               
Урок №63
Внеклассное чтение
Тема: Знаковые писатели конца ХХ - начала ХХІ столетия.
О чем кричит "молчание" в рассказе Харуки Мураками?
(аналитическое исследование рассказа Харуки Мураками "Молчание")
ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с особенностями развития современной японской литературы и причинами выхода ее за рамки национальной, раскрыть секрет популярности произведений Харуки Мураками у современного читателя.
Раскрыть особенность художественной модели мира рассказа Харуки Мураками, ее общечеловеческую смысловую наполненность.
Развивать умение оценивать место данного конкретного произведения в общелитературном контексте, учитывая диалогическую основу взаимовлияния культур.
Развивать речевые навыки и умения в обосновании собственной точки зрения в пространстве художественного текста.
Развивать навыки медленного вдумчивого чтения, умения работать с художественной деталью, символом, осваивая художественное пространство произведения постмодернистского плана.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать текст рассказа Харуки Мураками "Молчание".
Составить пять вопросов герою и пять вопросов автору относительно проблем и смысла рассказа.
ХОД УРОКА
"Я не думал, о чем писал..."
Харуки Мураками I. Вступительное слово учителя.
Литературный процесс - это процесс постоянно развивающийся, постоянно обновляющийся именами молодых писателей. Новые авторы создают новые художественные миры.
Редкая дискуссия из тех, что так любят устраивать японские литературные журналы, обходит три имени - Рю Мураками, Харуки Мураками и Есимото Банана, которые стали своего рода символами нового времени и новой литературы. Тиражи, которыми распродаются книги, просто невероятные для прозы неразвлекательного жанра. Они в десятки раз выше, чем, к примеру, у самых главных бестселлеров Мисима в 50-е и 60-е годы. Но такой грандиозный коммерческий успех всегда подозрителен - можно ли отнести столь "ходовые" произведения к серьезной литературе?
О чем же они пишут? Наиболее плодовитым считают Мураками Рю. Он же своим первым бестселлером "Бескрайняя, почти прозрачная синь" (1977) открыл читателю литературу, претерпевшую метаморфозу. Его герои легкомысленные, "без царя в голове" юнцы, которых интересуют только секс и наркотики. Автор дразнит, провоцирует читателя, ломает все табу. И все же экзотичность и щекотание нервов, гарантирующие спрос на книги Мураками Рю, оказались для японцев менее привлекательными, чем замедленный, лиричный и в целом куда более традиционный мир его однофамильца Харуки Мураками. Почти все произведения Харуки Мураками, от его рассказов до знаменитых романов "Слушай песнь ветра", "Приключение с овцами", "Конец света и крутая Страна Чудес", "Норвежский лес", "Танцуй, танцуй!" ("Дэне, дэнс!"), "Хроники Заводной птицы", "Кафка на пляже" - посвящены молодежи, причем герои постепенно взрослеют вместе с автором.(Смотри в приложениях компакт-биографию Харуки Мураками и перечень его произведений.)
Наш сегодняшний разговор о новом имени в литературе, которую для себя столь активно открывает молодой читатель вместе с именами Ричарда Баха, Пауло Коэльо. Одним из самых читаемых является Харуки Мураками.
Обычно писатели отрицают какую-то определенную цель написания своих произведений. Они говорят о том, что пишут, так как не могут не писать, что это предопределено свыше. Сам Харуки Мураками говорил, что "... не думал, о чем писал". И вместе с тем, каждый писатель, создавая свое произведение, втайне надеется, что оно будет принято читателем.
- Вы дома познакомились с одним из рассказов Харуки Мураками, вошедших в самый известный его сборник "Призраки Лексингтона". Это рассказ "Молчание",
//. Этап предпонимания (первичного восприятия текста с учетом опережающего задания к уроку).
> - Хотелось бы узнать, как вы для себя открывали новое имя в литературе?
>- - Что вас привлекло в рассказе?
- Что и почему показалось непонятным?
- Испытывали ли вы какие-то затруднения, оценивая художественную модель мира, представленную в рассказе "Молчание"?
- Какие чувства переживали, читая текст?
- О чем задумались?
- Возможно, вам захотелось задать какие-то вопросы автору и героям, подискутировать с ними?
(После выслушивания мнений учащихся учитель создает проблемную ситуацию, стимулирующую мышление школьников к определению темы).
///. Определение темы урока и мотивация учебной деятельности
- Все, сказанное вами, в определенной степени подчинено главному ключу рассказа. Как вы считаете, каков он? Что мы можем назвать главным центром притяжения текста?
Молчание.
-
Но ведь молчание бессловесно. А можем ли мы так сказать о молчании Харуки Мураками? Действительно ли его молчание молчит?
Нет, оно говорит, возможно с опозданием лет на пятнадцать. В некоторые моменты в повествование как бы врывается крик души героя.
- Выделите из предложенных вами вариантов определения проявления молчания то, которое, по-вашему, наиболее соответствует авторскому замыслу.
(Формулирование темы урока учащимися).
Тема: О чем "кричит" молчание Харуки Mураками?
Решая эту загадку, мы попытаемся определить, в чем заключается секрет такой невероятной популярности произведения Харуки Мураками; чем он интересен именно молодому читателю; можно ли отнести его творчество к серьезной литературе; о чем заставляют задуматься читателя подобные тексты художественной литературы.
Определим, насколько мы готовы углубиться в суть молчания одного из самых интересных современных писателей.
IV. Анализ хронотопа рассказа (пространственно-временных отношений)
Начнем выстраивать модель художественно-временных отношений.
- Как вы считаете, что для автора имеет большее значение - пространство или время действия в рассказе?
- Где и когда начинается действие в рассказе "Молчание"?
В аэропорту, перед посадкой в самолет.
Начало декабря.
"Небо затянуто тяжелыми тучами, будто его плотно закрыли крышкой".
"В аэровокзале было битком", "... топили нещадно", "постепенно приходилось вытирать пот" (Характерный пример хронотопа, представляющего замкнутое пространство, насыщенное большим количеством людей (эффект толпы; люди, собравшиеся в аэровокзале, не объединены ничем, кроме потребности лететь каждый по своим делам, по своему расписанию, общности интересов нет, каждый сам по себе). Аэровокзал - символический образ.
- С чего начинается повествование? Почему с вопроса? Ожидал ли спрашивающий получить ответ на свой вопрос?
В атмосфере ожидания, когда из-за погодных условий люди находятся в ситуации неопределенности, "болтали о пустяках, убивая время". Аэропорт как микромодель мира, ограниченного, давящего, упорядоченного и регламентированного (по делам должны были лететь в Ниигату), но зависимого от условностей (от погоды). Разговоры обычно ведутся ни о чем.
V. Аналитическая интерпретация текста
Неожиданно оказалось, что был зацеплен самый болезненный момент в судьбе Одзавы.
- Какая же проблема была зацеплена этим, казалось бы, праздным вопросом? имеет ли право один человек ударить другого; имеет ли он право быть агрессивным, совершать насилие; как противостоять агрессии других;
какими вообще должны быть взаимоотношения между людьми;
перед какими проблемами человек бессилен и прочее.
- Ожидал ли спрашивающий, что разговор приобретет именно такой поворот? Почему? Кто такой собеседник Одзавы? Почему ему было непонятно увлечение боксом Одзавы?
Скорее всего, нет. Он даже не знал, что будет вообще ответ и поддержка разговора. Считал Одзаву почти идеальным (собеседник его сослуживец, знает Одзаву довольно хорошо, вместе летят по делам в Ниигату). "Тихий, ненавязчивый, в работе честен и терпелив", "с сослуживцами справедлив". Выдержан, не жаловался, не злословил. Ему 31 год.
Странная мысль: "по своему характеру он нисколько не похож на человека, отдавшего боксу почти 20 лет жизни..." ("включали даже в национальную команду", "неизменный победитель студенческих турниров").
- Какое же был ответ Одзавы?
не хотел бить
Собственно он дает два ответа
ударил
- Почему же возникла такая проблема, почему не сумел Одзава с собой совладать? Поразмыслим, когда это произошло?
Одзаве было 14 лет: "Только-только начал заниматься боксом", "не знал, в чем техника этого вида спорта" (только ли бокса не знал герой?)
"ударил, совсем не собираясь этого делать"
но ударил - "был как заведенный" в тот момент
"рука выскочила непроизвольно - как пружина"
"и после удара продолжало трясти от злости"
(Руководствовался не разумом, а чувствами. Клеветой Аоки было задето его достоинство. Чувство мести, желание восстановить справедливость. В тот момент не думал о том, чтобы поискать какой-то другой, ненасильственный способ решения проблемы. Мудрецы говорят, что в таких ситуациях чувства - плохой советчик).
Вывод. Ударил механически и сразу же пожалел.
- Почему пожалел?
Потому что уже начал заниматься боксом, но еще не знал, в чем техника этого вида спорта. Начал взрослеть, интуитивно осознавал, что кулаками проблему не решить. Только приблизился к философии бокса, но еще ее не постиг.
- Поговорим о боксе подробнее. О его роли в жизни героя.
Для собеседника Одзавы было странным его занятие боксом. Почему?
Бытует мнение, что бокс - это спорт жестких людей, даже очень жестоких (Майк Тайсон). А Одзава был слишком мягким человеком, слишком спокойным и уравновешенным. (Но ведь есть и бокс Виталия и Владимира Кличко!).
"... занялся боксом с подачи своего дяди, управляющего спортивным залом. Причем не каким-нибудь заурядным спортивным залом в захолустном городке, а кузницей первоклассных чемпионов".
Родители беспокоились, что сын вечно сидит у себя в комнате за книгами (ведет замкнутый образ жизни, что не характерно для четырнадцатилетнего подростка), предложили "позаниматься для общего развития".
"... не собирался посвящать себя боксу, но по-человечески любил дядю и начал беззаботно тренироваться, решив, что бросит это занятие, как только надоест".
"Искусство бокса, на удивление, покорило его сердце".
"Бокс... спорт молчаливых" (Что это значит?).
"... совершенно невиданный и немыслимый мир, что без всякой видимой причины овладел им целиком".
Бокс стал одним из немногих увлечений.
(Какие были другие увлечения? - Книги, отцовские пластинки с классической музыкой).
Исследовательские задания:
Прочитать отрывок со слов "Что привлекло меня в боксе?" до "Одзава с полминуты помолчал". Выделить ключевые слова, попытаться осмыслить целесообразность их введения в данный отрывок. Определить, какие из них имеют символический характер. Глубина - ? Колодец - ? Тень - ?
"до горечи грустное, кромсающее нервы"
Одиночество
но бывает и иное. И чтобы его достигнуть, нужно изо всех сил шлифовать свое тело. Без труда, как говорится, не вытащишь и рыбку из пруда. Это одна из тех истин, что я постиг благодаря боксу".
(О каком одиночестве идет речь? Почему бокс определяется Одзавой как труд? В чем смысл этой истины?).
- Как вы думаете, почему Одзава не хотел бередить прошлое? Почему стремился забыть этот случай? Рассмотрим более подробно сущность столкновения Одзавы и Аоки. Чем стал удар для Одзавы во взаимоотношениях с Аоки? Почему? Почему Аоки оговаривал
Это был выход неприязни, злости, ненависти.
- Почему Одзава возненавидел Аоки? Какой из героев, по-вашему, более интересен и привлекает больше ваше внимание как читателей, Одзава или Аоки? Можно ли назвать Аоки носителем зла, а Одзаву положительным героем?
(Составление сравнительной цитатной характеристики героев с аналитическим исследованием ключевых характеристик).
Одзава Аоки
"были совершенно противоположными лично- - "прилежный ученик"
стями" - "пользовался успехом"
-
"я считал себя молчуном и тихоней" - "для учеников был вожаком"
-
"не любил выделяться на общем фоне" - "для учителей - любимчиком"
-
"мог без труда переносить одиночество" - "не зазнавался"
-
"в каком-то смысле был не по годам разви- - "со многими дружил" тым подростком" (книги, пластинки с классиче- - "был веселым"
ской музыкой) - "словно на лбу высвечивался какой-то
-
"непривлекателен внешне" интуитивный расчет"
-
"средний ученик" ("учителя часто забывали "душок эгоизма и гордыни, что исходил от мое имя") него"
-
"не пытался выпячивать себя" - "был умным парнем и умело этот запах
-
"не рассказывал никому о своих увлечениях" скрывал" (какова роль метафоры запаха?)
"А он четкий малый!"
-
"болото" - "белый лебедь посреди болота"
-
я же не дурак" - - "умная голова... - и соображал быстро..."
-
"никто в классе не читал больше меня" - "подстраивал свое поведение под общение
-
"я был молод, старался скрывать этот мир с людьми"
от окружающих, но, случалось, непроизвольно - "заставлял всех восхищаться: мол, Аоки -
задирал нос и смотрел на одноклассников свы- классный парень!"
сока" - "мне он казался мелкой душонкой"
• "в те годы у меня был собственный - "зато у этого человека нет ничего своего.
мир"(Ш) Ему нечего противопоставить людям..."
- "мое самомнение задевало Аоки" - "он просто держит нос по ветру"
- "он был расчетливым малым"
ВЫВОД. Герои противопоставлены, более того - они антиподы. Обоих нельзя назвать идеальными. Аоки - внешний человек, носитель технократической модели мышления, расчетлив, приспособленец. Одзава - внутренний человек, его духовный мир богаче. При поверхностном знакомстве кажется, что Аоки выигрывает по сравнению с Одзавой ("В сравнении со мной... казался белым лебедем посреди болота"). У Аоки преимущество рассудочного характера, Одзава же более наделен интуицией. Он чувством, подсознательно понял всю мелочность "душонки" Аоки и не принял его, хотя для всех он был "любимчиком", "вожаком", "умной головой", "классным парнем".
- Как вы думаете, почему Одзава увидел истинного Аоки?
- Вернемся еще раз к боксу. Вы нашли в тексте определение бокса как "глубины", "труда". Не совсем понятно, почему бокс дает глубину? Какое значение для вас имеет само понятие бокс?
■
ВЫВОД. В боксе постижение философии ("глубины") происходит через совершенное овладение техникой - неразрывная связь духовного и физического - путь к гармонии. Бокс - это подготовка к жизненным испытаниям, глубина силы человеческого духа в его гармонии с телом. В боксе в художественной модели мира рассказа Харуки Мураками "Молчание" мы видим соединение европейской и восточной техники и философии боевых искусств.
- Определить связь с боксом других образов-символов текста.
ьокс
Бокс
Поделитесь с Вашими друзьями: |