиях учеников (Приложение 1).
Полученные данные были проанализированы и сопоставлены с данными об успеваемости учащихся. На основе этих данных была составлена таблица:
Изучив полученные данные, мы видим, что из всего количества опрошенных 13 человек, т.е. 50% учащихся соблюдают режим дня. И из них 100% учащихся имеют отличную успеваемость. 10 человек, т.е. 40% учащихся только частично соблюдают или не соблюдают вообще режим дня и их успеваемость ниже, чем у учащихся первой группы. И только у троих учащихся зависимости между успеваемостью и соблюдением режима дня не выявлено.
На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что соблюдение режима дня влияет на успеваемость, подтвердилась. Полученные данные показали, что учащиеся, старающиеся максимально соблюдать режим дня лучше успевают по всем школьным предметам, занимаются в дополнительных кружках и секциях и у них остается время на отдых и полноценный сон.
4.Заключение.
Я выполнила поставленные задачи: изучила режим дня школьников 4 класса; выявила связь между успеваемостью и соблюдением режима дня; показала значение режима дня для здоровья; подготовила рекомендации для улучшения успеваемости за счет планирования времени; постаралась заинтересовать одноклассников соблюдать режим дня путем проведения презентации.
В конце своей работы в качестве рекомендации привожу примерный режим дня для младшего школьника.
Поделитесь с Вашими друзьями: |